Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности

«Человек рождается не для того, чтобы

бесследно исчезнуть никому неизвестной

пылинкой… Человек оставляет себя, прежде

всего, в человеке. В этом высшее счастье и

смысл жизни»

В.А. Сухомлинский

Воспитатель- центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех- детей, родителей, коллег. Его работа- одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребёнка, чем он живёт, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен уметь красиво и правильно говорить, быть интересным, внимательным собеседником. Имея достаточно широкий кругозор, ориентируясь в детской субкультуре, разделяя взгляды ребёнка, его интересы, легко быть авторитетом в его глазах.

Современный педагог должен иметь свой оригинальный стиль деятельности, обладать рядом определённых качеств, профессиональной компетентностью.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребёнка, его общих и специальных способностей.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов. На сегодняшний день пред воспитателями стоят следующие задачи:

- Переход от простого выполнения требований программы дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в разных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении.

- Передача дошкольникам необходимой(целесообразной) для успешного развития информации.

- Обучение воспитанников способам самостоятельного поиска, отбора необходимых сведений.

- Формирование умений ставить задачи и находить их решения, т.е. развитие не только конкретных навыков, но и более общих способностей, которые позволят ребёнку ориентироваться в любых ситуациях.

Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе совершенствования мастерства педагога. Одной из форм повышения профессиональной компетентности педагогов, путь достижения серьёзных результатов, самореализация в профессии, является работа по самообразованию.

В своей работе с детьми придерживаюсь следующих педагогических принципов:

- Ребёнок мне ничего не должен, это я должна помочь ему стать более самостоятельным и ответственным;

- Воспитатель- не транслятор, а помощник и умелый руководитель. Ведь, если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже сделала;

- Общение педагога и ребёнка должно быть доверительным, партнёрским, основанное на активном взаимодействии. Надо стремиться к тому, чтобы не сковывать, а освобождать, не подавлять ребёнка, сравнивать достижения лишь с его собственными, а не других, оценивать не только результат, а сам процесс деятельности;

- Высшее проявление педагогической успешности- улыбка на лицах детей.

Приоритетное направление моей педагогической деятельности- совершенствование профессиональной компетентности в области проектирования, моделирования собственной педагогической деятельности с целью повышения качества и эффективности воспитательно- образовательного процесса в условиях вариативного образования, внедрение в образовательный процесс технологий проектирования, моделирования, экспериментирования основанные на проявлениях детской активности, творчества, самостоятельности.

Для решения этих задач разработала методический проект по теме самообразования «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».

Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности.

Актуальность:

Главная цель экологического воспитания- формирование основ экологической, т.е. правильное отношение ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретённых в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе в проектно- исследовательской деятельности.

Проектно- исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В проектно- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Реализация проекта направлена на решение задач развития детей по направлениям:

Физическое развитие:

- развитие осознанного отношения к своему здоровью;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств

Познавательно- речевое развитие:

- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Социальное развитие:

- развитие самопознания и положительной самооценки;

- овладение способами личностного общения;

- высокий уровень коммуникативной компетентности

Художественно- эстетическое развитие:

- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

- овладение различными видами художественной деятельности;

- развитие способностей к эстетической оценке

Ожидаемый результат:

Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской деятельности

- Накоплен методический и дидактический материал по проектно- исследовательской деятельности

- Разработаны схемы, таблицы, модели с алгоритмом проведения опытов

- Создан мини- музей природы

У детей:

- сформированы проектно- исследовательские умения и навыки:

Они могут выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты;

- расширились знания об отдельных явлениях и объектах природы;

- сформировалось осознанное отношение к объектам природы, к себе и людям как части природы.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный. Разработка проекта- 2009-2010 г.г.

2.  Практический. Основная деятельность по проекту- 2010-2012 г.г.

3. Заключительный. Аналитический-2013 г.

 

1 этап- подготовительный (организационный)

Цель:

Расширить и систематизировать знания о педагогических технологиях экспериментирования, проектирования, моделирования, формировать представления о правильной организации проектно- исследовательской деятельности с ребёнком- дошкольником.

Была организована работа по 2-м направлениям:

1. Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий:

- определение значимости для ребёнка;

- оценка эффективности использования технологий и прогноз результативности;

- педагогическое просвещение родителей.

2. Диагностика познавательно- исследовательской деятельности детей

Цель: выявить уровень познавательно- исследовательской   деятельности детей.

Результат:

1. Подобрана методическая литература по теме самообразования.

