Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями

(Из опыта работы)

 

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.

Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста (Ф. Фрёбель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев). Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.

Результатом многолетней работы с детьми с речевыми нарушениями явилась разработанная система логопедических игровых упражнений, предложенных рядом авторов: М.Ф. Фомичёвой, В.И. Селивёрстовым, Е.А. Пожиленко, Ю.К. Школьник, Т.А. Ткаченко, так и дополняющими их собственными вариантами и модификациями. Введение в работу логопедического пункта обучающих игровых упражнений, с помощью которых нами решались сразу несколько коррекционных задач (автоматизация и дифференциация звуков, развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов, преодоление аграмматизмов, развитие связной речи, развитие психических процессов), особенно актуально. Игровые упражнения мы систематизировали по этапам автоматизации звука.

Этап закрепления звука в изолированном звучании:

- игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»).

- «Звуковые дорожки» - ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.

Образом звука являются предметы, которые издают этот звук.

Этап автоматизации звука в слогах:

  • Произнесение слогов с каким-либо движением:

- «Слоговые дорожки» - ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям или наживая пальчиком на рисунке;

- с движением пальцев рук («Замок», «Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак – ладонь – ребро»);

- с рисованием ломаных линий и спиралей;

- с раскладыванием палочек;

- с рисованием пальцем узоров в крупе;

- с движением рук, ног («Повтори, как я», «Строим дом», «Раз - шажок, два – шажок», «Управляем самолётом», «Мы шофёры», «Музыканты», «Ладошки», «Боксёры», «Жонглёры»).

  • Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета, в названии которых содержится автоматизируемый звук.
  • Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой ( «Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»).
  • Произнесение слогов с отстукиванием ритма («Молоточки», «Телеграфисты»).
  • Произнесение слогов       со сменой ритмического рисунка («Осенний букет», «Сбор фруктов», «Посчитай зверят»).

     Этап автоматизации звука в словах:

- «Кнопочки» - ребёнок проговаривает слова, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, звездочку и т.д.);

- «Лабиринт» - ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по лабиринту;

- «Сто ходов» - проговаривая названия картинок, дети соревнуются друг с другом – кто быстрее дойдёт до финиша;

- «Бродилка» - ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому;

- «Стрелочки» - ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по стрелочкам определённого цвета;

- «Гармошка» - ребёнок называет картинки, изображенные на сложенной гармошке;

- «Домино» - дети соревнуются друг с другом у кого останется меньше всего карточек, находя на них парные картинки;

- «Бусы» - на верёвочку нанизываются бусинки-картинки с определенным звуком;

- «Что здесь спрятано?» - ребёнок называет картинки, которые наложены друг на друга;

- «Подбери одежду» - подбор картинок, на которых изображена одежда, с определенным звуком;

- «Звуковая дорожка» - ребёнок двигается по дорожке с картинками, останавливаясь на изображении с определенным звуком;

- «Пирамидка» - проговаривание речевого материала, нанизывая колечки на стержень пирамидки;

- «Счёты» - произнести слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах;

- «Колокольчик»- проговаривание речевого материала с автоматизируемым звуком. Логопед оценивает правильно произношение звоном колокольчика;

- «Стекляшки» - выкладывание стекляшек с одновременным проговариванием речевого материала;

- «Песочные часы» - ребёнок проговаривает речевой материал, пока течёт песок в часах;

- «Волшебный клубочек» - ребёнок наматывает нитку на катушку, проговаривая речевой материал;

«Дорожка», «Узоры» - дети выкладывают палочки с одновременным произнесением слов;

- «Найди и назови» - найти на картинке названия предметов с определенным звуком;

- «Кубик» - произнести слово столько раз или придумать слова с определенным звуком, какое число выпало на кубике.

       Этап автоматизации звука в предложении:

- «Подружи слова» - составить предложение с заданными словами (картинками);

- «Путаница» - составить предложение из перепутанных слов;

- «Исправь взрослого» - ребёнок исправляет неправильное произношение звука в предложении;

- «Так бывает или нет?» - исправить смысловую оболочку предложения;

- «Добавлялочки» - наращивание предметного ряда;

- «Спроси – ответь» - задать вопрос к любому слову предложения;

- «Волшебный клубок» - составление распространенного предложения;

- «Дополни предложение» - дополнить предложение недостающим словом;

- «Четвёртый лишний» - составление сложноподчиненных предложений;

- «Верю – не верю» - составление сложноподчиненных предложений;

         Этап автоматизации звука в связной речи:

  • Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием мнемодорожек.
  • Заучивание стихов с помощью движений.
  • Пересказ с помощью мнемодорожек.
  • Пересказ от лица героя рассказа.
  • «Сочини сказку» (по игре «Сто ходов»).

Результаты обследования ПМПК по выпуску детей из логопедического пункта позволяют говорить о положительном влиянии использования игровых упражнений по автоматизации звуков в устранении речевых нарушений:

  • ускорились сроки автоматизации звуков;
  • снизилась утомляемость;
  • повысилась эмоциональная заинтересованность ребёнка;
  • улучшились распределение и устойчивость внимания;
  • активизировалась мыслительная деятельность.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...

Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых…

Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых людей»: «Мир добрыми глазами» Описание: игровой тренинг для педагогов посвящен Международному Дню...

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду Огромное влияние на самочувствие ребенка в новой для него обстановке, играет распорядок...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста Тема: «Заборчик для цыплят» Цель: Формирование у детей умения строить заборчик.  Задачи: Образовательные: 1. Учить строить...

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий...