Консультация на тему «Организация работы с детьми по использованию национального искусства на занятиях по ИЗО»

Культуру России, Татарстана невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского и татарского народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории. Национальное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.

Национальное искусство, как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Рассматривая изделия национального искусства, дети приобретают новые знания, о жизни, о труде, о красоте.

На основе знакомства с национальным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты, испытывают чувство радости, удовольствия от ярких, жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У детей возникает стремление самим научиться создать что-то прекрасное.

Формирование у детей знаний о народном искусстве, умений и навыков воспроизведение традиционных орнаментальных композиций должно производиться с учетом дидактических принципов: постепенности, последовательности, от простого к сложному и т.д. Надо научить детей приемам построения простейших узоров на различных изделиях: скатерти, фартуке, калфаке, тюбетейке, туфлях; научить правильному подбору цветовых сочетаний.

Это обучение можно начинать с декоративного рисования, аппликации на плоскости, а также узоров с геометрическими и цветочными мотивами с простым чередованием элементов, с несложным сочетанием цветочных тонов.

Желательно, чтобы дети приучались рисовать достаточно крупные узоры, это дает возможность прорисовывать все его элементы и тем самым способствует приобретению устойчивых навыков их составления. Затем перейти к рисованию или выполнению аппликации на отдельных частях одежды, обуви, предметов быта.

Детям нужно объяснить, что народный орнамент применяется и сегодня в оформлении одежды и обуви, декорирует многие изделия современного быта (женские кожаные сумочки, полотенца, диванные подушки, скатерти, салфетки, фартуки и т.д.) и что эти орнаментированные вещи, как и в далеком прошлом, радуют людей, украшают их жизнь. Таким образом, у детей будет формироваться представление преемственности традиций народного искусства, складываться высокая оценка его роди в жизни современного общества.

Следует остановиться на красочном оформлении традиционного праздника «Сабантуй», на примерах удачного использования народного орнамента. Показать, как широко используются национальные художественные традиции театральными художниками республики. Думаю полезно показать иллюстрации, открытки, цветные фотографии архитектурных сооружений.

При ознакомлении с татарским искусством в младшей группе рассматриваются предметы быта и одежды, обращая внимание детей на композиционное решение узора. Это могут быть пиалы, фартук, калфак, тюбетейка и т.д. Этому уделяется 3-5 минут вначале занятия или в свободное время. Узоры надо отбирать наиболее простые, с учетом возможностей детей. В течение года с детьми рассматриваются 5-6 предметов.

В средней группе следует продолжать знакомить детей с татарским национальным орнаментом: тюльпан, листья, трилистник, создавать узор по образцу. Чтобы узор получился красивым, ребенок должен вырезать формы правильно: одинаковыми по размеру и цвету, разместить их по углам, по сторонам или повторяя на полоске.

В старшей группе дети усваивают способы рисования новых элементов: листья, георгины, лотосообразные гвоздики и т.д.

Красота этих фор подчеркивается симметричным построением украшений в виде букетов, гирлянд, многокрасочных панно. Вырезание растительных элементов типа тюльпанов, колокольчиков и т.д. выполняется детьми складыванием бумаги пополам, гармошкой. Надо показывать как надо сложить бумагу, как вырезать какую-либо форму и после этого одновременно получается несколько одинаковых изображений фигур.

В подготовительной группе следует обучать детей изображать предметы с натуры, познакомить с татарской народной вышивкой, резьбой по дереву, кожаной мозаикой и т.д. Освоение приемов украшения предметов быта, одежды, головных уборов дает возможность познакомить детей с различными вариантами узоров, которые характерны для той или иной вещи. Дети быстро узнают, для чего создается украшение (платье для куклы, узор для калфака, узор для тюбетейки и т.д.)

До начала работы дети должны обсудить разные варианты подбора цветов бумаги, изменение количества элементов и композиционного строя орнамента, фигур узора, определить способы их изображения. Воспитатель должен показать и раскрыть детям разные приемы комбинирования элементов орнамента, научить изменять его колорит и композицию, подвести к творческому повторению народных образцов.

Важны анализ и оценка воспитателем детских работ. К этому следует привлекать и самих детей. Совместный анализ детской изобразительной деятельности на основе национального искусства должен быть направлен на выявление умения детей отображать в своих рисунках, аппликациях характерные особенности народного орнамента. Необходимо особо отмечать умение детей творчески использовать элементы народных узоров, композиционные приемы в самостоятельной художественной деятельности.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Педагогический проект «Школа молодого бойца»

Педагогический проект «Школа молодого бойца»

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном...

Конспект с презентацией виртуальной экскурсии «Московский зоопарк» для дошкольников подготовительной…

Конспект с презентацией виртуальной экскурсии «Московский зоопарк» для дошкольников подготовительной группы Цель: способствовать расширению знаний детей о значении зоопарков и видовом...

Читайте также

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и…

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и дедушек «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: познакомить детей с праздником...

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях…

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях через проектную деятельность» Месяц Тема Задачи Формы и методы работы с детьми Взаимодействие с родителями Сентябрь-Октябрь Изучение...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей группе с тяжелыми нарушениями речи «Домашние животные: кошка и собака» Цель...