Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для детей 4 – 5 лет

«Всем знакома Чародейка Матушка – Зима»

Цель:

обобщить и систематизировать представления детей о взаимосвязи явлений в природе.

Задачи:

  • образовательные: закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления;
  • обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.
  • воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.

Активизация словаря:

просторы, хозяйничает, забавы, приметы, поземка, бураны, хрупкие, кристаллики, хлопья, иней, хлопочет, скрепила лед, крепость, отпечатки, нагулял жир, шатуны, рыщет, кормежка, кочерыжка, логово, лежка, петлять, лютует, полинял, плутовка, запорошила, уволок, лик.

Материал:

костюм Деда Мороза; фонограмма П.И.Чайковского «Хрустальная симфония зимы»; Картина А.С. Степанова «Зимний пейзаж»; модель снежинки; схема стихотворения О. Высоцкой «Мастерица Зима»; картина «Зимние забавы»; тюль («снег»), мяч («комок снега»); плакат с изображением «следов» лесных зверей; плакат с изображением диких животных, цветовые модели (соответствующие звери); костюмы медведя, ежика, белки, зайца, волка, лисы; цветовые модели зимующих птиц; загадки-фишки.

Предварительная работа:

чтение рассказов и стихотворений о зиме; рассматривание пейзажных картин, заучивание зимних загадок, беседа о приметах зимнего периода; наблюдение за снегом; заучивание стихотворения О.Высоцкой «Мастерица Зима»; беседа о жизни растений, диких животных и птиц в зимний период; беседа о видах развлечений зимой; знакомство с поговорками, приметами и скороговорками на зимнюю тематику; заучивание кричалки «Что вам нравится зимой?»; беседа о правилах в зимний период; заучивание драматизации «Звери зимой»; ТРИЗ (работа с моделями и схемами).

План занятия:

I . Организационный момент:

1. Вход Деда Мороза под фонограмму П.И.Чайковского «Хрустальная симфония зимы» с загадкой о Зиме.

  • Просьба к детям рассказать о том, как хозяйничает Зима.

II. Основная часть:

1. Рассказы детей о признаках зимы по пейзажной картине А.С.Степанова «Зимний пейзаж». Рассказы детей об образовании снега с использованием модели «Снежинка».

2. Рассказы детей о жизни растений зимой.

  • Стихотворение О.Высоцкой «Мастерица Зима по схеме.
  • Скороговорка Деда Мороза о ели.
  • Зимние приметы.

3. Рассказы детей об играх зимой по картине «Зимние забавы».

  • Пословицы о зиме со «снежком-мячом».

4. Физкультминутка:

  • Кричалка «Что вам нравится зимой?» (имитация движений под «тюлем-снегопадом».
  • Правила зимой.

5. Следы зверей. Рассказы детей о жизни зверей в зимний период с использованием изображений , цветовых

моделей и схем.

  • Драматизация «Звери зимой в лесу» с использованием костюмов.

6. Рассказы детей о зимующих птицах с использованием цветовых моделей.

III. Заключительная часть:

1. Дед Мороз благодарит детей за рассказы о зимнем периоде, собирается в путь, просит помочь наполнить пустой мешок подарками для других детей.

2. Дети наполняют мешок своими загадками-моделями о зиме.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Под фонограмму П.И.Чайковского «Хрустальная симфония зимы» входит Дед Мороз с мешком.

Дед Мороз: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам с загадкой. Отгадаете ли вы ее?

«Кто в пуховой шубке белой

Легкой поступью и смелой

Вышел в час с утра?

На кудрях ее пушистых

Много блесток золотистых,

Много серебра…

Эти локоны седые,

Крупно в кольца завитые,

Бьются о плечо.

На губах зари багрянец,

На щеках живой румянец

Пышет горячо.

Рукавичкою взмахнула -

Раз, куда бы не взглянула ,

Застлан был ковер…

Новый взмах – речка встала

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

Кверху руку поднимает –

Вмиг деревья накрывает

Чистым серебром.

