Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников с речевыми нарушениями
На сегодняшний день в дошкольных учреждениях все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как наиболее важные, приоритетной задачи воспитания. В настоящее время «обесчувствованию» способствует технологизация современной жизни. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, тем самым в значительной степени снижают эмоциональную, чувственную и отзывчивую сферы к другим.
Происходящие изменения в эмоциональной сфере ребенка меняют его взгляды на мир и отношения с окружающими, способствуют осознанию и контролированию эмоций. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не изменяется. Ее необходимо развивать, а иногда и корректировать, поскольку никакое общение, взаимодействие не будут эффективными, если его участники не способны:
- «читать» эмоциональное состояние другого;
- управлять собственными эмоциями.
У дошкольников с речевыми нарушениями существуют особенности в формировании эмоциональной сферы. Педагогам и специалистам, работающих с данной категорией детей, необходимо учитывать особенности их неврологического, психофизиологического, эмоционально-личностного развития и грамотно использовать эти знания:
- при организации и осуществлении воспитательного процесса;
- при выборе стиля личностно-педагогического поведения и взаимодействия с детьми;
Для понимания трудностей эмоционального развития детей с ОНР 2 и 3 уровня нужно знать, каким же образом проявляются различные эмоциональные состояния у человека вообще.
Особенности внешнего проявления эмоциональных проявлений проявляются:
- по мимике (выразительным движениям мышц лица);
- пантомимике (выразительным движениям всего тела);
- «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, вибрации голоса).
Мимика. Возникающие у детей проблемы с речевыми нарушениями вызываются: нарушения артикуляции, замедленном темпе, плавности сопутствующих движений в мимической мускулатуре.
Пантомимика. Характерные для детей с ОНР нарушения в формировании общей и мелкой моторики приводят: к нарушению координаций движений, равновесия, быстрой истощаемости и утомляемости, заметных отклонений в состоянии мышечного тонуса, ограничениям объема движений, замедленному темпу, нарушению ритма, невозможности выполнения, казалось бы, простых двигательных заданий. Нарушения в моторной сфере приводит к неловкости в навыках самообслуживания, задержке развития готовности руки к письму, рисованию и другим видам ручной деятельности. Эти особенности препятствуют развитию выразительных движений тела.
«Вокальная мимика» (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса). Трудности проявляются:
- трудности дифференциации интонационных различий;
- замене вопросительной интонации повествовательной;
- изменении силы голоса;
- переносе логического ударения на другое слово в предложении;
- попытке необоснованного и неоднократного повышения и понижения голоса внутри фразы.
Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников, что приводит к формированию и закреплению у детей отрицательного эмоционального багажа.
Нарушения коммуникативной функции таких детей выражаются:
- снижении потребности общения;
- несформированности способов коммуникации;
- особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
Таким образом, при организации работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы у детей с речевыми расстройствами необходимо решать следующие задачи:
- Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других;
- Создание возможностей для самовыражения, владения средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой).
- Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях, формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
- Совершенствования памяти, внимания, мышления, развития восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
- Обучение приемам само расслабления, снятия психомышечного напряжения;
- Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитии потенциальных возможностей, разрешения внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и чувства вины.
Основные методы коррекции эмоционально-волевой сферы:
1. Этюды.
2. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
3. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
4. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
5. Дидактические, развивающие игры.
6. Беседы.
7. Мини-конкурсы.
8. Моделирование и анализ заданной ситуации.
9. Импровизация.
10. Рассказ взрослого и рассказы детей.
11. Сочинение историй.
12. Дискуссия.
13. Свободное тематическое рисование.
14. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).
Список используемой и рекомендуемой литературы.
1. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 2012.
2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. СПб., 2002.
3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль, 1996.
5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.
6. Минаева В.М. Развитие эмоций у дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., 1999.
Читайте также |
---|
Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей
Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...
Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»
Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного…
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти...