Формирование экологической культуры дошкольников

«Ребенок по своей природе –
пытливый исследователь, открыватель мира».
В.А. Сухомлинский

Цель: Формирование   начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и к людям как к части природы; в сочетании с региональными компонентом.

Задачи:

  • Расширение и углубление представлений детей о природе.
  • Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности.
  • Обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой.
  • Расширение экологически ценных контактов детей с растениями и животными, объектами неживой природы.
  • Укрепление познавательного интереса, любви к природе, а также эстетических чувств.

Работа над темой предполагает соблюдение следующих принципов:

  • Создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено.
  • Второй принцип — целостный подход в решении педагогических задач:
  • Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам экологического воспитания.
  • Принцип индивидуальности.
  • Принцип партнерства. Где дети и педагог становятся единым целым.
  • Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче,   хорошему   настроению   и   желанию   дальнейшего   участия   в наблюдениях.

 Система работы

  • По организации наблюдения за объектами и явлениями природы позволяет правильно организовать, а также разработать перспективное планирование по работе с детьми и родителями, и реализовать его занятия, опыты, совместная деятельность взрослого с детьми, свободная самостоятельная деятельность
  • дошкольников, развлечения/, и в дальнейшем провести диагностическое обследование.
  • Большое внимание уделяю участию детей в экологических неделях, развлечениях:
  • рисование, лепке из пластилина.
  • и коллективные работы,
  • «Конкурс кормушек», конкурс «Рукописная книга», выставка рисунков «Берегите лес от пожаров!»;
  • Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
  • Именно в дошкольном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры, в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения.
  • В следствии выше сказанного пришла к такому выводу, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
  • Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование дошкольников - это огромный потенциал их всестороннего развития.

Предметно - развивающая среда в группе

  • Для реализации поставленных задач, в группе создан:
  • «Уголок природы»
  • календарь погоды, детская карта России,
  • выставка художественной и познавательной литературы,Дети очень любят самостоятельно рассматривать альбомы, иллюстрации картотеки, слушать чтение книг, прослушивать грамзаписи с голосами птиц, животных, шумом воды и т.д. Мы часто проводим конкурсы, беседы по прочитанным книгам. Так же в уголке помещены книги сделанные руками самих детей и их родителей.

 А так же оформлены:

  • картотеки: «Времена года», «Загадки о природе», «Народные приметы»; «Дикие и домашние животные», «Лекарственные растения», «Прогулки»;
  • игротека «В мире природы»;
  • художественный отдел результатов деятельности детей: самодельные книги о природе, рисунки.

Дидактические игры

В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребёнка, эстетическое его развитие. А также, использую аудиокассеты и CD с шумами природы, презентациями «Времена года», детскими песнями на экологическую тему.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Педагогический проект «Школа молодого бойца»

Педагогический проект «Школа молодого бойца»

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном...

Конспект с презентацией виртуальной экскурсии «Московский зоопарк» для дошкольников подготовительной…

Конспект с презентацией виртуальной экскурсии «Московский зоопарк» для дошкольников подготовительной группы Цель: способствовать расширению знаний детей о значении зоопарков и видовом...

Читайте также

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и…

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и дедушек «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: познакомить детей с праздником...

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях…

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях через проектную деятельность» Месяц Тема Задачи Формы и методы работы с детьми Взаимодействие с родителями Сентябрь-Октябрь Изучение...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей группе с тяжелыми нарушениями речи «Домашние животные: кошка и собака» Цель...