Конспект занятия.
Тема: «Пробуждение природы»

ИОО: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Виды деятельности: игровая, продуктивная, познавательная, коммуникативная.

Цель: Закрепить представления детей о последовательности весенних изменений в природе.

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать у детей желание любоваться красотой природы.

- Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы, наступления тепла.

- Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Развивающие:

- Развивать речевую активность детей, расширять словарь.

- Закрепить представления о зимующих и перелетных птицах, их особенностях и разнообразии.

- Вызвать интерес к познанию природы.

Образовательные:

- Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, тает снег, сильнее греет солнце, набухают почки).

- Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных.

- Учить детей выполнять аппликацию из сыпучих материалов (манка, кокос), раскрашивать способом примакивания кисти.

Материал и оборудование: рисунки с изображением перелетных и зимующих птиц; листы бумаги с изображением подснежника; кокосовые стружки: голубого, зеленого цвета; манная крупа, окрашенная в коричневый цвет; кисти; клей; подставки для кисточек; салфетки; обручи; камушки голубого цвета; шкатулка.

Музыкальный ряд: музыкальная композиция И.П.Чайковского «Подснежник».

Зрительный ряд: использование ИКТ (показ слайдов «Пробуждение подснежников», солнца, журчание ручейка, пения птиц, животных с детёнышами).

Методические приёмы: беседа, игровая ситуация, чтение стихотворений, поговорок, показ и объяснение воспитателя, наблюдение за работой детей.

Предварительная работа: беседы и наблюдения за пробуждением природы на прогулке; рассматривание иллюстраций с изображением природы весной, насекомых, первоцветов, перелетных птиц; заучивание стихотворений о весне, пословиц, весенних примет.

 

Ход НОД:

- Тема нашего сегодняшнего занятия «Пробуждение природы». Сегодня ребята мы с вами отправимся в гости к природе. Я предлагаю вам подружиться с ней, раскрыть её тайны. Я очень рада что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

В. Ребята, как вы думаете, что такое природа?

Д. Всё что нас окружает: животные, растения, птицы, люди.

В. Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришел так тихо – тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почек вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.

Вот и к нам пришла весна. Назовите мне, пожалуйста, весенние месяцы?

Д. Март, апрель, май.

В. Март – месяц назван в честь бога войны Марса; Апрель – называют «даровитым» месяцем или «снегогодом»; а месяц май назван в честь богини Маий, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай. В. А сейчас поиграем в игру на внимательность. Я называю месяцы времен года, а вы делаете движения, соответствующие каждому времени года. Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко). Если осенний, то –приседаете (собираем картофель). Если зимний, то – прыгаем, греемся. Если весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растем.

В. Ребята, а как узнать, что пришла весна?

Д. по признакам.

В. Давайте поиграем в игру «Назовите признаки весны». Назовите, пожалуйста, мне самый первый признак весны.

Д. Солнце светит ярко.

В. К нам заглянуло солнце, но почему – то оно скучное, и лучики не яркие, совсем не греют.

В. А давайте, ребята, мы будем называть по одному признаку весны. И у нас будут появляться лучики.

Д. – снег и лед тает;

- появляются первые проталины;

- на деревьях набухают почки;

- прилетают с теплых краев птицы;

- с крыш домов капают сосульки;

- появляются первоцветы;

- дни становятся длиннее, ночи короче;

- бегут ручьи.

В. Вы ребята назвали все признаки весны, и у солнца появились лучики. Молодцы. Посмотрите ребята, как ярко светит солнце. Оно улыбается. Послушайте, а вот и первые ручейки зажурчали. (слушаем 30 сек.)

В. Ребята, а как вы думаете, о чем нам шепчет ручеек?

Д. он радуется голубому небу, солнышку.

В. Говоря про шум ручейка, я вспомнила одну пословицу: «Вода с гор потекла – весну принесла». А вы какие пословицы, можете вспомнить и рассказать.

Д. Апрель с водою, май с травою.

Весной солнышко как мама, и светит, и греет.

Март зиму кончает, весну начинает.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

В. Весна – удивительное и красивое время года. Весну любили и любят поэты, и восхваляли природу весны в своих стихах. А вы знаете стихотворения о весне? Прочитайте, пожалуйста. (читают трое детей).

Д. Тает снег, сосульки плачут

Ручейки бегут звеня,

Ветер — теплый- это значит,

Что уже пришла весна.

Природа проснулась, вся радостью дышит,

Становятся дни все длинней, и длинней,

И солнце гуляет все выше и выше,

И веет теплом от оживших полей.

Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле.

На озерах треснул лед, будто раскололи.

Облака бегут быстрей, небо стало выше.

Зачирикал воробей, веселей на крыше.

В. Ребята, а кто весну на крыльях приносит, вы узнаете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела…

А кого паук боится?

Угадали? Это…(птица).

В. Действительно, это птицы. Послушайте, как звонко слышны голоса птиц. (слушаем 30 сек.).

В. Вспомните, почему осенью многие птицы улетают в теплые края?

Д. Холодно, нечем питаться, исчезают насекомые.

В. Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг?

Д. Перелетные.

В. А каких перелетных птиц вы знаете?

