Конспект занятия «Маленькие помощники большой природы»

Цель:

  • развивать интерес к открытиям через исследовательскую деятельность;
  • умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы;
  • учить делать выводы и умозаключения;
  • развивать у детей навыки сотрудничества, взаимной эмпатии;
  • способствовать проявлению творческих способностей ребенка,
  • способствовать развитию у детей представлений о взаимосвязи человека и природы;
  • продолжить формирование обобщенного представления о лесе как доме растений и животных, которые находятся в тесных связях между собой, воспитывать понимание недопустимости разрушения этих взаимосвязей;
  • уточнить знания о правилах поведения в лесу и у реки, учить осознанно применять их;
  • воспитывать чувство любви и сострадания ко всему живому, умение придти на помощь, показать красоту природы и проблемы ее загрязнения.        

Речевая задача: на основе опытов высказывать суждения, делать выводы.  

Оборудование: модель реки, стаканчики, воронки, фильтры, набор деталей модели      леса, ковролин, охранные знаки.

 

Ход занятия

Вос-ль: В некотором царстве, в некотором государстве жила - была матушка, и звали ее Землей.

Мудрая Матушка Земля над поверхностью своей распахнула Небо,

Чтобы все могли дышать, а птицы в воздухе летать.

 

Мудрая матушка Земля так щедро расплескала Воду,

Чтобы все живое могло пить ее и получить свободу.

 

На каменный покров тонким слоем землю наложила,

Чтоб для большинства ее детей кормилицей

 

Земля была и уютным домом   стала.

Мудрая матушка Земля Человека сотворила,

Чтоб помощником он верным был и Защитником и Другом для Природы.

Я - дочь матушки Земли, посланник леса и реки. Пришла к вам за помощью. Я пришла к вам не случайно, потому что только вы, можете помочь природе и детей ее спасти.  

- Готовы ли вы помочь? Я превращаю вас в помощников природы. Теперь вы, не Тани и Алеши, а капельки, тучки, цветочки, листочки.

-  Я приглашаю вас на прогулку. Ой, что это? Посмотрите, что здесь
произошло? (Рассуждения детей).

- Давайте послушаем, на что же жалуется река.
(Голос реки) - Для меня настали трудные дни. Вы уже не найдете реки и

озера, из которых могли бы выпить чистой и студеной воды. И это все сделал Человек. Он лил в реку любую грязь, бензин, мыл машины, на рыбы ставил сети, разрушил берега. А у меня в доме живут рыбы, растения, которым теперь невыносимо тяжело. Я погибаю.

Вос-ль:   Я не хочу чтоб речка высыхала,

Где плещут столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где теплый ветер так порою тих.

- Ребята, посмотрите, я эту воду набрала в этой реке, какая она?

-  Дети: Грязная.

-  Смогут ли в ней нормально жить рыбы, птицы, насекомые?

- А как пострадал человек от этого?

- Не сможет использовать эту воду для питья, купания, отдыха.

Вос-ль: Что мы можем сделать для того, чтобы помочь реке?

(Воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых стоят банки с грязной водой, стаканы с воронками, ватные диски)

(Ответы и рассуждения детей)

- Давайте мы сейчас очистим грязную воду с помощью нашего фильтра, чтобы она опять стала чистой и речка выздоровела.

Опыт: Очистка воды при помощи фильтров.

Через фильтр (ватные диски) дети сливают грязную воду в пустой стаканчик.  Сравнение: Какая стала вода? Как вы думаете, смогут ли в такой воде жить водные обитатели?

Умозаключение: Значит, для того, чтобы им хорошо жилось, вода должна быть чистой.

- В основном воду для питья берут из рек или из под земли, где она залегает .Фильтруют или очищают ее большие очистительные сооружения и вода поступает к нам чистая и все же ее надо перед употреблением кипятить.

Вос-ль: А как еще можно помочь реке?

(Выслушиваются все предложения детей)

- Все вместе очистим берег реки от мусора .

(Дети собирают мусор в мусорные пакеты).

Посмотрите, что произошло? (Рассуждения детей)

- Верно ребята, река выздоровела и ожила, в ней опять плавают рыбы и цветут кувшинки. (Голос реки)

- Спасибо, ребята! Я думала, мне придется погибнуть среди мусора, а вы спасли меня! Теперь я снова чистая, прозрачная. Приходите ко мне в гости, вас я не боюсь, ведь вы не будете разбрасывать мусор на моих берегах.

Игра «Город больше, лес все меньше.»

На полу кольцом выкладывается ленточка. Она условно обозначает границы леса. Дети не могут выходить за пределы круга,но внутри просторно, и они гуляют, изображая обитателей леса.

По ходу игры педагог несколько раз останавливает ребят, объясняя, что условия существования изменились: часть леса вырубили или территория, занятая лесом, стала меньше, т.к. на его месте построен город, завод, проложена дорога. При введении каждого нового условия площадь круга уменьшается. Вос-ль: Хорошо ли вам, птицы, звери? Почему вам теперь не нравится?

Дети обсуждают изменение условий обитания и их влияние на жителей леса, придумывают, как помочь лесу . (Посеять семена трав, высадить деревы ит.д.)

Выстраивается биоценоз леса.

Вос-ль: Какие деревья растут в лесу? А какие ягоды, грибы вы знаете? В лесу живет много разных животных? Какой лесной зверь в нашем лесу самый большой? (Лось) Какой самый сильный? (Медведь) Какой самый хищный? (Волк) Какой самый хитрый (Лиса) Какой самый быстроногий (Заяц). Каких животных вы еще можете назвать? А какие птицы живут в лесу? Чем питаются птицы? А каких насекомых вы знаете? (Дети называют и выкладывают на панно.)

Вос-ль: Посадили мы деревья, и взошла у нас трава. Кислорода будет много, будет рада детвора!

Мы на славу потрудились, все растения прижились.

Вос-ль: Люди часто не задумываются о своем отношении к природе, «обижают ее», неправильно ведут себя во время отдыха на берегах, уничтожают водяных жителей. А для того, чтобы люди знали как вести себя у реки, в лесу, мы расставим охранные знаки. (Дети расставляют знаки по своим местам.)

-   Ребята, а зачем нужны правила поведения в лесу и у реки? Что случится, если люди не будут выполнять правила?

-   Исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся звери. Лес будет скучным, унылым и некрасивым. Ребята, вы большие, и должны выполнять эти правила и рассказывать о них своим товарищам, малышам и взрослым.

- Наша прогулка закончилась. Давайте вернемся в группу. Закройте глаза, сосчитайте до десяти (пока дети считают убрать лес и реку.) Вот мы и в группе. А эти правила мы покажем родителям, детям младшей группы, что бы все их знали и выполняли.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Источники творчества в профессии для молодого педагога

Источники творчества в профессии для молодого педагога Что же такое творчество, есть ли место творчеству в профессии педагога и где источник...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4 лет «Русский народный костюм» Программное содержание: Познакомить детей с национальной русской одеждой...

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ «Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький…

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький, группировка по цвету, один, много, ни одного» Младшая группа №2 Цель: Учить...

«Книга – лучший друг»

«Книга – лучший друг» Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютером, телефоном и телевизором и всё реже читают книги...

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе Актуальность: темы заключается в том, чтобы помочь детям получить более широкие знания о труде...