Конспект НОД «Животный мир Якутии зимой»

(Для подготовительной группы)

 

Образовательная область «Познание».

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о животных Якутии, умение их различать, описывать внешний облик, их особенности, поведение;
  • Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме.
  • Расширять, активизировать лексический запас (предметный, глагольный, признаков) по лексической теме.
  • Продолжать формировать умение образовывать относительные прилагательные. Закреплять навык исключения лишнего предмета.
  • Продолжать закреплять умение отвечать полным предложением.
  • Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.  

Коррекционные: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к животным.

Словарная работа: обогащение словаря: «мышкует», «вожак», тундра, песец, росомаха.

Оборудование: конспект «Животный мир Якутии зимой»; изображения якутского Деда Мороза и Снегурочки; изображения животных; карта Якутии; изображения зимнего леса; картинки сена, моркови, капусты, рыбы; листы с изображением животных и их следов; аудиозапись «Звуки природы. Вьюга».

 

Ход занятия:

Кинессиология - упражнение «Снежинка». Правой рукой похлопываем по левой кисти, предплечью, плечу. Затем повторить то же самое движение левой рукой.

Дети заходят в зал.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями, ребята, на якутском языке:

- Эбэрдэ (привет).          

1. Организационный момент

- А ведь мы не случайно поздоровались так с гостями. Дело в том, что якутский Дед Мороз – Чысхаан и его внучка Хаарчаана хотели рассказать нашим гостям о жизни животных Якутии зимой. Но они срочно уехали к себе домой - на Полюс холода в поселок Оймякон в Якутии. Чысхаан оставил нам карту, чтобы мы смогли рассказать, какие животные обитают в Якутии. Поможем, ребята? Тогда отправляемся в путь.

- Ребята подойдите к доске, встаньте полукругом, посмотрите внимательно на карту.

2. Дидактическая игра «Найди лишнее животное».

- На карте нужно найти лишних животных, и сказать, почему они лишние.

(На карте заяц, лиса, волк, песец, бурый медведь, северный олень, слон, жираф, бегемот.)  

Слон, жираф, бегемот – лишние, так как они не живут в Якутии. Молодцы!

- А мы отправимся в лес, который в Якутии называется – как?

- Тайга.

- В тайге зимой много снега.  Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут шагом), снегу становится все больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко (дети идут, высоко понимая ноги).

- Вот и очутились мы с вами на полянке. Посмотрите, весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро. В лесу очень красиво, тихо, спокойно. (Дети садятся на стульчики.)

3. Дидактическое упражнение «Расскажи о животном».

- Воспитатель: Ребята, неужели в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы? Смотрите, вот следы! Как вы думаете, чьи? Кто незаметен на белом снегу?

- Дети: Заяц. Следы зайца - заячьи.

- Воспитатель: На что похожи заячьи следы? (Следы похожи на капельки.)

- Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?

- Дети: Заяц прячется от совы, волка, лисы.

- Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

- Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы.

- Воспитатель: Почему зимой заяц белый?

- Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.

- Воспитатель: Как заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время?

- Дети: У него белый теплый мех, длинные задние лапы, он может быстро бегать, петлять, затаиваться.

- Воспитатель: Чем питается зимой заяц?

- Дети: Заяц питается сухой травой, корой деревьев.

- Воспитатель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему. Какой гостинец оставим ему? (Морковку, капусту, сено.)

- Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела.

- Дети: Это лиса. Нора лисы – лисья.

- Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Меняет шубку зимой лиса?

- Дети: Лиса зимой шубу не меняет.

- Воспитатель. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

- Дети: Хвост согревает, следы заметает.

- Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый - чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, кого лиса под снегом вынюхивает?

- Дети: Лиса охотится на мышей.

- Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает и главным лисьим кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Что помогает лисе выискивать добычу?

- Дети: Лисе помогает хороший слух и нюх.

- Воспитатель: Чем ещё питается лиса?

- Дети: Питается лиса мелкими зверями, птицами, ягодой, рыбой.

- Воспитатель: Какой гостинец оставим лисичке? (Рыбку.)

4. Дидактическая игра «Собери картинку».

- Воспитатель: Ребята подойдите к столам, выберите себе картинку, соберите ее и расскажите, какое животное у вас на картинке и что делает (бежит, сидит, лежит).

- Дети подходят к столам, выбирают любую картинку, собирают и рассказывают.

- Воспитатель: А мы дальше идем.  Кто знает, почему эта лиса белая?

- Это полярная лисица - песец, небольшое хищное животное, напоминающее лису, живет в тундре. Бывает песец белый или голубой по цвету шерсти. Белый песец, как и заяц меняет шерсть с ярко-белой зимой на серо-бурую  летом. Песец - животное запасливое. Он летом запасает в логове излишки пищи на зиму. Строит себе нору, там вырастают детеныши песца - щенята. Питаются мелкими грызунами, как и лисицы, ягодой, травой.

- Воспитатель: Если песец похож на лису, то и следы будут похожи. Посмотрите внимательно, так это? Правильно.

- Воспитатель: А какой гостинец оставим песцу? (Рыбку.)

- Воспитатель: Ребята, смотрите - упал снег с ветки и мелькнул пушистый хвост. Кто это и чей хвост?  

- Дети: Это белка и хвост у нее - беличий.

5. Физкультминутка.

  Зарядкой белочке не лень

  Заниматься целый день.

  С одной ветки, прыгнув влево,

  На сучке она присела.

  Вправо прыгнула потом,

  Покружилась над дуплом.

  Влево - вправо целый день

  Прыгать белочке не лень.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

- Кого белочка испугалась и спряталась в дупле?

- Воспитатель: Посмотрите - ходят, рыщут, что-то ищут серые… (Волки.)

- Воспитатель: Что согревает волка зимой?

- Дети: Густая, тёплая шерсть.

- Воспитатель: Шерсть у волка на зиму меняется?

- Дети: Не меняется, она остаётся серой.

- Воспитатель: На кого охотятся волки?

- Дети: Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.

- Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

- Дети: У волков длинные сильные ноги, острые зубы.

- Воспитатель: Как называется много волков?

- Дети: Много волков - это волчья стая.

- Воспитатель: Кто в волчьей стае самый главный?

- Дети: Это самый сильный, умный волк- вожак. Другие слабые волки ему подчиняются.

6. Динамическая пауза с мячом «Чей, чья, чьё».

- Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Чей, чья, чьё». Я бросаю вам мяч, спрашиваю, вы бросаете обратно мяч и отвечаете на вопрос.

- Хвост у барсука- барсучий хвост.

- Уши у зайца- заячьи уши.

- Шерсть у медведя-медвежья шерсть.

- Лапы у лисы – лисьи лапы.

- Зубы у волка- волчьи зубы.

- Копыта у оленя - оленьи копыта.

- Воспитатель: Молодцы, все справились. Долго мы с вами по лесу бродили, но почему не встретили следов медведя?

- Дети: Медведь зимой спит в берлоге.

- Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

- Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

- Воспитатель: Как он всю зиму спит и ничего не ест?

- Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

- Воспитатель: Правильно. Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

- Воспитатель: Ребята, посмотрите, может это медведь? Кто это?

Похож на медведя и барсука. Неуклюжая с виду, но очень быстрая, сильная и ловкая хищница –росомаха. Всеядный хищник – питается зайцами, птицами, грызунами, рыбой, ягодами. Нападает на оленей в оленеводческих хозяйствах, разоряет зимовья охотников. Но основное питание – падаль, за что росомаха получила звание -  санитар северных лесов.  Несмотря на большую силу, крепкие зубы и острые когти главным оружием является неприятный запах, который не выдерживает ни один зверь, поэтому никто не нападает на росомаху. И мы пойдем дальше.

7. - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Следопыт».

- Присаживайтесь за столы. У вас лежат листы с изображением животных и их следов, нужно провести линию от изображения животного  к его  следу.

По следу зверя я иду,  

В снегу остался отпечаток.

Я всё равно его найду,

Хоть он со мной играет в прятки.

- Узнайте, какие звери оставили свои следы на снегу.

- Проверим, все ли справились? Молодцы.

8. Итог. Релаксация.

- Воспитатель: Вот мы и выполнили просьбу якутского Деда Мороза- Чысхаана -  рассказали нашим гостям о животных Якутии, как они зимуют.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

- Чысхаан прислал нам музыкальный подарок – послушаем? Ложитесь на ковер, закройте глаза и послушайте. (Музыка вьюги.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интегрированное занятие в старшей группе по теме «Путешествие в страну…

Интегрированное занятие в старшей группе по теме «Путешествие в страну сказок» Посмотрите ребята к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются...

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары»

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары» Программное содержание. Упражнять детей в вырезывании круглых форм из квадрата и овальных...

Проведение развлечения в летний период по пожарной безопасности

Проведение развлечения в летний период по пожарной безопасности Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного...

Читайте также

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Мы-юные финансисты»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Мы - юные финансисты» Программное содержание: Закрепить полученные ранее знания об отраслях экономики, о...

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО В условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их...

Путешествие по экологической тропе к «Мудрому дереву»

Путешествие по экологической тропе к «Мудрому дереву» Программные задачи: 1. Закреплять знания о причине смены листьями окраски осенью и механизме наступления листопада. 2...