Конспект занятия.
Тема: «Пробуждение природы»
ИОО: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».
Виды деятельности: игровая, продуктивная, познавательная, коммуникативная.
Цель: Закрепить представления детей о последовательности весенних изменений в природе.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать у детей желание любоваться красотой природы.
- Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы, наступления тепла.
- Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Развивающие:
- Развивать речевую активность детей, расширять словарь.
- Закрепить представления о зимующих и перелетных птицах, их особенностях и разнообразии.
- Вызвать интерес к познанию природы.
Образовательные:
- Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, тает снег, сильнее греет солнце, набухают почки).
- Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных.
- Учить детей выполнять аппликацию из сыпучих материалов (манка, кокос), раскрашивать способом примакивания кисти.
Материал и оборудование: рисунки с изображением перелетных и зимующих птиц; листы бумаги с изображением подснежника; кокосовые стружки: голубого, зеленого цвета; манная крупа, окрашенная в коричневый цвет; кисти; клей; подставки для кисточек; салфетки; обручи; камушки голубого цвета; шкатулка.
Музыкальный ряд: музыкальная композиция И.П.Чайковского «Подснежник».
Зрительный ряд: использование ИКТ (показ слайдов «Пробуждение подснежников», солнца, журчание ручейка, пения птиц, животных с детёнышами).
Методические приёмы: беседа, игровая ситуация, чтение стихотворений, поговорок, показ и объяснение воспитателя, наблюдение за работой детей.
Предварительная работа: беседы и наблюдения за пробуждением природы на прогулке; рассматривание иллюстраций с изображением природы весной, насекомых, первоцветов, перелетных птиц; заучивание стихотворений о весне, пословиц, весенних примет.
Ход НОД:
- Тема нашего сегодняшнего занятия «Пробуждение природы». Сегодня ребята мы с вами отправимся в гости к природе. Я предлагаю вам подружиться с ней, раскрыть её тайны. Я очень рада что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
В. Ребята, как вы думаете, что такое природа?
Д. Всё что нас окружает: животные, растения, птицы, люди.
В. Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришел так тихо – тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почек вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.
Вот и к нам пришла весна. Назовите мне, пожалуйста, весенние месяцы?
Д. Март, апрель, май.
В. Март – месяц назван в честь бога войны Марса; Апрель – называют «даровитым» месяцем или «снегогодом»; а месяц май назван в честь богини Маий, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай. В. А сейчас поиграем в игру на внимательность. Я называю месяцы времен года, а вы делаете движения, соответствующие каждому времени года. Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко). Если осенний, то –приседаете (собираем картофель). Если зимний, то – прыгаем, греемся. Если весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растем.
В. Ребята, а как узнать, что пришла весна?
Д. по признакам.
В. Давайте поиграем в игру «Назовите признаки весны». Назовите, пожалуйста, мне самый первый признак весны.
Д. Солнце светит ярко.
В. К нам заглянуло солнце, но почему – то оно скучное, и лучики не яркие, совсем не греют.
В. А давайте, ребята, мы будем называть по одному признаку весны. И у нас будут появляться лучики.
Д. – снег и лед тает;
- появляются первые проталины;
- на деревьях набухают почки;
- прилетают с теплых краев птицы;
- с крыш домов капают сосульки;
- появляются первоцветы;
- дни становятся длиннее, ночи короче;
- бегут ручьи.
В. Вы ребята назвали все признаки весны, и у солнца появились лучики. Молодцы. Посмотрите ребята, как ярко светит солнце. Оно улыбается. Послушайте, а вот и первые ручейки зажурчали. (слушаем 30 сек.)
В. Ребята, а как вы думаете, о чем нам шепчет ручеек?
Д. он радуется голубому небу, солнышку.
В. Говоря про шум ручейка, я вспомнила одну пословицу: «Вода с гор потекла – весну принесла». А вы какие пословицы, можете вспомнить и рассказать.
Д. Апрель с водою, май с травою.
Весной солнышко как мама, и светит, и греет.
Март зиму кончает, весну начинает.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
В. Весна – удивительное и красивое время года. Весну любили и любят поэты, и восхваляли природу весны в своих стихах. А вы знаете стихотворения о весне? Прочитайте, пожалуйста. (читают трое детей).
Д. Тает снег, сосульки плачут
Ручейки бегут звеня,
Ветер — теплый- это значит,
Что уже пришла весна.
Природа проснулась, вся радостью дышит,
Становятся дни все длинней, и длинней,
И солнце гуляет все выше и выше,
И веет теплом от оживших полей.
Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле.
На озерах треснул лед, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше.
Зачирикал воробей, веселей на крыше.
В. Ребята, а кто весну на крыльях приносит, вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела…
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица).
В. Действительно, это птицы. Послушайте, как звонко слышны голоса птиц. (слушаем 30 сек.).
В. Вспомните, почему осенью многие птицы улетают в теплые края?
Д. Холодно, нечем питаться, исчезают насекомые.
В. Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг?
Д. Перелетные.
В. А каких перелетных птиц вы знаете?
Д. Скворцы, грачи, ласточки, аист, соловьи, дикие утки, журавли, лебеди, цапля, кукушка.
В. А птиц, которые остаются с нами зиму зимовать, как называют?
Д. Зимующие
В. Назовите мне зимующих птиц, которых вы знаете?
Д. Ворона, воробей, синичка, голубь, сорока, снегирь, клест, дятел.
В. Молодцы, ребята. А какую пользу приносят птицы?
Д. Уничтожают насекомых, вредных червей, гусениц, они охраняют посевы от вредителей.
В. Давайте вспомним, что птицы делают весной?
Д. Строят гнезда, выводят птенцов.
В. А из чего строят гнезда птицы?
Д. Из веток, засохшей травы.
В. А как человек помогает птицам весной?
Д. Делают скворечники.
В. Молодцы, ребята. Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. Посмотрите, у нас по всей группе лежат рисунки с изображением птиц. Вы должны узнать этих птиц, какие они, перелетные или зимующие. Затем, пока звучит музыка, вы летаете по всей группе, а потом должны залететь в свои гнезда «обручи», перелетные в зеленые, а зимующие в красные.
В. Молодцы, ребята, справились с заданием.
В. Ребята, а какие изменения происходят в жизни диких животных с наступлением весны?
Д. Животные меняют теплую шубу на редкую, короткую; меняют цвет шкуры.
В. Этот процесс у животных называется - линька. Повторите.
В. А какие это животные?
Д. Заяц, белка.
В. А почему изменяется их окраска?
Д. Чтобы не быть замеченными для врагов.
В. А что происходит в жизни медведя, с приходом весны?
Д. Пробуждается от спячки.
В. Какое важное событие происходит у животных весной?
Д. Рождение детенышей.
В. А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку», вам нужно определить, правильно ли животные нашли своих детенышей.
В. Давайте – же, ребята, попробуем раскрыть главный секрет волшебницы весны. Ведь изменения происходят не только в жизни птиц, животных, но и в жизни растений.
В. Посмотрите, ребята, на результаты опыта с ветками тополя. Вспомните, что мы с вами сделали две недели назад?
Д. Одни ветки поставили в воду в теплой группе, а другие положили в холодильник.
В. Что же произошло ребята? В чем же состоит главный секрет оживления в жизни растений?
Д. Тепло.
В. Правильно, это тепло.
В. А что за чудесный запах? Вдохните его. Весь воздух пропитан замечательным ароматом весны. С её приходом пробуждается вся природа. Кругом лежит снег, а из первой проталины, прямо из – под снега появился замечательный цветочек (показываем слайд). Как он называется?
Д. Подснежник.
В. Посмотрите, какие это хрупкие, снежные цветы белоснежно – голубоватого цвета. Они словно просыпаются после зимнего сна, стряхивая с себя снежные пушистые покрывала.
В. А сейчас нам Алина прочитает стихотворение «Подснежник».
В тени берез, у речки звонкой,
Под бодрый тихий голосок,
Он распустился потихоньку.
Он вырос тоненький и нежный,
Своей красой, чаруя всех.
Его зовут лесной подснежник,
Познал он счастье и успех.
Ему березы шепчут сказки,
Играет ветер озорной.
А он стоит, согретый лаской,
Рожденный солнцем и весной.
С.Ю. Лизунова.
В. Скажите, ребята, почему распустился подснежник?
Д. Потому что пригрело солнышко, наступила весна.
В. Сегодня, мы тоже с вами, ребята, разбудим подснежники (объясняю технику последовательности аппликации).
На листе бумаги изображен контур подснежника. Дети «клеят» кокосовой стружкой, голубого цвета – бутон; зеленого цвета, окрашенной манной крупой – листья и стебелек цветка; коричневого цвета манной крупы – землю.
В. Во время работы нам будет помогать музыка П.И. Чайковского «Подснежник».
В. Покажите свои подснежники друг другу, какие замечательные цветы у вас получились. Давайте выложим поляну на ковре из этих красивых подснежников. Возьмемся за руки, сделаем круг вокруг поляны, споем песню «Веснянка».
В. Давайте – же вспомним, ребята, весна какая?
Д. Шаловливая, теплая, радостная, дружная, звонкая, веселая, таинственная, солнечная, хмурая, тихая, робкая, мрачная, сказочная, светлая, волшебная, шумная, хрустальная, загадочная, светло-зеленая, светло-голубая, изумрудная, лучезарная.
В. И так, ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? (ответы детей)
В. Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:
«Всё прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее от человека».
Читайте также |
---|
Источники творчества в профессии для молодого педагога
Источники творчества в профессии для молодого педагога Что же такое творчество, есть ли место творчеству в профессии педагога и где источник...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4…
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4 лет «Русский народный костюм» Программное содержание: Познакомить детей с национальной русской одеждой...
Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ
Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ «Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на...