«Формирование у воспитанников осознанного и ответственного отношения к выполнению правил безопасности в экстремальных ситуациях»
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности [1c.6]. К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.
Работая в МБДОУ «Детский сад № 13» г. Нефтеюганска, наблюдая за детьми, имеющими нарушения зрения, мы увидели, что для воспитанников необходимо больше времени для овладения навыками безопасности жизнедеятельности. Это подтверждают многочисленные исследования Л.И.Плаксиной, Л.И.Солнцевой.
Результаты мониторинга воспитанников коррекционной группы: показали, что у 63 % детей не сформированы умения и навыки начальных основ безопасности жизнедеятельности. Воспитанники не могут быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, испытывают затруднения при выборе правильного выхода из них. Эти навыки необходимо сформировать уже в дошкольном возрасте, так как в последующей жизни они становятся просто необходимыми.
Знания формируются в процессе обучения, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. В решении которой, должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей [1c.8].
Чтобы процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников, способствующий развитию активности и самостоятельности, осуществлялся целенаправленно и эффективно, необходимо использовать принципы:
деятельности - включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции;
последовательности - любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное, в предыдущем;
наглядности – использование ярких, контрастных, цветонасыщенных предметов;
гуманизации – во главу работы поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности;
комплексности – проведение коррекционной работы сразу в нескольких направлениях:
развитие мелкой моторики,
навыков пространственного ориентирования,
формирование грамматического строя речи,
внимания и памяти;
интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе;
возрастной адресованности - одно и то же содержание используется в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;
преемственности взаимодействия - с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей;
психологической комфортности - заключается в снятие по возможности стрессовых факторов;
дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Работу проводилась по основным разделам:
Ребенок и другие люди.
Ребенок на улице.
Ребенок дома.
Ребенок и природа.
Слабовидящие дети плохо различают отдаленные объекты, движущиеся предметы, им трудно определить форму, величину предмета, его пространственное расположение. Включили в работу реконструированный адаптированный для детей с нарушением зрения дидактический материал: игровые тренажеры, макеты, рельефные, разъемные, раздвижные картинки, схемы, игры-лабиринты, копирование по точкам, по образцу, рисование шнуром, крупами, зашумленные и наложенные изображения, внешние и внутренние трафареты, перфокарты, волшебный рукав, «Куб- предлоги». Специальные наглядные пособия используем для лучшего восприятия материала.
Для формирования навыков безопасного общения с незнакомыми людьми подобрали цикл:
- словесных игр,
- тренингов,
- творческих заданий,
- художественных произведений,
- игровых ситуаций.
Для обучения детей правилам дорожного движения составили картотеку:
- физкультурных минуток,
- подвижных игр,
- дидактических игр,
- мультимедийных презентаций.
Для обучения детей правилам пользования электрическими приборами - повышенным источником пожарной опасности проводили:
- беседы – обсуждения;
- исследовательскую деятельность, опыты;
- дидактические игры; игры-соревнования;
- экскурсии по детскому саду: знакомство с системой оповещения, эвакуационными путями, - создавали проблемные ситуации;
- составляли творческие рассказы.
Для обучения детей правилам взаимодействия с растениями и животными играли в дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- читали художественную литературу;
- подбирали народные приметы, пословицы;
- сочиняли загадки.
Самым эффективным методом работы с детьми считаем практический – изучение окружающей действительности.
Практическая ориентировка - это умение ребенка обеспечить свою безопасность, особенно в ситуации “ребенок - пешеход”. Проводили экскурсии по территории детского сада, за территорией детского сада, целевые прогулки – для ознакомления с правилами поведения пешеходов на улице, для упражнений в практической ориентировке, по обеспечению личной безопасности. Знакомили с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него и т. д.
Работу проводили совместно с педагогами и специалистами: тифлопедагогом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.
Проведенная работа дала положительные результаты. Дети, имеющие низкий уровень развития, достигли среднего уровня (63%), а дети, имеющие средний уровень, достигли нормы (37%).
Список использованной литературы:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –Спб.: «Детство-пресс», 2011.
- Алексеева Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., 2000
- Андреев А.С. Безопасность жизнедеятельности. – М., 2004
Читайте также |
---|
Образовательное событие с детьми средней группы «День народного единства»
Образовательное событие с детьми средней группы «День народного единства» Цель: Познакомить детей с государственным праздником «День народного единства», формировать понятие о России, как...
Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО
Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой...
Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему:…
Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему: «Я расту здоровым и счастливым!» Тема проекта: «Я расту здоровым и...