Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе реализации проекта «Наша Родина – Россия, наш язык – русский»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.

Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родной страной. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.

Фольклор – сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, источник радостных эмоций, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи.

Знакомство дошкольников с родной страной, с её культурой, традициями – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю, Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, должна проходить вне занятий. Один из современных и эффективных методов этой работы – проектный, который развивает у детей познавательную деятельность; способность ставить познавательные задачи и решать их. Развивает творческое и поисковое мышление. Учитывая это, нами был разработан проект « Наша Родина – Россия, наш язык - русский », в реализации которого участвовали дети, родители, педагоги. Цель проекта: приобщить детей к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта:

- расширять представления детей о России, как стране в которой они живут;

- показать значение родного языка в формировании основ нравственности;

- воспитывать интерес к русскому народному творчеству, побуждать детей использовать в речи фольклор (пословицы, потешки, поговорки, перевертыши и др.),

- способствовать развитию грамматического строя речи, развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, расширять кругозор детей;

- формировать образность речи, понимание образных выражений.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 5-7 лет.

Направленность развития детей: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, музыкальная, театральная).

Прежде чем начать реализацию проекта была подобрана и изучена методическая литература по теме, разработан перспективный план работы с детьми, цикл занятий, план работы с родителями воспитанников. Составлены картотеки русских народных игр, считалок и потешек, пальчиковой гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, динамических пауз. Оформлен подбор дидактических игр, иллюстраций. Родителями создана мини-библиотека произведений устного народного творчества.

Предварительная работа: непосредственно образовательная деятельность (социализация, коммуникация, ознакомление с художественной литературой), развлечения, беседы с детьми об окружающем мире, разучивание народных игр, потешек, пословиц, перевертышей и др.

Формы работы с детьми: организация разных видов художественно-творческой деятельности с использованием фольклора, кружковая работа,

проведение народных праздников («Смех да веселье», «Масленица», «Труд кормит, а лень портит»), знакомство с русскими народными инструментами, с русским народным костюмом, традициями и бытом русского народа («А у нас на Руси…»).

Формы работы с взрослыми: создание уголка театрализованной деятельности; оформление выставок; проведение экскурсии; показ спектаклей кукольного тетра; драматизация сказок, небылиц, потешек; народные праздники; развлечения; консультации для родителей; родительские собрания (викторина «Пословица век не сломится», КВН «В стране загадок и небылиц», семинар-практикум «Я расскажу тебе сказку») направленные на повышения уровня знаний родителями устного народного творчества и дающие практические навыки применения их в повседневной жизни.

В результате реализации проекта у детей появился стойкий интерес и желание узнавать культуру своего народа (через устное народное творчество). Дети познакомились с традициями и обычаями своего народа; знают и узнают русский народный костюм, составляют его из различных элементов. Научились различать жанры устного народного творчества и аргументировать свой ответ (это русская народная сказка, небылица, скороговорка, перевертыш, потому, что…). У детей значительно вырос словарный запас, они активно используют в своей речи пословицы, образные выражения. Полученные результаты еще раз доказывают, что через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством усвоения социальных ценностей».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по социальному миру. Тема:…

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по социальному миру.Тема: «Волшебники детского сада» (знакомство с профессией повар) Задачи: - формировать у детей навыки...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) …

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Настасьи»

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Читайте также

Использование Интеллект-карт в ДОУ

Использование Интеллект-карт в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю материал, из которого вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, чему она учит и что...

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме: «Нетрадиционная техника…

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме: «Нетрадиционная техника лепки – пластилинография «Зимняя сказка»

Развлечение «Зимушка-зима»

Развлечение «Зимушка-зима» Цель: привить детям стремление простейшим подвижным занятиям.   Ход мероприятия: 1-й ребёнок: Пускай мороз и колется, кусает за бочок, А в поле за околицей...