Консультация
«Особенности для организации лепки детьми старшего дошкольного возраста»

(из опыта работы)

Лепка – вид изобразительной деятельности. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Образовательное и воспитательное значение уроков лепки огромно, так как они развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, фантазию, способности, индивидуальность.

Умение изобретать приходит вместе с умением видеть, анализировать увиденное, находить в нем главное, постоянно контролировать свои действия, сравнивать изображаемое с натурой. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

В настоящее время исследованиями доказано, что творческая деятельность в рисовании, лепке доступно уже детям дошкольного возраста. Конечно, детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослым.

Выбрав тему для лепки, ребенок тут же приступает к ее реализации. В процессе изображения он размышляет о содержании своей работы, о том как ее выполнить, с помощью каких средств, то есть все те вопросы которые художник в основном обдумывает заранее, ребенок решает в процессе работы.

Задачи развития творческих проявлений у ребенка дошкольного возраста находится в зависимости от его возрастных анатомо – психологических особенностей.

Дети старшей группы имеют свои особенности, они окрепли физически, начался процесс окостенения кистей рук, укрепились мелкие и крупные мышцы, они стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию, возросло умение во время лепки осуществлять зрительный контроль за действиями рук, что приводит к изменению характера изображения – оно становиться более четким, они замечают мелкие детали, начинают рассматривать насекомых, строение цветка, устройство различных механизмов. Дети пяти - шести лет хотят учиться, у них активизируются познавательные интересы, появляются соответственные эстетические суждения и оценки. В ИЗО – деятельности старших дошкольников творчество играет все более важную роль, это связано с развитием личности ребенка. Понимая это, я стараюсь организовать детскую деятельность так, чтобы ребята научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось выразить в творчестве свои чувства и мысли. Я стараюсь так организовать свои занятия, продумать их содержание, чтобы обучение развивало личность ребенка, а не превращалась в тренировку изобразительных умений. Главной задачей является формирование творческого склада ума, развитие воображения, то есть развития их личности через изо деятельность. Занятия лепкой дают для этого все возможности.

Одна из важнейших задач – научить детей наблюдать и размышлять над тем, что они увидели. Воспитатель так организовывает культурную среду, чтобы дети могли познакомиться с произведениями искусства, при возможности – побывать в музее, где есть скульптуры, увидеть и рассмотреть памятники архитектуры.

В старшей группе ставится задача научить детей лепить скульптурным способом – вытягивая детали из целого куска, ленточным способом – в декоративной лепке. Дети должны овладеть многими приемами обработки и украшения вылепленного изделия – уметь загладить его поверхность, прочно скрепить детали, сделать налепы, углубления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стеками, уметь передавать движения.

В старшем возрасте дети лепят с натуры, и по представлению, техника лепки усложняется. Стараюсь учить детей лепить скульптурным способом, так как этот способ позволяет ребенку почувствовать всю массу туловища животного и соразмерность конечности. Движение человека, животных при этом способе лепки передаются более естественно. Для более точной передачи деталей движения, стараюсь использовать фотографии, иллюстрации, просмотр мультфильмов. Они дают ребенку все необходимые сведения о животном и человеке. При показе нового способа лепки, технического приема воспитатель дает образец, и сам демонстрирует новый прием. Но полный прием показа в лепки, не имеет преимущества перед частичным. На занятиях стараюсь, так поставить свою работу, чтобы дети инертно не копировали мою работу, а сами решали изобразительные задачи. Беспомощными ребята становятся тогда, когда их «ведут» не давая им самостоятельно разобраться с техническими трудностями. Я показываю детям один раз, как разглаживать поверхность вылепленной фигурки и показываю свой образец. Потом при анализе, хвалить тех детей, которые правильно это делают. А вот напоминать детям, что заглаживать нужно указательным пальцем, а не большим – полезно, так как тренировать лучше указательный палец. В.А. Сухомлинский считал, что ум ребенка – на кончиках его пальцев, поэтому их нужно приучать к тонкой работе. С такой целью я предлагаю детям вылепить мелкие фрукты: вишенки, виноградную гроздь, корзинку с малиной, горошинки и т.д. Это занятие полезно для развития мышц руки. В старшей группе дети проявляют пристрастия к лепке, одним нравятся крупные подделки, другим мелкие, миниатюрные. Любителям миниатюры предлагаю вылепить: ежа, мышонка, жука- носорога, божью коровку, даю для уточнения деталей фотографии, открытки, иллюстрации.

