Конспект занятия по образовательной области «Познание» в старшей группе

 «Мир бумаги»

Программные задачи:

  • Формировать и поддерживать интерес детей к миру природы, удовлетворять детскую любознательность.
  • Обогащать представления о связях между природными явлениями.
  • Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных объектов.
  • Обобщить знания детей о значении и разнообразии бумаги в нашей жизни. Научить определять качество бумаги (цвет, гладкость, прочность, толщину), и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит).
  • Развивать словесно-логического мышление, воображение и творчество.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, ее охране: желание бережного использования бумаги.

Материал:

  • Камни, береста, бумага;
  • гуашь, карандаш, острая палочка;
  • бумага (салфетка, писчая, оберточная, чертежная);
  • «цветочки» из разных бумаг, в середине жучки, бабочки, стрекозы;
  • 2 полоски картона и 1 полоска «гармошкой» 20/5 см
  • ножницы, емкости с водой, спиртовка;
  • иллюстрации.

Предварительная работа. Изготовление выставки разной бумаги, предметов из бумаги.

Беседы «Как делают бумагу», «Вторая жизнь бумаги».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть камень, бересту и лист бумаги.

Воспитатель: Что у них может быть общего?

Если дети затрудняются с ответом, попросите их нарисовать линии на камне, процарапать палочкой буквы на бересте, написать буквы карандашом на бумаге.

Расскажите, что люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Первая бумага появилась в Китае. Показать иллюстрации.

Воспитатель: О чем мы сегодня будем говорить?

Рассказ воспитателя и показ схемы производства бумаги. Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются - целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки - дробят в машине-дробилке. Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги.

Игра «Ящик ощущений». Дети по очереди трогают бумагу, лежащую в ящике. Определяют его на ощупь и описывают свойства (гладкость, толщину, прочность). Затем они получают по листу бумаги и внимательно его рассматривают, гладят ладошкой, прижимают к щеке. Каждый ребенок дает одно определение бумажного листа, который держит в руке (тонкий, гладкий, белый).

Дети подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат разные виды бумаг (салфетка, писчая, альбомная, чертежная). Дети рассматривают бумаги: что общего у всех видов бумаги и чем они отличаются. Для этого предлагает способы проверки.

Опыт 1. Предложить детям сложить несколько раз разные виды бумаг и сделать вывод.

Вывод: салфеточная бумага складывается легче, ее можно сложить большее количество раз, чертежная сгибается с трудом.

Опыт 2.  Кусочки бумаги мнут.

Вывод:

Опыт 3. Разорвать квадратики из разной бумаги (в каком случае нужно приложить больше усилий).

Вывод:

Опыт 4. Бумагу разрезать ножницами.

Вывод:

Опыт 5. Кусочки бумаги опускают в миску с водой (какая намокает быстрее).

Вывод:

Опыт 6. Нужно подбросить квадратики одинакового размера (какой падает быстрее и почему).

Вывод:

Опыт 7. Взрослый показывает, как бумага горит (заодно напоминает о правилах пожарной  безопасности).

Вывод:

Опыт 8. Может ли бумага быть прочной, что для этого нужно? Взять бумагу, разорвать на 2 части, затем сложить разорванные части и снова разорвать. Сколько сложенных вместе бумажек ты сможешь разорвать?

Опыт 9. «Мост для машины». (2 полоски картона и 1 полоска „гармошкой" 20/5 см).

Положить одну полоску на 2 стопки книг и проехать на машине,

положить 2 полоски и проехать,

положить вторую полоску в виде арки,

положить полоску "гармошкой".

Вывод: Показать волнистый картон и рассказать, как его используют (можно даже сбрасывать на парашюте машины).

Воспитатель: «Распускающиеся цветы».

А теперь приглашаю подойти к тазику с водой и опустить и посмотреть на „цветочки" в воде. Почему распускаются бутоны и почему раскрываются одни быстрее, одни позже.

Рассмотреть выставку бумаги: где используется бумага.

Воспитатель предлагает поиграть: нужно представить, что вся бумага вдруг исчезла. Как изменится в этом случае наша жизнь? Можем ли мы чем-то заменить бумагу? Как мы можем экономно использовать бумагу.

Воспитатель: Что интересного вы сегодня узнали? Что вам запомнилось?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках»

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной…

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной направленности Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое развитие, социально...

Развитие гибких навыков у детей дошкольного возраста, как ответ на…

Развитие гибких навыков у детей дошкольного возраста, как ответ на специфику современных тенденций в обществе Фёдорова И.А. – магистр социальных наук...

Читайте также

Агрессивное поведение детей 4-5 лет

Агрессивное поведение детей 4-5 лет Актуальность данной темы состоит в том, что мы вместе с другими коллегами стали отмечать, что в...

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...