Сайт для воспитателей детских садов




( 3 Голосов ) 


Воспитателям на заметку
Уголок природы в старших группах

Правильно организованная работа в уголке природы это прекрасное средство всестороннего развития детей, воспитание многих положительных черт характера. Это место интересных наблюдений за растениями и животными.

В течение круглого года надо давать ребятам возможность сеять, сажать, заботливо выращивать различные растения. Так как самостоятельно выращенные растения им особенно дороги.

С осени в уголке природы помещают несколько растений, выкопанных из цветника, принесённые из леса землянику, бруснику, копытень, чистотел. Они будут долго расти, напоминая детям об увлекательных прогулках в лес и поле. В подвесных горшочках можно посадить луговой чай, будру плющевидную. Следует только помнить, что за растениями в старших группах ухаживают дети, поэтому ставить или вешать высоко нельзя: детям трудно их поливать.

Вместе с растениями из цветника и леса в уголке природы, конечно, должны быть и обычные комнатные, и чем старше дети, тем больше выращенных ими самостоятельно.

С самого начала года следует внимательно заняться организацией дежурств. В первой беседе на эту тему нужно напомнить, где хранятся предметы ухода за растениями и животными, как ими пользоваться. Определяется порядок и время работы дежурных.

В начале года воспитатель помогает детям, потом они становятся все более самостоятельными, в конце года быстро, аккуратно и без напоминаний убирают в уголке природы, поливают растения, кормят животных. Но как бы самостоятельны, ни были ребята, их работа нуждается в контроле со стороны взрослого. Контроль и оценка взрослых помогают детям вовремя заметить свои ошибки и их исправить.

Усложняются поручения дежурным: посадить лук, посеять овес для подкормки птиц, посмотреть все растения и рассказать, что в них изменилось, и т.п.

Чтобы заинтересовать детей старшей группы целенаправленными наблюдениями, нужно ввести «Дневник уголка природы», куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений, повадки животных. Интересно время от времени всем вместе просмотреть эти зарисовки, вспомнить, что и как выращивали, что наблюдали. Подобные беседы пополняют знания ребят, помогают сделать выводы и обобщения. В «Дневнике рисовать могут только дежурные и только то, что делали и что заметили, - такое правило надо установить. Наблюдая за детьми во время их дежурства в уголке природы, воспитатель замечает, как они работают. Как относятся к своим обязанностям, какое дело их больше увлекает.

Большая часть наблюдений и работы в уголке природы ведётся утром, до завтрака, или после дневного сна. Заинтересовавшись рыбками, дети подолгу следят за их движениями в аквариуме. Около освещённого аквариума приятно посидеть, послушать рассказ воспитателя о рыбках, морском дне, о раковинах, полюбоваться стайками рыб, быстро плавающих среди зелени. Хорошо потом рассмотреть картинки с изображением разных рыбок.

Нетрудно найти что-либо интересное для ребят в каждое время года.

В ноябре, например, перестают цвести растения, перенесённые с клумб, отцветают и растения, украшавшие групповую комнату. Фуксии, герани, амариллисы находятся в состоянии покоя. Лук сажать ещё не время: темно – дни короткие, пасмурные, в такую пору лук вытягивается, он бледный, хрупкий. Сажать лук лучше всего во вторую половину декабря. Чем же разнообразить работу детей? Что нового внести в уголок природы?

Стоит принести ветки двух – трёх видов хвойных деревьев или вечнозелёных кустарников. Свежие ветки сосны, ели, пихты, кедра приятно пахнут хвоей, свежестью, лесом. Узнают ли ребята сосну и ёлку? Пусть ребята отгадают по описанию, рассмотрят шишки, семена, а затем посеют их в мокрый песок. (Всходы ели нежны, не все проживут долго, но все, же это настоящие ёлочки.)

Интересно из овса выращивать зелёный корм для животных. Можно выращивать растения из всевозможных семян. Съели апельсин, а в них «зёрнышки» - семена. Положили в землю 3-4 семени апельсина, лимона, несколько семян яблок. Можно косточку финика, только перед посадкой её обязательно надо подержать в кипятке, так как у косточки финика твёрдая оболочка.

Ведение календаря природы дает ребятам возможность не только наблюдать за меняющимися сезонными явлениями природы, ростом и развитием живых существ. Но и дает возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции.

Что дают календари в плане умственного воспитания? Младшие дошкольники получают первые впечатления о видовом различии птиц. Так, отыскивая карточки с изображением птиц, разумеется, с помощью воспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений. Старшие ребята не только закрепляют свои представления (дети должны знать особенности поведения птиц – где кормятся, кого боятся, проявляют ли агрессию.) Одновременно развивается способность к наглядно – схематическому мышлению, абстрактному мышлению, так как заполнение календарей происходит не изображениями, а значками-символами.

Выращивать растения в уголках природы можно в любых условиях, а вот с животными гораздо сложнее. Но как важно, чтобы в старшей группе жили и рыбы, и птицы, и хотя бы одно млекопитающее – морская свинка, хомячок. Животный мир весной и летом должен быть представлен богаче. Лягушки, ящерицы, жуки, улитки – все это чрезвычайно интересные для детей объекты наблюдения.

Наряду с эпизодическими наблюдениями за повадками животных в уголке природы необходимо организовывать и общие наблюдения, чаще практиковать угадывание по описанию, самостоятельное описание внешнего вида животных, растений, с которыми дети хорошо знакомы. Эти описания носят форму загадок, игр. Дети старших групп любят задания, загадки, над которыми надо думать.

Можно предложить детям нарисовать растения, которые находятся в уголке природы, такие, какие захотят, но так, чтобы все потом узнали, какое это растение. Трудная, но интересная задача. Надо еще раз пристально рассмотреть выбранное для рисования растение, уточнить строение стебля, листьев, подобрать цветные карандаши.

Опираясь на умения детей и их возросшую самостоятельность, можно давать длительные поручения, предложить, например, ухаживать в течение недели за растениями. Эти задания дети выполняют особенно охотно: ведь они сами, одни просматривают растения! Конечно, и эта работа не остается вне поля зрения воспитателя. Нужно проследить, дружно ли работают дети, не забывают ли заготовить с вечера воду для поливки растений, убирают ли все на место после работы.

Постоянное внимание воспитателя к качеству работы детей, к их наблюдениям создает прочный интерес к уголку природы, развивает любознательность, учит относиться к растениям и животным бережно, заботливо.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Комментарии

  • Булатова Зиля
    Начало программы хорошее. Хотелось бы увидеть ее полностью. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Вероника
    Спасибо! Очень полезный материал, особенно в свете новых требований

    Подробнее...

     
  • Рада
    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА МАТЕРИАЛ! А ГДЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ЭТОМУ МАТЕРИАЛУ?

    Подробнее...

     
  • Литвиненко Людмила А
    Занятие интересное. Молодец!

    Подробнее...