Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности на тему: «Березы тоже плачут»

для детей старшей группы

Обучающая задача: Продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России, рассказать о том, какую пользу приносит это дерево людям.

Воспитывающая задача: Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Видеть и наслаждаться красотой русской берёзки на яву и в картинах.

Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Оборудование: Картины и иллюстрации с изображением берёзы в разное время года. Поделки из бересты. Засушенная веточка берёзы, живая веточка берёзы с почками.

Предварительная работа: Мы выбрали с младшей группы на участке детского сада своё дерево, это была - берёза. Постоянно наблюдали за ней. В каждое время года около берёзки проводили целевые занятия (осень, зима, весна, лето). Рисовали берёзку высокую и низкую, кудрявую и развесистую. Учили стихи С.А. Есенина «Белая береза», Прокопьев «Люблю берёзку» и другие. Читали рассказы, сказки. Летом собирали природный материал-кору (бересту). Засушили листочки, веточки, для флористики.

Часть I

Ход занятий: Воспитатель загадывает загадку:

«Стоит в поле молода,

Кудрява и стройна,

Как снег бела,

Как луг зелена.

Летом прохлаждает, зимой согревает,

А настанет весна - потёчет слеза» (берёза)                  

«Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не человек» (берёза)

Вот сегодня мы и поведём беседу о берёзе. Берёза - красавица русских полей. Символ земли русской. Шумит она своей листвой, украшает лес, нашу прекрасную землю, а иногда грустит, как-будто жалуется на кого-то.

Много стихов, песен сложено о ней, написано картин. Давайте послушаем музыку              

Стихотворение «Люблю берёзку» Прокопьева (читает ребёнок).

Ребята, а оказывается берёзы тоже плачут. Хотите знать почему?

Ранней весной с наступлением первых тёплых дней берёза просыпается после долгого глубокого зимнего сна. Что это значит?

Корни высасывают из почвы влагу с растворёнными в ней питательными веществами. Эта влага несёт к кроне всё, что необходимо для набухания почек, из которых потом, что появляется? (листочки).

Эту влагу и называют берёзовым соком. Он насыщен разными витаминами, которые полезны для человека. Из-за него люди и наносят раны берёзе, и она начинает плакать.

Да и как же иначе? Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители, и часто берёза погибает.

Что же делать? И сок нужен, берёзу жалко…(высказывание детей)

Оказывается, можно добыть сок, не причиняя берёзки вреда и боли. Достаточно аккуратно срезать с неё веточку, привязать к этому месту банку - и к утру в неё наберётся берёзовый сок.

И ещё запомните: срезать ветки можно только с больших берёз, а потом это место обязательно залепить садовой замазкой.

Берёзовый сок очень полезен, и его используют, как лекарство при разных заболеваниях, как витаминное средство.

Берёза - одно единственное дерево с белой корой. Это делает её особенно привлекательной, трогательной и нежной. С кем мы можем её сравнить? (высказывание детей)

Прекрасна берёзка в любое время года. Осенью в золотом убранстве, зимой - сверкающая в ажурном инее (чтение стихотворения Есенина «Белая берёза»), летом - длиннокосая, кудрявая; весной - ослепительно-белая на фоне изумрудной травы (рассказ сопровождается рассматриванием картин, изображающих берёзу в разное время года на фоне музыки П.И.Чайковский «Осенняя песня»)

Но испокон веков берёза радовала людей не только красотой. Много пользы она приносит нам с вами.

О целительном берёзовым соке мы уже знаем. Кто хочет поделиться своими знаниями о пользе берёзы? (высказывание детей).

Из берёзы изготовляют мебель, плетут корзины, делают краски, чернила. Берёзовые дрова незаменимы: они горят долго и дают много тепла. А какая русская банька не обойдется без берёзового веника - все хвори и боли выгонит из вас.

Подумайте и скажите: что каждый из вас может сделать, чтобы берёз стало больше, чтобы они радовали нас своей красотой и приносила пользу? (не ломать молодые деревца, посадить, ходя бы, одно дерево…).

Часть II Пословицы и поговорки о лесе, о природе

(дети по очереди вспоминают пословицы и поговорки).

1. Лес - богатство и краса, береги свои леса.

2. Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

3. Люби лес, люби природу - будешь вечно мил народу.

4. Кто природу губит, тот свой край не любит.

5. Лесная сторона не одного волка, а и мужика кормит.

6. Берёзовые почки – берегите для примочки…

В жизни людей есть праздники. Вот так и в жизни берёзки есть свой праздник. Как он называется? Кто знает?

Троица - праздник старый. Это пограничный праздник- встреча весны с летом. В этот день украшали избы и дворы веточками берёзы, водят хороводы, обряды, поют песни. Это праздник девушек. Девушки плетут венки и украшают берёзки ленточками.

Существуют приметы на троицу:

1. На троицу дождь - много грибов.

2. Если веточки берёзы через 3 дня свежие - ожидай мокрого сенокоса.

3. Венок тонет - к несчастью, а не тонет - к счастью.

Троица - духов день, семик и берёзка.

А сейчас давайте поводим хоровод около берёзки (можно взять веточки берёзки с водой в вазе) и украсим её разноцветными ленточками.

Хоровод «Берёзка, моя берёзонька» Филиппенко.

Воспитатель показывает письмо, которое прислали дети из школы №1, они просят детей - дошколят принять участие в акции «Берёзкины слёзки».

В заключение занятия:

Прозрачен, чист сок берёзовый, как слеза. Угощайтесь!

«Пейте сок берёзовый, чтобы были щечки розовыми!» (предлагаю попить уже приготовленный сок).

Во вторую половину дня можно предложить детям нарисовать листовки с запретными знаками о берёзе. Вместе с родителями развесить их на свои и соседские подъезды: «Берёзкины слёзки».


Список литературы:

1) Журнал «Дошкольное воспитание» №11 1995.

2) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. Новая школа. Москва 2005г.

3) Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы., М. Лабиринт,1993.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация инклюзивного образования в детском саду

Организация инклюзивного образования в детском саду (Опыт работы) Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом...

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий...

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте Что такое театр? «Театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания...

Читайте также

Наша группа Шалуны

Наша группа Шалуны В наступившем учебном году в группу «Шалуны» пришли новые ребята. Кто-то уже ходил в младшую группу, а для кого-то...

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад»

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад» Цель: Развивать коммуникативные качества. Доставить детям радость и удовольствие от участия в празднике, продолжать воспитывать...

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...