«Приобщаем детей к истокам народной культуры»

Из опыта работы МБДОУ №3 д/с «Светлячок» г. Осташков

 

 Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Решая вопрос о том, каким должно быть содержание и методы патриотического воспитания в ДОУ, встанем на путь, указанный родным языком – главным инструментом человеческой культуры.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной стороны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания.    

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств. Поэтому, одним из направлений в работе коллектив ДОУ «Светлячок» выбрал нравственно – патриотическое воспитание.

Педагоги нашего ДОУ разработали и проводят ряд экскурсий по историческим местам нашего города, знакомят с названиями улиц и их происхождением. В группах родители совместно с детьми составляли свои родословные древа, затем в детском саду они рассказывали о своих прадедах и прабабушках. Тем самым ребята много узнали о своих предках, о том, чем они занимались, как жили.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого труженика.

В нашем ДОУ сложилась традиция: все осенние и весенние праздники и развлечения проводятся на основе фольклора. Зимой на улице проходит прощание с Масленицей, дети водят хороводы, играют в русские народные игры, читают заклички, забавляются озорными соревнованиями. В праздник Пасхи дети делают из различного подручного материала «пасхальные яички» и разукрашивают их.

Для приобщения детей к истокам русской народной куклы необходимо, чтобы окружающие их предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Уже в группах раннего возраста дети знакомятся с русской народной игрушкой – матрешкой, с удовольствием играют с ней, рассматривают ее яркий наряд, радуются, обнаружив, что внутри одной матрешки спрятались ее сестрички. В речевых зонах присутствуют иллюстрации к потешкам, выполненные художником Ю.А. Васнецовым.

Воспитатели нашего ДОУ очень широко используют в своей работе все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы, тем самым, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные национальные игры. Наши дети знакомы с календарными играми, русскими народными играми во время проведения обрядовых праздников, посвященным разным циклам земледельческого календаря. Через игру мы, на доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом. Это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Воспитатели ДОУ приняли участие в выставке: «Картины старины». На ней каждая группа представила макет, иллюстрирующий быт, уклад и образ жизни крестьян в древности (например, макет «Бабий кут», «Красный угол», «Крестьянская изба», «Крестьянское подворье» и др.). Выставку посетили дети нашего детского сада, учащиеся начальных классов школ, родители.

Во что играют современные дети? На этот вопрос порой по-разному отвечают психологи, педагоги, воспитатели ДОУ, родители и торговая сеть.

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, интересных рядовому потребителю в силу своей необычности, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Как разрешить противоречия, которые сложились между теоретиками и практиками рынка игрушек? Как объединить их усилия в одном направлении и дать потребителю возможность приобретать красивые и полезные игрушки? Одним из возможных путей ее решения является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике.

Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная, или народная кукла. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, ее приемы и роль самой куклы в игре.

Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их, познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребенок должен знать и иметь народную куклу. И воспитатели нашего детского сада решили привлечь родителей, чтобы познакомить детей с народной игрушкой. В ДОУ была организована выставка «Куклы наших предков». Куклы, представленные на этой выставке, были изготовлены из различных материалов: деревянных чурбачков, соломы, сена, тряпичные куклы, куклы из соленого теста, из ниток, природного материала. По назначению куклы делились на три группы: игровые, куклы – обереги и обрядовые. Например: куклы для игр детей: куклы-пеленашки, куклы-болванчики, стригушки; обрядовые куклы: «Параскева-Льняница», «Купава», «Десятиручка», «Кубышка – Травница». Все дети нашего ДОУ посетили выставку народных кукол. Педагоги рассказали им из чего сделана та или иная кукла, что означает каждая из них, почему ее так называют и когда в нее играют. Для того, чтобы больше заинтересовать детей народной игрушкой и побудить использовать их в своей игре, воспитатели привлекали дошкольников к их изготовлению, превращению кусочков ткани в какой-то объект, который дети могли сами сотворить и потом играть в него.

Решение практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей представляется возможным средствами музея. В нашем дошкольном учреждении в преддверие праздника «Дня космонавтики», педагоги проводят с детьми ряд занятий, посвященных этому дню, оформляют выставки рисунков о космосе, поделок из бросового материала «Ракеты будущего». А с каким воодушевлением дети восприняли поездку в наш краеведческий музей, где была организована экскурсия на тему «Человек и космос». Бодрова Н.М. рассказала детям в доступной для них форме о космосе, первых космонавтах. Дети рассмотрели телескоп, первый телевизор, по которому был показан репортаж о первом полете Юрия Гагарина, коллекцию марок и рисунки детей о космосе, фотографии космонавтов, детали, которые изготавливаются на нашем заводе. В памяти детей на долго останется этот поход в музей.

Силами воспитателей и родителей в нашем дошкольном учреждении создан мини-музей «Русская изба». Дети знакомятся с культурой своего народа, узнают его обычаи, обряды, как раньше жили люди на Руси, каким было отношение к матери и отцу, вообще в семье.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, купить на дешевую наживку, превратить в не помнящих родства Иванов.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Интерактивная игра «Путешествие в страну Здоровья»

Интерактивная игра «Путешествие в страну Здоровья»

Сценарий развлечения «Хитрые задачки Светофорчика»

Сценарий развлечения «Хитрые задачки Светофорчика» Старшая группа Цель: закрепление знаний дошкольников о дорожных знаках и правилах безопасного поведения на дороге. Задачи: - закрепить у...

Читайте также

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные…

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Цель мероприятия: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности. Задачи: 1. Закреплять...