Непосредственная образовательная деятельность по экологии «Чей ты, чей, лесной ручей?»
Тема «Вода»

(Старший дошкольный возраст)

 

Задачи: обобщить знания о значении воды для жизни растений, животных и человека. Развивать подвижность голоса, умение регулировать силу его звучания. Упражнять в подборе определений к существительным. Воспитывать бережное отношение к воде, уточнить, что вода может принести людям не только пользу, но и вред.

Предварительная работа: рассматривание репродукций с картин И.Айвазовского «Лунная ночь», К. Моне «Пирамиды Порт-Котон, бурное море», И. Левитана «Вечерний звон», «У омута», чтение детям И. Шурко «Сказки и были о морях и океанах», Г. Юдин «Мыша-водолаз», К. Чуковский «Мойдодыр», интерактивная игра «Морские обитатели», продуктивная деятельность по теме, разгадывание ребусов, заучивание пословиц.

Оборудование: аудиозапись произведения «Аквариум» К. Сен-Санса, аудиозапись шума воды, картинки с изображением разных водоемов с пресной водой и начальной буквой названия этого водоема (Р –река, Р – ручей, Р – родник, О – озеро, К – кран, К – колодец, К – ключ, П – пруд); картинки-схемы о пользе и о беде, которую может принести вода (водопроводная и в открытом водоеме), куски ткани, изображающие ручейки маленькие и большие для д/игры.

Содержание занятия: Утром почтальон принес конверт. Давайте посмотрим, что в нем? Мудрая сова прислала нам ребус, она просит вас разгадать его. Она пишет, что здесь спряталось очень важное слово. Дети разгадывают ребус и называют слово «вода».

Ребенок читает стихи:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, море, океане,

И в водопроводном кране.

- Ребята, мы каждый день пользуемся водой. Объясните, что же в ней важного?

Дети: - мы пьем воду, умываемся, готовим еду, стираем, принимаем душ, убираем в квартире, поливаем цветы, поливаем грядки с овощами на даче и т. д.

- Важна ли вода для нашей планеты и ее обитателей?  

Дети: - Засохли бы трава, цветы, кусты, деревья. Погибли бы от жажды звери, птицы, насекомые и водные животные. Наша планета стала бы пыльной и грязной.

- Нравится ли вам смотреть на воду и почему?

Дети отвечают.

Ребята, реки, озера, моря и другие водоемы очень красивы, ими можно любоваться и от этого получать радость. Многие художники изображали в своих картинах различные водоемы. Давайте полюбуемся репродукциями их картин. Дети под музыку встают, подходят к картинам и любуются ими.

Игровое упражнение с прыжками с ноги на ногу «По камушкам».

По дорожке мы идем -

Перед нами водоем.

Прыгать будем мы смелее

И по камушкам быстрее.

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

Дидактическое упражнение «Угадай по первой букве».

Ребята, можно ли пить воду из моря, из океана?

Дети: - нельзя, потому что морская вода соленая.

Конечно, люди, звери и птицы могут пить только пресную воду. Давайте назовем все водоемы с пресной водой. Смотрите на буквы-подсказки и называйте слово. Если угадаете, то откроется картинка.

Дети называют слова: река, ручей, пруд, озеро, ключ и т. д.

Ребята, как вы думаете, у нас сейчас достаточно питьевой воды? – да.

В Москве и Подмосковье есть много речек, ручьев, родников и они дают нам эту живительную влагу. Давайте за это придумаем для них добрые и красивые слова.

Дидактическая игра «Подбери слово».

Река – какая? (широкая, полноводная, безбрежная, спокойная, глубокая, славная и т. д.)

Ручей – какой? (звонкий, быстрый, веселый, поющий, журчащий, прохладный).

Молодцы! А теперь давайте сделаем свой ручей из многих маленьких родничков и поговорим с ним. Дети встают и составляют модель ручья из ткани с помощью липучек. Игровая ситуация сохраняется, дети начинают разговаривать с ручьем.

Сначала дети изображают ручей, отвечают на вопросы тихо, протяжно, словно лесное эхо. Во второй раз дети делятся на две подгруппы и самостоятельно воспроизводят текст диалога детей с ручьем.

- Чей ты, чей, лесной ручей?

- Ничей…

- Но откуда ж ты, ручей?

- Из ключей…

- Ну а чьи же те ключи?

- Ничьи…

- Чья березка у ручья?

- Ничья…

Ребята, скажите, есть ли на нашей планете такие места, где люди и животные страдают без воды?

Дети – это пустыни. Там очень жарко, капельки дождя высыхают, не успевая долететь до земли, нет речек, ручьев, родников.

- Как животные и растения пустыни приспособились к такой среде?

Дети – верблюд пьет очень много воды. Верблюжьи горбы – это его запасы. Ноги верблюда приспособлены к ходьбе по пескам. Его еще называют «кораблем пустыни». Змеи и ящерицы прячутся от жары в песок. Растений в пустыне мало, листья у них похожи на длинные колючки и покрыты пушком. Корни у растений очень длинные, т. к. вода в земле на большой глубине. Людям, живущим рядом с пустынями, воду приходится очень беречь.

- Скажите, нам с вами нужно беречь воду, или можно ее не беречь и почему?

Выслушиваю разные варианты ответов и спрашиваю, у кого из детей установлен дома счетчик для воды? Подводим итог: воду нужно беречь, заботиться о том, чтобы питьевая вода не пропадала зря, не бросать мусор в водоемы, вовремя чинить краны и закрывать их так, чтобы вода из кранов не капала.

Ребята, бывает так, что вода приносит вместо пользы беду и разрушения в жизнь человека. Кто может привести такие примеры? Когда и как это происходит? Как называются такие бедствия?

Дети называют: прорвало трубу с водой, сломался кран и затопило квартиру, пошли сильные дожди и случилось наводнение, шторм в море погубил корабли, после землетрясения образовалась гигантская разрушительная волна - цунами .

Дидактическая игра «Подбери картинку».

Ребята, возьмите по одной картинке и подумайте, где нужно ее разместить: там, где польза от воды или там, где беда. Дети проверяют ошибки.

Подводим итог: вода нужна для жизни на земле, с ней нужно обращаться бережно и быть осторожными при встречах с водой.

Ребенок читает стихи:

- Чтобы лился дождик с неба,

- Чтоб росли колосья хлеба,

- Чтобы плыли корабли,

- Чтоб варили кисели,

- Чтобы не было беды –

- Жить нельзя нам без воды!  



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание…

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание мультфильма» (3 встречи)

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...

Читайте также

Сценарий досуга ко Дню России для детей трёх лет

Сценарий досуга ко Дню России для детей 3х лет Дети заходят в зал. На экране изображен флаг России. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети:...

Инновационная работа «Детского сада «Полянка»

Инновационная работа «Детского сада «Полянка» В ХХI веке возросла опасность нарушения биосферного равновесия и риски неустойчивого развития цивилизации. Только в первое...

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени»

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...