2. Оформлен каталог методических материалов по организации и проведению экспериментов, проектов, опытов с детьми дошкольного возраста.

3. Изготовлены дидактические игры по экологическому воспитанию, наглядный и демонстрационный материал.

4. Разработаны диагностические карты, методический материал по проведению диагностики уровня сформированности представлений у детей об окружающем мире.

5. Определены формы работы с детьми.

6. Создан уголок по экспериментированию «Кабинет кота учёного».

 

2 этап- практический

Цель: Создать условия для познавательной активности детей средствами проектно- исследовательской деятельности.

Расширить образовательное пространство в социуме, через совместную деятельность родителей, социальных партнёров по реализации групповых проектов.

Результат: Разработан цикл занятий по организации исследовательской деятельности.

Организована предметно- развивающая среда по познавательному развитию детей.

Реализованы экологические проекты.

 

3 этап- заключительный (аналитический)

Цель: Анализ организации деятельности по проекту, проведение мониторинга уровня познавательного развития детей а проектно- исследовательской деятельности.

Анализ результатов:

- мониторинг уровня развития детей;

- анкетирование родителей

Демонстрация результатов:

- открытые мероприятия;

- презентация педагогической деятельности;

- оформление выставки методического материала

Выводы, проектирование педагогической деятельности:

В результате реализации проекта значительно повысился интерес к организации исследовательской деятельности с детьми, реализации детских проектов, появилась мотивация использовать новые подходы к планированию. Стала больше размышлять и сделала вывод о развивающем характере деятельностного подхода к обучению и воспитанию дошкольников, научилась видеть явления в совокупности их взаимосвязей, изменять тип взаимоотношений с детьми, выстраивать с ними диалогическое общение.

Считаю, что целенаправленная, систематическая деятельность по теме самообразования позволяют мне эффективно реализовать возможности воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

 

 2 этап: «Практический»

(старший дошкольный возраст)

Цель: формирование системы представлений об окружающем мире; развитие познавательных умений.

Реализация образовательных проектов

Реализация образовательных в 2011-2012 г.г.

Этапы, задачи и направления

Содержание этапа

Ожидаемый результат

Проект «Цветы»

- познакомить с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания;

- формировать осознанно- правильное отношение к представителям растительного мира

 

Создан альбом «Детский сад- цветущий сад!»

Создана картотека «Цветочный мир»

Социальное направление:

- библиотека

Беседа «О чём рассказывают цветы»; просмотр иллюстраций, энциклопедий о цветах

 

- родители

Подборка картинок с изображением цветов; помощь в изготовлении дидактической игры «Жизнь цветка», «Цветочное лото»

 

Физическое развитие

Игровое занятие «Лекарственные растения»

 

Познавательное развитие

Наблюдение на прогулке за цветами; составление описательных рассказов; просмотр слайдов «Цветы»; чтение сказки «Дюймовочка»; заучивание стихов о цветах

 

Эстетическое развитие

Рисование «Жёлтые шары» (с натуры); «Цветы на нашей клумбе»; аппликация «Букет цветов»

 

Проект «Пернатые друзья»

- сформировать у детей представление о птицах, научить группировать их по определённым признакам; воспитывать любовь к птицам, стремление помочь в трудную минуту

 

Изготовлены «Паспорта птиц». Дидактические игры «Что за птица?»; «Что сначала, что потом?». Изготовлены кормушки для птиц.

 

 

Социальное направление

- библиотека

 

Викторина «Птичка- сестричка»

 

 

 

- родители

 

Семейный проект «Зимняя кормушка»

 

 

 

Физическое развитие

 

Развлечение «Праздник птиц»

 

 

 

Познавательное направление

 

Рассматривание иллюстраций птиц; наблюдение за птицами на участке; чтение познавательной

 

 

 

литературы о птицах; подбор дидактического материала

 

Эстетическое направление

Ручной труд «Кормушка»; рисование «Сказочные птицы»; прослушивание музыкального материала «Голоса птиц»; аппликация «Снегири прилетели»

 

Проект «Витамины на окне»

- уточнить представление о том, что растения вырастают из семян;

- закрепить знания об условиях, необходимых для их роста;

- воспитывать интерес к выращиванию овощей

 

Рукописный журнал «Витаминные загадки»

Составление картотеки блюд

Подведение итога экспериментальной деятельности; выводы

Социальное направление

- школа

Изготовление ящичков для посадки овощей

 

