Консультация на тему: "Начать с себя"

Известно, что в воспитании личности решающая роль отводится – семье, а также, детскому саду, школе, трудовому коллективу и обществу в целом. Однако, без активного участия воспитуемого в формировании собственной личности, он никогда не достигнет совершенства.

Действительно, можно ли полагать, что поведение, характер, привычки не зависят от самого человек, допустимо ли, что любой свой поступок он оправдывал влиянием среды, обстоятельств, ошибками воспитания. В этом проявляется безответственность перед самим собой, не желание проявить волю в деле развития собственных человеческих возможностей. Человек властен над самим собой - над своим разумом, поступками, поведением. От него самого во многом зависит, каким он становится. Каждый из нас должен сам себя воспитывать постоянно, не останавливаясь на достигнутом . " Век живи и век учись" – утверждает народная мудрость. Педагог должен помнить - невозможно воспитывать других, не воспитывая себя!

С чего начинается путь самовоспитания? С самоопределения своих недостатков, от которых желательно избавиться. Поставить вопрос - что конкретно меня не устраивает в самом себе? Какие недостатки мешают мне в жизни, в работе? И в этой связи уяснить, например: мне мешают в отношениях с людьми и в личной жизни обидчивость, неуравновешенность, недостаточная выдержка, неумение беречь свое и чужое время. В работе недостает собранности, четкости, терпения к детям, я мало интересуюсь передовым опытом, недостаточно читаю методической литературы, болезненно воспринимаю критику. При этом, полезно прикинуть: каков уровень моих возможностей, благодаря которым можно победить свои недостатки?

Далее предстоит выбор нравственных идеалов, тех ориентиров, к которым человек стремится. Например: я хочу сформировать в себе – благородство, гуманность, целый ряд нравственных и деловых качеств, они сделают меня более способной служить общему благу, работать с удовольствием и полной отдачей сил, быть справедливой. Проявлять выдержку и терпение и т.д.

Затем Вы постоянно следите за собой, предъявляя к себе требования , соответствующие намеченным целям, и не допуская никаких поблажек себе.

Одних благих намерений и рассуждений о том, что хорошо и необходимо, недостаточно. Если Вы решили воспитать в себе какую- либо черту характера или привычку культурного поведения, то важно не только помнить об этом, но и намеренно использовать любой случай, когда можно было бы проявить себя в действии соответственно поставленной задачи. Только терпеливой работой над собой каждый день, упражняя себя можно сформировать нужные качества личности, закрепляя их, как черту характера. Полезно отчитываться перед собой - чего я достигла? Например, в том случае, если Вы одержали пусть небольшую победу над собой, хотя раньше это сделать не удавалось - сегодня я мобилизовала чувство собственного достоинства в разрешении конфликтной ситуации- не горячилась, не повысила голос, не перебивала своего оппонента и в конечном итоге сумела убедить в своей правоте. Или преодолела свое нежелание, заставила себя взяться за изучение статьи в педагогическом журнале по вопросу, который представляет для меня интерес. Сделала оттуда выписки нужных для меня рекомендаций. Ну а если что-то не удалось преодолеть? И в этом следует отдать себе отчет - снова отложила разговор с матерью Кирилла, смалодушничала, тема щепетильная, требующая особой осторожности и такта, - о роли примера взрослых в семье. Еще раз стоит подумать о том, как раскрыть вопрос не обидев мать, и вместе с тем дать ей недвусмысленно понять, что необходимо перестраивать образ жизни семьи. Путь к педагогическому мастерству начинается с самоанализа собственной работы. Воспитатель постоянно ставит перед собой вопросы - как я беседую с детьми и их родителями? Как я выгляжу в глазах детей. Когда они видят меня разгневанной или угрюмой? Хотела бы я отдать ребенка такому воспитателю как я сама? Педагогу важно развивать в себе критическое зрение, с помощью которого он способен видеть себя как - бы со стороны. Важно не только уметь критиковать себя, но и делать практические выводы, так как именно они служат отправным пунктом в устранении недостатков. Взыскательная ревизия собственной педагогической деятельности только в сочетании с выводами помогает перестраивать взгляд на себя как на человека и педагога "Здесь я была не права, допустила к ребенку несправедливость, о чем следовало бы открыто признаться, не считая, что пострадает авторитет. Главное, не потерять доверие детей!

