Учим детей вежливости в интегрированной, непосредственно – образовательной деятельности

 

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Способность к общению не является врожденной, а формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Ребенок как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми, вступая в самые разнообразные контакты. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения. Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье, в детском саду.

В настоящее время дети старшего возраста стремятся освоить правила поведения и общения, пытаются контролировать свои поступки и действия, задумываются над тем, как поступить в той или иной ситуации, что и как нужно сказать, или спросить. Принципиально важным становятся вопросы нравственной стороны общения с ровесниками, со взрослыми. Однако современные дошкольники, вступившие в новое тысячелетие, испытывают недостаток в доброжелательном, теплом отношении со стороны близких, у которых, к сожалению, не хватает времени на общение с ними. Нельзя не учитывать также и то, что есть немало неблагополучных семей, где дети вовсе обделены лаской родных. 

Как показывает практика, многие дети затрудняются вербально выразить свои чувства в ситуации одобрения, сочувствия, несогласия, похвалы и др. Одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно; другие пугаются, испытывают дискомфорт.

Культура общения основана на соблюдении правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении столетий. Этикет определяет формы общения: как спорить, не задевая чувств, как вести себя за столом, как дарить подарки и т. д. Но только главная трудность состоит в том, что знания правил этикета недостаточно, чтобы стать культурным человеком.

Опыт работы с детьми в детском саду показал, что дети имеют знания о том, как себя вести с товарищами, но не придерживаются этих правил. В реальных взаимоотношениях со сверстниками, только для незначительной части детей узнанные правила являются средством руководства взаимоотношениями.

У большей части детей непосредственные эмоции легко вытесняют знания о правильном и неправильном, о должном и запретном. Часто можно наблюдать, что, сказав: «Дай мне, пожалуйста», ребенок просто отнимает нужную вещь, считая себя правым, потому, что сказал слово «Пожалуйста».

При этом он абсолютно не считается с другими, не понимает, что обидел товарища, что поступил плохо. Дети живут скорее в мире предметов, отношения друг с другом интересуют их гораздо меньше, а правила этих отношений и вовсе ускользают от их внимания.

Поэтому родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно. Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами и правилами общения, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестов, замечать состояние других людей. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью манер определяют такое важное качество ребенка, как общительность, являются показателем высокого уровня умственных способностей детей.

На формирование коммуникативных способностей ребенка влияет то окружение, в котором растет ребенок, будет ли это монотонное, однообразное, стандартное окружение либо разнообразное, насыщенное, изменяющееся. Иначе говоря, содержательная совместная деятельность будут способствовать развитию его коммуникативных способностей.

В качестве эффективного средства развития коммуникативных способностей ребенка и освоения им социального опыта используется интегрированная непосредственная образовательная деятельность.

 

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Как обратиться с просьбой»

(«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура»)

 

Программное содержание:

- Способствовать воспитанию у дошкольников основы культуры речевого этикета, умения вежливо обращаться с просьбой, воспитывать сочувствие, доброжелательность, развивать внимание, мышление, воображение.

- Закрепить умение детей ходить в колонне по одному перешагивая через препятствия, навык лазанья на четвереньках, упражнять в прыжках на одной двух ногах, ловле мяча.

Материал: Иллюстрация к сказке: «Гуси - лебеди», картинки: Старичок Боровичок, изображения лесных животных, музыка, кубики с цифрами, камушки для перешагивания, туннель для лазанья, мячи по количеству детей.

Ход.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его ласково по имени и скажу, что я рада видеть его. Он повернется к соседу справа и сделает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до меня. (дети выполняют) Мы с вами хорошо поздоровались, а значит, и хорошо сможем потрудиться.

Воспитатель: Ребята что за шум? (слышится шум машины, трель полицейского свистка)

Появляется Буратино

Буратино: Ай, ай, спасите. Помогите! Скорее!

Воспитатель: Кто это к нам пожаловал? Буратино! Буратино, остановись, пожалуйста! Посмотри, сколько здесь ребят! А ты даже не поздоровался.

Буратино: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Буратино, кто за тобой гонится?

Буратино: Я переходил улицу, загляделся на пролетавшую мимо ворону, и вдруг стоявший на дороге человек в фуражке как засвистит! Я так испугался, что быстро забежал в первую попавшуюся дверь и оказался здесь.

Воспитатель: Ребята,   кто   же   напугал   так   нашего   Буратино?

Дети: Сотрудник ДПС, полицейский.

Воспитатель: Как вы думаете, почему он подал сигнал?

Дети: Буратино переходил улицу в неположенном месте. Буратино не знает правило пешехода. Буратино был невнимателен, когда переходил улицу.

Воспитатель: Да, наверное, Буратино был невнимателен и переходил улицу на красный свет светофора?

Буратино: А на какой свет надо переходить улицу?

Дети: На зеленый.

Буратино: А вы, ребята, всегда соблюдаете правила дорожного движения? Всегда ли вы внимательны? Мы сейчас проверим. Предлагаю поиграть вам в игру «Сигналы светофора».

Игра «Сигналы светофора»

Воспитатель показывает картинки соответствующие сигналам светофора. Красный цвет – дети поднимают руки вверх, желтый – подпрыгивают на месте, зеленый маршируют на месте. (Буратино все время ошибается и выполняет неправильные движения)

Буратино: Устал я вас обманывать. Ой, ребята, тут такая беда случилась. Лесные жители совсем разучились говорить вежливые слова. Поэтому с каждым днем солнце там светит все меньше и меньше. Скоро там наступит вечная ночь, вечный холод. Не знаю, что делать? Что делать, ребята?

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь лесным жителям?

Дети: Нужно помочь лесным жителям вспомнить вежливые слова.

Буратино: Но туда трудно добираться. Хватит ли у вас сил? Смелости?

Дети: Да

Ребятам предлагается обратить внимание на стенд где расположены различные виды транспорта (машина, самолет, паровоз, пароход и т.д.)Воспитатель: Ребята лесные жители живут в дремучем лесу, и добраться мы можем только на одном из видов транспорта.  

Ребятам предлагается перечислить транспорт на котором удобней всего добраться к лесным жителям.  

Воспитатель: Отправляемся на помощь.

Дети: На самолете, так как он быстрей доставит нас к лесным жителям.

Гимнастика для глаз.

Пролетает самолет, (смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом)

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, (отводят руки попеременно и прослеживают взглядом).

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу. (Делают вращательное движение перед грудью и прослеживают взглядом)

Поднимаясь ввысь, лечу, (Встают на носочки и выполняют летательное движение)

Возвращаться не хочу.

Воспитатель: Приземлился наш самолет. Вот волшебное дерево. Здесь живет Старичок Боровичок. Чтобы попасть к лесным жителям, нужно попросить Старичка Боровичка пропустить нас! Но сделать это надо правильно,

Буратино: Я обращусь! Я тебя, старик Боровик, не боюсь. Лучше скажи, как найти дорогу к лесным жителям. Пропусти нас по - хорошему.

Воспитатель: Ребята. Как вы думаете, почему нас не пропускают?

Дети: Буратино обратился   к Старичку Боровичку невежливо, не поздоровался, кричал.

Воспитатель: Старичок   Боровичок   оказался   очень   строгим   и
справедливым. Давайте сначала поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуй Старичок Боровичок.

Воспитатель: Прежде, чем пропустить Старичок Боровичок   предлагает выполнить непростое задание. Присаживайтесь, пожалуйста. Отгадайте, к какой сказке относится этот рисунок?

Показ иллюстрации к сказке: «Гуси - лебеди»
Дети: Это сказка: «Гуси-лебеди»,

Воспитатель: Послушайте отрывок из сказки (чтение фрагмента сказки) Почему во второй раз печь помогла девочке, откликнулась на ее просьбу?

Дети: Во время первой встречи девочка была невежлива, когда печь предложила ей поесть ржаных пирожков. Девочка грубо ответила: «Стану я есть ржаной пирог! У моего батюшки и пшеничные не едятся». Возвращаясь домой с братцем, девочка ласково обратилась к печке, называя ее матушкой. Не отказалась от угощения, спасибо сказала.  

Воспитатель: Какие вежливые слова нужно использовать при обращении с просьбой? Как вы думаете?

Дети: Пожалуйста, очень прошу, будьте любезны, будьте добры, скажите, пожалуйста, если вам не трудно.

Воспитатель: Ребята, нужно еще обосновать свою просьбу, объяснить, зачем это нужно. Обращаться к человеку по имени, не забывать благодарить.

Давайте правильно обратимся к Старичку Боровичку, попросим пропустить нас.

Дети:

- Старичок Боровичок, будьте любезны, пропустите нас, пожалуйста, нам очень нужно попасть к лесным жителям.