- родители

Семена укропа, луковицы, инвентарь; материал для дидактической игры «Витаминные семейки»

 

Физическое развитие

«Как фрукты и овощи о своей пользе спорили»

Сочинение сказок

 

Познавательное развитие

Ведение дневников наблюдения за ростом семян и овощей; занятие «Витаминный калейдоскоп», «Кулинарный класс»; чтение стихов; опыты

 

 

 

Проект «Волшебница вода»

- сформировать у детей представление о воде, её свойствах;

- дать представление о значении воды в нашей жизни;

- показать, в каком виде существует вода

 

Картотека опытов с водой

Презентация книги «Волшебница вода»

Социальное направление

- родители

Словотворчество детей и родителей «Мир воды»; вырезки из журналов о воде (использование, значение, бережное отношение и т.д)

 

Дом Культуры

Театрализация сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»

 

Физическое направление

Спортивный досуг «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!»

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

 

Познавательное развитие

Заучивание стихов о воде; проведение опытов; пословицы и поговорки о воде; дидактические игры

 

Эстетическое направление

Выставка рисунков «Мир воды»; составление коллажа «Подводный мир»

 

                                                                                                                      

Реализация образовательных проектов в 2012-2013 г.г.

Цель: обобщение знаний природоведческого характера и природоохранного характера.

                                                                                                                                 

Этапы, задачи, направления

Содержание этапа

Ожидаемый результат

Проект «Ледяная зона»

- познакомить детей с природными условиями Арктики и Антарктиды, их обитателями, определить их приспособительские особенности к природной зоне

 

Создание книги по всем природным зонам

Картотека опытов

Макет «Северный край»

Социальное направление

- библиотека

Работа с энциклопедиями; КВН «Животные Севера»

 

- родители

Картинки с изображением животных и растений Севера; помощь в изготовлении дидактических игр

 

Физическое направление

Развлечение «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз…»

 

Познавательное направление

Чтение литературы познавательного характера; рассматривание пейзажей Арктики и Антарктиды; составление описательных рассказов

 

Эстетическое направление

Рисование по теме проекта, с целью создания экологической книжки по природным зонам; лепка тюленя

 

 

Проект «Лесная зона»

- дать детям представление о зоне лесов (тайга и лиственный лес; о климатических и природных особенностях), называть растения и животных, определять их приспособленческие особенности к лесной жизни

 

Дидактическая игра «С какой ветки детки?»

Создание карты природных зон Красноярского края (животный и растительный мир)

Макет «Зимний лес»

Социальное направление

- библиотека

Подбор познавательной литературы

 

- школа

Методическое оснащение: карта природных зон

 

Физическое направление

Спортивный досуг

 

Познавательное направление

Рассматривание картин; составление пищевых цепочек; составление коллективного рассказа- описания о лиственном лесе; чтение стихов о деревьях

 

Эстетическое направление

Рисование, лепка, конструирование из бумаги

 

Проект «Степная зона»

- дать детям первоначальное представление о степной зоне, растительном и животном мире степи, их приспособленческих особенностях

 

Макет «Степная зона»

 

Социальное направление

- родители

Подборка иллюстраций с изображением животных, птиц, растений степи

 

Физическое направление

 

 

Познавательное направление

Рассматривание степных пейзажей, чтение сказки о жуках; чтение литературы познавательного характера; знакомство с Красной книгой

 

Эстетическое направление

Коллективная работа по рисованию «Животные степи»

 

Проект «зона пустыни»

- дать первоначальное представление о пустыне (особенности климата, растительного и животного мира), перечислить приспособительские особенности растений и животных

 

Макет «В пустыне»

Презентация книги по природным зонам «Земля – наш общий дом»

Социальное направление

- библиотека

- родители

Подбор литературы по тематике проекта

Совместная деятельность родителей и детей: рисунки к книге

 

Физическое направление

Спортивный досуг

 

Познавательное направление

Рассматривание песка, песчинок через лупу; проведение опытов с песком; загадки по тематике

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят»

Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят» (Для детей 5-6 лет - старшая группа) Цель. Закреплять представления о правилах...

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали»

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали» Средняя группа «Сказка-это то золото, что блестит огоньком в детских глазках». Ганс Христиан Андерсен. Цель: развивать...

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...

Читайте также

Экологическое воспитание младших дошкольников

Экологическое воспитание младших дошкольников Отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать...

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: - учить...

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Поможем весне»

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Поможем весне» Цель: показать знания и умения детей, полученные в течение года по формированию элементарных...