Если воспитатель уяснил, что, например, горячность, неуравновешенность, увы, не придают ему достоинств, а лишь мешают работать, подтачивают его уверенность в своих возможностях, то он уже на пути избавления от подобных недостатков. Воспитатель понимает, что подобные проявления нельзя оправдать характером, ибо они - результат низкой требовательности к себе. Замечая свои недостатки и стремясь поправлять себя, мы тем самым воспитываем себя. Дать правильную самооценку - дело не простое. Мы склонны проявлять снисходительность к самим себе. Взыскательность - качество не врожденное, а приобретаемое, которое приходит к человеку вместе с опытом, чувством ответственности накапливанием нравственного багажа. Взыскательность к самому себе - показатель высокого уровня культуры. Даже в оценке деятельности своих коллег не всегда способны проявлять объективность, бываем то сверх требовательны по мелочам, то не замечаем промашек в вопросах значительных. И многое здесь зависит от субъективных установок, профессиональной эрудиции, эмоционального отношения, уровня собственных возможностей.

Самовоспитание - процесс сложный и очень индивидуальный и он тем успешнее, чем взыскательнее мы к себе, это не только движение вперед в саморазвитии личности, но и извилистый путь, который непременно лежит через самоопределение, самоограничение, через отказ от привычного и прочно укоренившегося в нашем сознании и поступках. И все же стоит задаться целью стать лучше и выше и, мобилизовать волю, победить свои недостатки. Важно не расслаблять себя, не оправдывать допущенную слабость "объективными причинами", не чувствовать себя несчастным из-за отказа от своих хотений.

Самовоспитание организовано связано с воспитанием совести. Совесть - это регулятор, всех наших поступков и побуждений, это внутренний голос, главный судья над самим собой и своими недостатками, следовательно один из стимулов совершенствования личности." Делай добро, не криви душой, живи честно!" – это главный девиз человека. Поступить по совести - значит проявить справедливость там, где казалось бы мне невыгодно, неудобно, зато без упрека и перед самим собой и перед другими людьми.

Для того чтобы быть на уровне современных требований, воспитателю необходимы не только профессиональные знания, но и дисциплинированность, собранность, а также высокое чувство ответственности за воспитание подрастающих граждан. Эти нравственные качества, от которых зависит успех любого дела, важно культивировать в себе и развивать. И самая надежная опора в решении этой задачи - совесть, самодисциплина, долг и преданность избранной профессии. Творческое, заинтересованное отношение к труду - величайший стимул самовоспитания. Педагогический труд - это творчество, так как работа с детьми не терпит шаблона, бездушности.

Для педагога, работающего творчески, характерен постоянный поиск нового передового, что в свою очередь содействует расширению и обогащению его интересов. Такой педагог объемно и многогранно воспринимает окружающий мир и, следовательно, живет более полной разносторонней, гармоничной жизнью.

Самовоспитание как процесс самоопределения и одновременно достижения поставленных целей, требует от нас постоянных волевых усилий. Воля - та опора, которая необходима каждому человеку, чтобы труд стал результативным, чтобы поступать во всех жизненных случаях по законам совести. А сколько усилий требуется для того, чтобы признать собственные недостатки и избавиться от них!

О педагоге принято думать как о волевом и принципиальном человеке с характером, подразумевая под этим те черты, которые показывают его отношение к окружающему миру, к труду, к людям, к самому себе. Уже у истоков самовоспитания важно выработать в себе готовность побеждать то, что мешает нам становиться лучше и совершеннее.

Использованы материалы журнала "Дошкольное воспитание" № 3 1989 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к…

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к дядюшке Ау» Цель: выявить у детей формирования знаний, умений и навыков...

Самомассаж для дошкольного возраста с использованием природных материалов и сухих…

Самомассаж для дошкольного возраста с использованием природных материалов и сухих бассейнов В настоящее время проблема здоровья детей - одна из самых...

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы…

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне» Цель: формирование гражданско-патриотических чувств. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России...

Читайте также

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма Месяц Тема Цели и задачи Методы и приемы сентябрь «наш город Ворсма» Сформировать у детей представление о родном...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире…

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий» Форма проведения - «Что? Где? Когда?» «Телемост» с детьми других детских садов. Интеграция...

Музыкальное занятие «Военные песни – далёкие и близкие»

Музыкальное занятие «Военные песни – далёкие и близкие» Цель: познакомить детей с лучшими образцами военных песен, разъяснить детям, как с помощью...