Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников с речевыми нарушениями

На сегодняшний день в дошкольных учреждениях все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как наиболее важные, приоритетной задачи воспитания. В настоящее время «обесчувствованию» способствует технологизация современной жизни. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, тем самым в значительной степени снижают эмоциональную, чувственную и отзывчивую сферы к другим.

Происходящие изменения в эмоциональной сфере ребенка меняют его взгляды на мир и отношения с окружающими, способствуют осознанию и контролированию эмоций. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не изменяется. Ее необходимо развивать, а иногда и корректировать, поскольку никакое общение, взаимодействие не будут эффективными, если его участники не способны:

- «читать» эмоциональное состояние другого;

- управлять собственными эмоциями.

У дошкольников с речевыми нарушениями существуют особенности в формировании эмоциональной сферы. Педагогам и специалистам, работающих с данной категорией детей, необходимо учитывать особенности их неврологического, психофизиологического, эмоционально-личностного развития и грамотно использовать эти знания:

- при организации и осуществлении воспитательного процесса;

- при выборе стиля личностно-педагогического поведения и взаимодействия с детьми;

Для понимания трудностей эмоционального развития детей с ОНР 2 и 3 уровня нужно знать, каким же образом проявляются различные эмоциональные состояния у человека вообще.

Особенности внешнего проявления эмоциональных проявлений проявляются:

- по мимике (выразительным движениям мышц лица);

- пантомимике (выразительным движениям всего тела);

- «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, вибрации голоса).

Мимика. Возникающие у детей проблемы с речевыми нарушениями вызываются: нарушения артикуляции, замедленном темпе, плавности сопутствующих движений в мимической мускулатуре.

Пантомимика. Характерные для детей с ОНР нарушения в формировании общей и мелкой моторики приводят: к нарушению координаций движений, равновесия, быстрой истощаемости и утомляемости, заметных отклонений в состоянии мышечного тонуса, ограничениям объема движений, замедленному темпу, нарушению ритма, невозможности выполнения, казалось бы, простых двигательных заданий. Нарушения в моторной сфере приводит к неловкости в навыках самообслуживания, задержке развития готовности руки к письму, рисованию и другим видам ручной деятельности. Эти особенности препятствуют развитию выразительных движений тела.

«Вокальная мимика» (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса). Трудности проявляются:

- трудности дифференциации интонационных различий;

- замене вопросительной интонации повествовательной;

- изменении силы голоса;

- переносе логического ударения на другое слово в предложении;

- попытке необоснованного и неоднократного повышения и понижения голоса внутри фразы.

Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников, что приводит к формированию и закреплению у детей отрицательного эмоционального багажа.

Нарушения коммуникативной функции таких детей выражаются:

- снижении потребности общения;

- несформированности способов коммуникации;

- особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Таким образом, при организации работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы у детей с речевыми расстройствами необходимо решать следующие задачи:

- Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других;

- Создание возможностей для самовыражения, владения средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой).

- Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях, формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

- Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

- Совершенствования памяти, внимания, мышления, развития восприятия, творческих способностей, воображения, речи.

- Обучение приемам само расслабления, снятия психомышечного напряжения;

- Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитии потенциальных возможностей, разрешения внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и чувства вины.

Основные методы коррекции эмоционально-волевой сферы:

1. Этюды.

2. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).

3. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

4. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

5. Дидактические, развивающие игры.

6. Беседы.

7. Мини-конкурсы.

8. Моделирование и анализ заданной ситуации.

9. Импровизация.

10. Рассказ взрослого и рассказы детей.

11. Сочинение историй.

12. Дискуссия.

13. Свободное тематическое рисование.

14. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).

 

Список используемой и рекомендуемой литературы.

1. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 2012.

2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. СПб., 2002.

3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль, 1996.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.

6. Минаева В.М. Развитие эмоций у дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., 1999.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного…

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти...

Читайте также

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и...

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем»

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем» Ведущая: Весна стучится в детский сад, Собою радует ребят, А с ней приходит праздник мам, Поздравить хочется их...