По вершинам бродят взоры –

И роскошные узоры

Вытканы кругом!

Эта белая шубейка

Всем знакома Чародейка –

Матушка – Зима!

/Л.Чарская/

Дети: Зима.

Дед Мороз: Правильно, это Зимушка – Зима. Обхожу леса, поля, просторы, города и села. Смотрю: везде ли порядок? Да уж очень устал. Немного отдохну, а вы мне, старому, уж расскажите, как хозяйничает у вас Зима?

Воспитатель: Дедушка Мороз, посиди, отдохни немножко, а уж мы тебе все расскажем: про природу зимнюю, про зверей и птиц, про зимние игры-забавы и праздники русские.

II. Основная часть:

Воспитатель (обращает внимание детей на пейзажную картину А.С.Степанова «Зимний пейзаж»): Ребята, расскажите дедушке Морозу, на самом ли деле к нам пришла Зима, и как вы об этом догадались? По каким приметам?

Примерные рассказы детей:

Зимой все ниже солнце движется над землей; оно светит, но не греет. Небо часто покрывают темные тучи. На землю падает снег. На улице морозно. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюга, бураны. Воздух становится холодным. Реки и озера покрываются льдом. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду.

При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.

Воспитатель (обращает внимание детей на большую снежинку):

«Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится».

/Плещеев/

Ребята, знаете ли вы, откуда появляется снег? Что вы знаете о снежинках? Какого цвета бывает снег?

Примерные рассказы детей:

Снег накрывает луга, поля, дома и улицы. Под теплым пушистым снегом тепло растениям. Под мягким одеялом им не страшен мороз. Снег спасает растения от мороза. Если в мороз мало снега – растения могут погибнуть.

Снежинки – чистые, хрупкие, сверкающие. Они падают из туч. Из водяного пара получаются крохотные льдинки – кристаллики.

Снежинки кружатся в воздухе и падают на землю. Одна снежинка – красивей другой. Они похожи на цветок, на звездочки. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда мороз не сильный – снежинки скатываются в белые шарики. А при сильном ветре у них обламываются лучи, и снежинки превращаются в снежную пыль. Если нет мороза, снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. На деревьях и проводах выступает иней. Снег под ногами хрустит, т.к. под тяжестью ломаются звездочки и лучи. Падая, снег ложится слоями. Растут сугробы. Снег ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви кустов и деревьев. Снежинки кружатся, виснут на бороде, ресницах, бровях.

При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о жизни растений зимой?

Примерные рассказы детей:

Зимой мало света, холодно, снежно – поэтому растения прекращают свой рост, отдыхают. Зимой растения не растут. Деревья и кусты сбросили листья и отдыхают до весны. Остались лишь хвоинки на елях и соснах. Эти растения всегда зеленые. Под снегом растениям тепло. Между снежинками есть воздух. Он защищает растения от холода.

При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.

Воспитатель: А знаете ли вы стихотворение о красоте Зимы?

Ребенок читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица Зима» по схеме:

«Зима спешит, хлопочет, укутала в снега

Все стежки и дорожки, скамейки и стога.

Белеют рукавицы на веточках берез,

Чтоб им не простудиться, чтоб выдержать мороз.

Зима связала дубу пушистый свитерок,

На ель надела шубу, на яблоню платок.

Надолго и надежно в реке скрепила лед.

Ходить по речке можно. Иди к нам, Новый год!»

Воспитатель: Ребята, давайте позабавим Деда Мороза, развеселим его нашей скороговоркой об одном из растений зимой.

Дети учат Деда Мороза проговаривать скороговорку с разной силой голоса, в разном темпе:

«Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели».

Воспитатель: Дед Мороз, наши ребята знают приметы зимы.

Дети поочередно называют зимние приметы:

  • «Если вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу».
  • «Если зимой снег глубокий – летом хлеб высокий».
  • «Если снежные хлопья стали крупными – жди потепления».