- Старичок Боровичок, пропусти нас, пожалуйста, нам нужно помочь лесным жителям.

- Уважаемый Старичок Боровичок, не откажите нам в просьбе, пропустите нас, пожалуйста, нам очень нужно попасть к лесным жителям.

Старичок Боровичок: (Голос) Проходите, пожалуйста. Эта дорога приведет вас к лесным жителям.        

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Дорога завалена камнями, Разберем камни, чтобы дальше идти? В этом нам поможет занимательная игра «Путаница цифр».

Макет дороги с камнями, на которых изображены цифры.

Задания к игре «Путаница цифр»

Возьми камень с цифрой, обозначающей число больше 6 на 1;

Возьми камень с цифрой, обозначающей число, стоящее между 7 и 9;

Возьми камень с цифрой, обозначающей число меньше 3 на 1.

Буратино: А через остальные камни мы перешагнем.

Дети перешагивают через камни.

Буратино: А вот пещера на пути и здесь придется всем ползти.

Ползанье детьми по туннелю.

Буратино: Дорога трудная у нас. Будь внимательным сейчас. Если обруч синего цвета прыгаем в него с приземлением на две ноги, если красного цвета, то приземляемся на одну ногу.

Прыжки из обруча в обруч с продвижением вперед.

Буратино: Камушки сейчас возьмем и в корзину их метнем.

Метание предметов в горизонтальную цель.

Воспитатель: Вот мы и добрались до царства лесных жителей. Спасибо тебе Буратино.

Воспитатель: Зачем мы сюда пришли?

Дети: Помочь вспомнить, выучить вежливые слова.

Воспитатель: А вот и лесные жители. Здравствуйте, лесные жители.

Стенд с картинками с изображением лесных жителей (заяц, мишка, волк, лиса и т.д.)

Воспитатель: Назовите всех лесных жителей.

Дети: Волк, лица, и т.д.

Воспитатель: Лесные жители просят решить две задачи по знанию правил вежливости. Послушайте и найдите в каждой задачке ошибки.

- Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Дети: Не надо кричать, а вежливо спросить, мальчик забыл вежливое слово «пожалуйста». Правильно говорить « не сколько часов», а который час. После ответа надо сказать: «спасибо».

- Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, все время зовет меня Валькой». «А ты его как зовешь?»: спросила мама. « Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты»!

Дети: Девочка должна мальчика называть по имени, а не кричать.

Воспитатель: С этим заданием вы справились. А теперь наш помощник Буратино еще раз поможет нам вспомнить те вежливые слова, которые мы сегодня узнали.

Игра с мячом: « Подбери слово».

Дети стоят в шеренгу, у каждого из них в руках мяч. Буратино начинает предложение, а дети заканчивают его, подбрасывая мяч вверх.

1 .Утром говори: «Доброе утро, а днем ... добрый день.

2. Другу я скажу: «Ты», а незнакомому взрослому .. . Вы.

З. Днем говори: «Добрый день, а вечером... добрый вечер.

4. При встрече я скажу: «Здравствуйте, а при расставании... до свидания7

5. Когда просишь игрушку, говори: « Пожалуйста,   а когда возвращаешь.. .спасибо.

6. Утром говори: «Доброе утро, а когда ложишься спать... спокойной ночи.

7. Когда благодарю, говорю: «Спасибо, а на слова благодарности отвечаю…..не стоит благодарности.

8. Если ты обидел друга, говори:…. «Извини, пожалуйста».

Воспитатель: Лесные жители благодарят вас за помощь и приготовили для вас угощение.

Играет тихая музыка, дети берут угощение, говорят спасибо лесным жителям.

Буратино: Теперь я тоже знаю много волшебных слов. Спасибо, ребята.

Буратино прощается с детьми.

Воспитатель предлагает детям придумать сказку о волшебных словах и составить книжку с рисунками.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций…

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций Серовского городского округа «Поэтическая радуга» Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников...

Экологический проект: «Красная Книга России»

Экологический проект: «Красная Книга России» Информационная карта проекта Тема: «Животные и растения Красной книги России». Авторы и руководители проекта: Лаврова Е.М., (воспитатель МДОУ...

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть...

Читайте также

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и...

Конспект ООД в первой младшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект ООД в первой младшей группе «Прогулка в зимний лес»   Цель: Закреплять знания о жизни диких животных – зайца, медведя, белки. Закреплять знания...

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного…

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного возраста»