Д. Скворцы, грачи, ласточки, аист, соловьи, дикие утки, журавли, лебеди, цапля, кукушка.

В. А птиц, которые остаются с нами зиму зимовать, как называют?

Д. Зимующие

В. Назовите мне зимующих птиц, которых вы знаете?

Д. Ворона, воробей, синичка, голубь, сорока, снегирь, клест, дятел.

В. Молодцы, ребята. А какую пользу приносят птицы?

Д. Уничтожают насекомых, вредных червей, гусениц, они охраняют посевы от вредителей.

В. Давайте вспомним, что птицы делают весной?

Д. Строят гнезда, выводят птенцов.

В. А из чего строят гнезда птицы?

Д. Из веток, засохшей травы.

В. А как человек помогает птицам весной?

Д. Делают скворечники.

В. Молодцы, ребята. Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. Посмотрите, у нас по всей группе лежат рисунки с изображением птиц. Вы должны узнать этих птиц, какие они, перелетные или зимующие. Затем, пока звучит музыка, вы летаете по всей группе, а потом должны залететь в свои гнезда «обручи», перелетные в зеленые, а зимующие в красные.

В. Молодцы, ребята, справились с заданием.

В. Ребята, а какие изменения происходят в жизни диких животных с наступлением весны?

Д. Животные меняют теплую шубу на редкую, короткую; меняют цвет шкуры.

В. Этот процесс у животных называется - линька. Повторите.

В. А какие это животные?

Д. Заяц, белка.

В. А почему изменяется их окраска?

Д. Чтобы не быть замеченными для врагов.

В. А что происходит в жизни медведя, с приходом весны?

Д. Пробуждается от спячки.

В. Какое важное событие происходит у животных весной?

Д. Рождение детенышей.

В. А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку», вам нужно определить, правильно ли животные нашли своих детенышей.

В. Давайте – же, ребята, попробуем раскрыть главный секрет волшебницы весны. Ведь изменения происходят не только в жизни птиц, животных, но и в жизни растений.

В. Посмотрите, ребята, на результаты опыта с ветками тополя. Вспомните, что мы с вами сделали две недели назад?

Д. Одни ветки поставили в воду в теплой группе, а другие положили в холодильник.

В. Что же произошло ребята? В чем же состоит главный секрет оживления в жизни растений?

Д. Тепло.

В. Правильно, это тепло.

В. А что за чудесный запах? Вдохните его. Весь воздух пропитан замечательным ароматом весны. С её приходом пробуждается вся природа. Кругом лежит снег, а из первой проталины, прямо из – под снега появился замечательный цветочек (показываем слайд). Как он называется?

Д. Подснежник.

В. Посмотрите, какие это хрупкие, снежные цветы белоснежно – голубоватого цвета. Они словно просыпаются после зимнего сна, стряхивая с себя снежные пушистые покрывала.

В. А сейчас нам Алина прочитает стихотворение «Подснежник».

В тени берез, у речки звонкой,

Под бодрый тихий голосок,

Он распустился потихоньку.

Он вырос тоненький и нежный,

Своей красой, чаруя всех.

Его зовут лесной подснежник,

Познал он счастье и успех.

Ему березы шепчут сказки,

Играет ветер озорной.

А он стоит, согретый лаской,

Рожденный солнцем и весной.

С.Ю. Лизунова.

В. Скажите, ребята, почему распустился подснежник?

Д. Потому что пригрело солнышко, наступила весна.

В. Сегодня, мы тоже с вами, ребята, разбудим подснежники (объясняю технику последовательности аппликации).

На листе бумаги изображен контур подснежника. Дети «клеят» кокосовой стружкой, голубого цвета – бутон; зеленого цвета, окрашенной манной крупой – листья и стебелек цветка; коричневого цвета манной крупы – землю.

В. Во время работы нам будет помогать музыка П.И. Чайковского «Подснежник».

В. Покажите свои подснежники друг другу, какие замечательные цветы у вас получились. Давайте выложим поляну на ковре из этих красивых подснежников. Возьмемся за руки, сделаем круг вокруг поляны, споем песню «Веснянка».

В. Давайте – же вспомним, ребята, весна какая?

Д. Шаловливая, теплая, радостная, дружная, звонкая, веселая, таинственная, солнечная, хмурая, тихая, робкая, мрачная, сказочная, светлая, волшебная, шумная, хрустальная, загадочная, светло-зеленая, светло-голубая, изумрудная, лучезарная.

В. И так, ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? (ответы детей)

В. Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Всё прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее от человека».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Источники творчества в профессии для молодого педагога

Источники творчества в профессии для молодого педагога Что же такое творчество, есть ли место творчеству в профессии педагога и где источник...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4 лет «Русский народный костюм» Программное содержание: Познакомить детей с национальной русской одеждой...

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ «Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький…

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький, группировка по цвету, один, много, ни одного» Младшая группа №2 Цель: Учить...

«Книга – лучший друг»

«Книга – лучший друг» Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютером, телефоном и телевизором и всё реже читают книги...

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе Актуальность: темы заключается в том, чтобы помочь детям получить более широкие знания о труде...