Дед Мороз: Хорошо у вас зимой, везде Зимушка постаралась, похозяйничала. Ребята, что-то вы мне не рассказали, как у вас дела с зимними забавами и развлечениями?

Воспитатель (обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»): Ребята, давайте расскажем про зимние развлечения.

Примерные рассказы детей:

Зимой весело, потому что можно кататься на горке, на коньках, на лыжах, на санках. Зимой можно играть к хоккей, лепить снеговиков.

При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.

Воспитатель: Да, веселое время года - Зима. Бодрит и веселит нас она. Предлагаю вам расположиться на лесной полянке и поиграть в зимнюю кричалку «Что вам нравится зимой?».

Дети перемещаются на ковер и, отвечая на вопросы, имитируют соответствующие движения кричалки под развивающимся «тюлью-снегом».

Что вам нравится зимой?

- Белые полянки

И на горке снеговой

Лыжи или санки.

Что вам нравится зимой?

- Мягкие сугробы,

Чтоб копаться день-деньской,

Крепость делать чтобы.

Что вам нравится зимой?

- Потеплей одеться,

В шубке теплой меховой

На морозе греться.

Что вам нравится зимой?

- Вся в игрушках разных

Елка в комнате большой

В новогодний праздник.

Воспитатель: Ребята, предлагаю на этой полянке посоревноваться. Кто поймает этот «комок-снежок» - тот назовет пословицу о зиме.

Дети называют пословицы:

  • «Зимой солнце сквозь слезы улыбается».
  • «Белее зима – зеленее лето».
  • «В зимний холод всякий молод».
  • «Зима не лето: в шубу одета».
  • «Береги нос в большой мороз».
  • «Много снега – много хлеба».

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы правила, которые необходимо соблюдать в зимнее время и взрослым и детям?

Дети перечисляют правила:

  • зимой на улице не расстегивай одежду;
  • не снимай шапку;
  • не ешь снег;
  • не бери в рот сосульки;
  • не садись на снег и лед;
  • будь внимателен на льду (если лед тонкий – не иди на речку и пруд).

Воспитатель (обращает внимание на отпечатки следов): Ребята, посмотрите, на поляне, покрытой снегом, чьи-то следы:

«На снегу следы - как книжка.

Куропатка, горностай,

Волк, сохатый, даже мышка –

Пишут все. А ты читай».

/В.Головин/

Похожи на белые странички поля и поляны, дорожки. Снова снег – снова чистая страница. Утром придешь – белые странички покрыты множеством таинственных знаков, черточек, запятых. Значит, ночью кто-то тут был, ходил, прыгал, что-то делал.

А кто был? Что делал? Чьи же это следы?

Дети: Это следы зверей, живущих в лесу.

Воспитатель: Чьи следы вы узнали?

Примерные рассказы детей:

Это следы белочки потом у, что отпечатаны 4 лапки. 4 лапки – 4 ямки. Впереди отпечаток двух больших задних лапок, сзади двух меньших – передних. Отпечатки задних лап у белки длиннее. Они забегают вперед.

Это следы зайца. Когда заяц прыгает – он так же, как и белка, заносит задние ноги далеко вперед. От них остаются на снегу ямки большего размера, чем следы передних лап.

Это следы лося. Они самые большие, потому что лось – самый большой зверь в лесу.

Воспитатель: Давайте расскажем Деду Морозу, как зимуют звери в лесу. А помогут нам эти разноцветные кружочки (детям предлагается плакат с изображением соответствующих зверей - медведь, заяц, белка, лиса, ежик).

Примерные рассказы детей:

Все звери к зиме поменяли цвет шерсти (она стала гуще), приготовили себе дома (берлоги, дупла, норы), заготовили корм к зиме.

Медведь к зиме нагулял жир, устроил себе берлогу. У него отросла густая пушистая шерсть. В берлоге, занесенной снегом, медведь спит до весны. Спит он чутко: при шуме просыпается и вылезает наружу. Медвежьих следов в лесу почти не встретишь. Но медведи-шатуны бродят по лесу и не могут успокоиться. Это медведи, нагулявшие мало жира.

Лиса зимой носит густую пушистую шубку, охраняющую ее от морозов. Пищу зимой лисе добывать трудно. Долго лиса рыщет по полю и по лесным полянкам в поисках корма. Она охотится за зайцами, мышами, ловит под снегом куропаток. В зимнее время лиса близко подходит к селам и городам.

Заяц беляк живет в лесу. Шерстка у него теплая, под цвет снега. Мех его становится таким теплым, что он долгое время может отдыхать на снегу. Лапы зайца к зиме обрастают шерстью, чтобы было тепло. Днем заяц спит, а ночью выходит на кормежку.

Зимой он поедает ветки, кору кустарников и деревьев, поэтому зимой заяц живет около густых насаждений, где для них много корма. Иногда зайцы посещают сады и огороды, где лакомятся капустными кочерыжками и корой плодовых деревьев. Зимнее логово его – «лежка». Зимой его логово глубже и похоже на овальную ямку. В ней заяц прячется от врагов и ветра. У зайца много врагов – охотники, волки, лисы, собаки, орлы, совы. Спасает его то, что он быстро бегает и то, что у него белая шубка. А еще, спасаясь от врагов, заяц любит «петлять», т.е. запутывать следы и возвращаться на прежнее место.

Еж питается мелкими грызунами, змеями. К зиме добычу добывать трудно, он сворачивается в клубочек и спит зимой, заготовив запасы.

Белка зимой имеет теплый и красивый мех. Из рыжей она становится светло-серой. У белки большой и пушистый хвост. Им она покрывается в гнезде, как одеялом, от холода. А еще ей хвост нужен для того, чтобы она перелетала с ветки на ветку, а хвост служит ей рулем и парашютом. Белка живет в дуплах и гнездах. Она приготовила толстую подстилку из сухой травы, поэтому там тепло. В сильный мороз белка не выходит из дупла. Питается она семенами шишек и запасами кормов, заготовленных с осени.

Волк – опасный хищник. Зимой волки живут стаями. Стаи рыщут по полям и дорогам, ищут добычу. На охоту волки выходят ночью.

Голодные волки злые и смелые. Они забегают в деревни, забираются в овчарни и птичники, нападают на дворовых собак.

Лось – самый большой зверь. Лоси бродят по лесу стадами. Они питаются корой и ветками деревьев и кустов. Лоси сильные. У них длинные ноги.

Барсуки питаются корешками, травами, овощами. К зиме с едой становится плохо, поэтому они прячутся в свои норки и крепко зимой спят.

Воспитатель: А вот и те самые лесные звери (костюмированная драматизация детей):

Нешуточный мороз в лесу лютует.

А как же звери там зимуют?

Медведь: Я зимой под вьюжный вой

Сплю в избушке снеговой.

Пусть мне во сне приснится мед.

Проснусь, когда весна придет.

Ежик: Послушайте меня, детишки.

Зимой я тоже сплю, как Мишка.

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил.

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Белка: Я, Белочка, к зиме старалась:

Меняла шубку, запасалась,

Дупло листвою утеплила,

Чтобы зимой тепло мне было.

Зайка: К зиме я, Зайчик, поленял,

И цвет у шубки поменял.

Зимой быть белым не могу,

Меня заметят на снегу.

Волк: Я – серый Волк. Хожу я в стае.

Чтоб злым не быть, не голодать –

Рыщу, охочусь, не устану.

Зимой мне трудно пищу добывать.

Лиса: Я хитрая Лиса-плутовка.

Мой мех пушист, красив и тепл.

Чтоб поживиться в зимний холод –

Брожу по лесу, мимо сел.

Дед Мороз: Ребята, какие вы молодцы! Рассказали мне все про Зимушку. Вот только забыли про птиц. Все ли птицы улетели в теплые края, или какие-то остались зимовать?

Воспитатель: Ребята, какие птицы называются «перелетными» и какие «зимующими»? Расскажите, что вам известно про жизнь птиц в зимнее время?

Воспитатель: Примерные рассказы детей:

Перелетные птицы не могут найти зимой корм, собираются в большие стаи и улетают в теплые края. А зимующие птицы находят корм и не улетают. Из холодных краев прилетают к нам красногрудые снегири, свиристели. Ближе к жилью человека из лесов и с полей переселяются вороны, сороки, галки, синицы. Здесь они находят больше корма. В коре, в земле птицы добывают жуков, пауков, ищут корм на кустах и деревьях (почки, семена). В мороз и метель птицы умолкают, прячутся в безветренные места и нахохливаются. От этого им теплее. К зиме у птиц тело под перьями покрывается пухом. И поэтому им теплее. К ночи они летят в парк или ближайший лес и там ночуют на ветках деревьев, прячут свой клюв и лапки в перышки и так спасаются от мороза. Надо заботиться о зимующих птицах, помочь им выжить в холодную зиму. Часто зимой птицы гибнут от голода. В это время нужноделать кормушки и подкармливать птиц семенами подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза, крупой, крошками хлеба. Семена лучше раздавить. Нельзя давать птицам поджаренные семена.

«Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело:

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну».

Воспитатель (обращает внимание на цветовые модели): Посмотрите на эту стайку и скажите, какие птицы остались зимовать с нами?

Дети называют перелетных птиц, обозначая соответствующими кружочками:

  • Воробей – коричневый;
  • Сорока – белый;
  • Ворона – черный;
  • Снегирь – красный;
  • Синица – желтый;
  • Голубь – голубой;
  • Дятел – трехцветный (красный, белый, черный).

III. Заключительная часть

Дед Мороз: Ребята, спасибо, что вы мне рассказали все про Зимушку, какая она у вас здесь. Значит, все в порядке. Значит, я спокоен. Пора мне в путь, к другим ребятам на праздники, на Елки. Да вот мешок пуст. Раздарил подарки все. Может, что-то придумаете?

Воспитатель: Ребята, Дед Мороз приходил к нам с загадкой. А ведь мы тоже знаем много загадок о зиме. Давайте наполним ими мешок Деда Мороза, а он их отнесет в подарок детям.

Дети называют загадку и помещают «Загадку-фишку» Деду Морозу в мешок:

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила,

И на санках прокатила». (Зима)

«Он на солнышке румяный,

Под луною голубой.

Он за ворот и в карманы

Залетает нам с тобой». (Снег)

«И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет». (Мороз)

«Все лето стояли, зимы ожидали

Дождались поры – помчались с горы». (Санки)

«Старик у ворот все тепло уволок». (Мороз)

«Лечу, кручу, на весь мир ворчу». (Метель)

«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз)

«Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту». (Снег)

«Меня не растили, из снега лепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза – угольки, руки – сучки.

Холодная, большая, кто я такая?». (Сн. Баба)

«Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы и заросли роз». (Мороз)

«За окошком двор исчез –

Там волшебный вырос лес». (Морозные узоры)

«Всю зиму пролежит, весной в речку убежит».

(Снег)

«На всех садится, никого не боится». (Снег)

Дед Мороз: Спасибо, ребята, я обязательно подарю ваши подарки-загадки другим детишкам. А вам на память о нашей встрече я дарю Снежинки с моим ликом.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с…

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО «О городе своём ведём мы наш рассказ» Цель: Расширить представление...

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе. Тема:…

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе Тема: «Путешествие в африканскую саванну» Цель: Познакомить и закрепить представления о животных Африканской...

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...

Читайте также

«Сказочный Новый год»

«Сказочный Новый год» Вот и прошли в нашем саду самые волшебные праздники. Дети с удовольствием готовились к празднованию Нового года. Изучали...

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями…

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДО» В современной системе образования...

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...