«Формирование у детей связной русской речи через устное народное творчество»

 Устное народное творчество – это одно из средств духовно – нравственного развития личности ребенка. Возвращение к этому в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными по определению ученых. У ребенка формируется свой особый мир, где есть место восторгу, страданию, любви, состраданию, тайнам. Эстетическое воспитание ребенка, развитие его речи, богатство языка, знание традиций, обычаев своего народа, любовь к отечеству не будет полноценным без устного народного творчества.

Для самых маленьких воспитанников знакомство с устным народным творчеством начинается с «малых фольклорных форм» - потешки, считалочки, коротенькие сказки. Они влияют на развитие речи детей:

- обогащая словарь,

- развивая артикуляционный аппарат,

- фонематический слух,

- давая образцы для составления описательных рассказов.

Например:

- Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

В детском саду, во время проведения непосредственной образовательной деятельности, дети знакомятся с новыми словами, народными чувствами и мыслями, развивают свою речь, начинают проникать в область народного духа, родного языка. Подать это можно в виде театральной игры, особенно когда дети еще не привыкли к детскому саду и им тяжело расставаться с родителями. Утром детей можно встречать необычной привлекающей внимание игрушкой и приготовленной к ситуации потешкой, которая помогает представить в картинках и рассказать о ее персонажах. Все вместе дети учатся говорить и двигаться как герои потешки. У ребенка возникают положительные чувства к воспитателю и своим маленьким приятелям:

- Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили.

- Что вы, ручки, работали?

- Мы грибочки собирали.

- А вы, глазки, помогали?

- Мы искали да смотрели –

Все пенечки глядели,

Вот и Ванечка с грибком,

С подосиновичком!

Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока – ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок» доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

Для более старших дошкольников можно использовать пословицы, поговорки во время изучения сезонных изменений в природе, проведения бесед о дружбе, семье, профессиях. Например:

- Труд кормит, а лень портит.

- Ласковое слово – что весенний день.

- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

- Готовь летом сани – зимой телегу.

Еще народные потешки, прибаутки, переклички применяются во время проведения традиционных национальных праздников: «Масленица», «Навруз», «Карга боткасы» (прилет птиц). Они дают возможность глубже изучать, не забывать народные традиции. Дети получают очень хорошее эмоциональное впечатление от проведения таких праздников, в которых есть место и народным играм.

Татарский народный праздник «Навруз» Русский народный праздник «Масленица»

Татарский народный праздник «Навруз»              Русский народный праздник «Масленица»

Народные игры помогают развивать у ребят ловкость, смекалку, чувство локтя товарища и желание помочь. Очень занятно научить воспитанников петь хороводные песни и водить хороводы. В этом занятии внимание дошкольников привлекается к родной природе и отечеству.

Детям очень нравится отгадывать загадки. Они помогают закреплять пройденный на занятии обучающий материал. Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время значительно расширился. В них рассказывается о достижениях культуры, техническом прогрессе:

- Музыкант, певец, рассказчик, а всего кружок да ящик (магнитофон).

- Крыльев нет, но это птица полетит и прилунится (ракета).

Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного:

- Серый зверек через кочки скок!

В другой - о характере его движения:

- По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – ушки торчком.

В третьей - о защитной способности менять окраску:

- зимой беленький, летом серенький.

Особое место нужно уделить театрализации народных сказок. Дети не только произносят речь героев, но и подражают мимикой, жестами, одевают костюмы героев или же держат куклы. Показ театров доставляет им огромное удовольствие.

По своему назначению сказки бывают бытовые, волшебные и сказки о животных. Представить героев сказок в лицах помогут маски, костюмы. Дети с удовольствием слушают, запоминают. Учатся пересказывать с помощью игрушек, повторяя интонации воспитателя. Сказки расширяют знания детей незнакомых им предметов, как добро борется со злом, о мудрости и глупости, как сильный защищает слабого. Видя перед собой отношения персонажей сказки, дети познают противоречивость окружающего мира. Это заставляет их учиться состраданию, сочувствию, сопереживанию и умению радоваться их удачам. Сказки призывают ребят к трудолюбию, дружбе, правдивости, взаимовыручке.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное! Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.

В работе с детьми необходимо активно использовать все виды и формы детского фольклора, народные игры, чтение и рассказывание сказок и т.д.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык,

он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

К.Д.Ушинский.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий «Выпускной с Шапокляк»

Сценарий «Выпускной с Шапокляк» Звучит негромкая мелодия Поля Мориа. Ведущий: Дошкольное детство-пора золотая Счастливых деньков хоровод Как жаль, что так быстро они пролетают, И вот...

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Светофор» Младшая…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Светофор» Младшая группа Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция с другими областями: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое...

Читайте также

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского…

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского садаТема: Путешествие в страну «финансовой грамотности» Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская...

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной…

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы» «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н...

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу»

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу» Цель руководства игрой: Обогащение игрового опыта у детей, воплощение сюжетных образов в...