С крупной формой знакомлю детей тогда, когда в форме нет мелких деталей, но четко видны пропорции и пластика формы. Предлагаю детям вообразить себя скульпторами и каждому придумать свой «памятник», рассказав, что они не всегда ставятся людям, иногда и животным, например котам, собакам, даже насекомым. Их привлекает простор для творчества.

Привлекаю детей к декоративной лепке, начинать лучше с создания барельефов, из которых можно потом составить фриз. Пластинку из толстого картона (15-15) покрывают слоем пластилина, эта фон для барельефа. Затем из более толстого слоя пластилина контрастного цвета вырезают стекой изображение и переносят его на фон. Далее идет отделка – вылепливание деталей, примазывание, заглаживание. Главной целью ставлю – научить детей совершенствовать свою работу, добиваясь выразительности образа. Если барельеф нужно сохранить надолго, то его покрывают двумя слоями лака.

С дымковской игрушкой, лучше начинать знакомить детей со старшей группы. С начало я показывала детям игрушки, любовались вместе с ними яркой гаммой красок. Первые попытки лепки – дымки начинали с пластилина, уточняли форму, величину, предлагала детям простые по форме работы: рыбка, индюк, свистулька.

У этих игрушек нет ног, поэтому их легче лепить. Так же предложила детям вылепить дымку из слоеного теста, материал нетрадиционный, но подделки получились удачными, после сушки в духовом шкафу, предложила детям их расписать, предварительно сделав эскизы на бумаги.

В своей работе, лепку из пластилина считаю основным направлением, дети любят пластилин, любят лепить из него предметы быта, игрушки, посуду, человека, животных, составлять коллективные работы по знакомым сказкам, то есть лепим пластилиновые сказки.

Помимо всего, выше написанного, играми с детьми дидактические игры и упражнения пластическими средствами. Например игра «Аз - буки», закрепляет представление о начертании печатных букв; показывает, что буквы можно не только писать, но и уметь моделировать разными способами. Например: вылепить две буквы по желанию так, ч то одна из них была обычной – простой, а другая – фантастической или узорчатой. Аналогично провожу игру «Цифры». «Формы», «Что на что похоже», «Новые фигуры», «Собери фигуру по картинке», «Загадки и отгадки», «Пляшущие человечки», «Чудесные превращения» и т.д.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок, не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (обе руки), следовательно уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного камка глины, пластилина можно создавать бесчисленное количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в тоже время деликатный взрослый, который во время поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием.

Лепка – вид художественной деятельности, имеющий много аспектов. По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции в которых отдельные образы так или иначе созданы между собой: по смыслу, по размещению и т.д.

В предметной лепке – дети передают сюжетные композиции, но лепят отдельные конкретные изображения – все возможные фрукты, овощи, игрушки, животные, бытовые предметы, транспорт и т.д.

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, кашпо, маски, тарелки, панно, лепные орнаменты, и т.д.

Детское творчество интенсивно обогащается, если воспитатель использует на занятии поэзию, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает воображению. Функции слова очень велика, она способствует образному восприятию увиденного чужими глазами. ИЗО – деятельность детей зависит от богатства разнообразия наблюдений в природе. Это организация прогулки в парк, за город. Наблюдение картинок из жизни в природе. Не наблюдая, ребенок не имеет материала для размышления, а без размышления невозможно никакое творчество. Необходимо развивать познавательные потребности детей, чтобы они не выросли интеллектуально пассивными.

Как можно чаще играть и проводить с детьми дидактические игры и упражнения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.

- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук.

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Самое важное и ценное заключается в том, что лепка на ряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад»

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к театральным постановкам, по средствам русских подвижных игр Е.А. Покровского/ Задачи: -...

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...

Развивающая игра на липучках «Чей малыш?»

Развивающая игра на липучках «Чей малыш?» Цель игры: развитие наблюдательности, усиление внимания и памяти детей, а также знакомство с домашними животными...

Читайте также

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах…

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности По данным исследователей экологическая ситуация в России не является благополучной...

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цель:  систематизировать и закрепить математические знания и умения...