Сценарий развлечения «Кузьминки - встреча зимы»

В коррекционной подготовительной к школе группе

 

Цель: Познакомить детей с народным праздником «Кузьминки».

Задачи:

1. Показать самобытность народа, которая проявляется в фольклоре: песнях, загадках, пословицах, поговорках.

2. Продолжать обогащать словарный запас детей, активизировать в речи народные приметы и поговорки о трудолюбии и мастерстве.

3. Прививать любовь и интерес к народному творчеству, обеспечить позитивный эмоциональный настрой, создать условия для воспитания уважительного отношения к наследию русского народа, как бесценной сокровищнице мудрого и прекрасного.

4. Воспитать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: доброту, трудолюбие, взаимовыручку, гостеприимство.

5. Создать радостное настроение, познакомить с народными приметами и обычаями, связанными с днем Кузьмы и Демьяна.

6. Вызвать у детей интерес к жизни людей на Руси, воспитывать интерес к предметам быта.

 

Ход развлечения:

Зал украшен под русскую избу, в центре - стол с самоваром и баранками и пирогами на рушнике, на центральной стене расписные платки в виде окошек, по краям - лавки.

Дети входят в зал под весёлую русскую народную песню «Во кузнице», рассаживаются по лавочкам.

1-й ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! Сегодня мы собрались на старинный русский праздник - осенние посиделки. На Руси 14 ноября отмечается первый зимний праздник – Кузьминки, праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени одни поминки».

2-й ведущий - 14 ноября издавна на Руси был праздничный день, который именовался «Кузьма-Демьян - рукомесленники». Кузьма и Демьян – истинно русские имена. По народному календарю святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители семейного очага. Считалось, что они помогают жить в ладу и счастье, быть трудолюбивыми.

1-й ведущий: Позовём-ка мы гостей к нам на посиделки.

Будут песни, будут пляски и игра в горелки!

2-й ведущий: Эй, подруженьки, подружки, веселушки – хохотушки.

Эй, ребята молодцы, озорные удальцы!

Выходите поплясать, всех вокруг удивлять!

Исполняется песня «На Кузьму, Кузьму-Демьяна»

На Кузьму, Кузьму-Демьяна,

На Кузьму, Кузьму-Демьяна,

На девичий праздник,

На девичий праздник.

Выпадала пороша,

Выпадала пороша.

Белая хороша,

Белая хороша.

Как по этой пороше,

Как по этой пороше.

Шёл Ваня хороший,

Шёл Ваня хороший.

Не путём, не дорогой,

Не путём, не дорогой.

Чужим огородом,

Чужим огородом.

Не путём, не дорогой,

Не путём, не дорогой.

Катиной тропою,

Катиной тропою!

1-й ведущий: - Кузьминки - праздник этот ремесла, домашнего очага,

Праздник не безделья, праздник рукоделья.

А как шили – вышивали, так и песню напевали!

Пели, правда, от души, но и песни хороши…

2-й ведущий: По народному поверью считалось, что Кузьма и Демьян приходят в тот дом, где люди не ленятся и в этом доме всегда все хорошо.

Давайте и мы не будем лениться, а подготовим крупу для каши.

Игра-аттракцион «Перебери крупу»

1-й ведущий: Вот теперь можно и кашу варить, крупа перебрана. Когда каша была готова «Кузьма – Демьян, - говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу (обед), - приходите к нам кашу хлебать».

2-й ведущий: Ещё этот день Кузьминки почитали девушки: они готовили для семьи кушанья (еду) и угощали всех, кто приходил в дом. Почетным угощением была лапша.

Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой. Поэтому Кузьминки иногда называют «куриным праздником», «курьими именинами».

1-й ведущий: Недаром в народе говорят «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный бог», «Кузьминки – курьи именины», «На Кузьму-Демьяна – курицу на стол».

2-й ведущий: Ещё в народе этот день называли просто Кузьминки да приговаривали: «Кузьминки – об осени поминки», «Кузьминки – встреча зимы».

1-й ведущий: Давайте и мы проводим осень песнями, частушками, вспомним, что она щедра своей красотой и урожаем в садах, на огородах.

2-й ведущий: Эй, девчоночки – подружки,

Веселушки – хохотушки,

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы.

Веселее попляшите,

Всех гостей повеселите!

Исполняются «Частушки»

1. Эх, топни нога,

топни правенькая,

Я плясать пойду,

хоть и маленькая!

2. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

3. А у нас во дворе

Квакали лягушки.

А я с печки босиком,

Думала подружки!

4. Разрешите в этом доме,

Разрешите поплясать.

Я не буду сильно топать,

Только буду припевать!

5. Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире,

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре!

6. На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги!

7. По деревне я шла

И Кузьму я видела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела!

8. Не хотели мы плясать

Стояли и стеснялись

А Кузьма как заиграл,

Мы не удержались!

9. Самовар, самовар –

Золотая ножка!

Я посеяла горох –

Выросла картошка!

10. Балалаечка гудок

Своё дело знает,

Она в Кузиных руках

Хорошо играет!

11. Я плясала в три ноги

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат!

12. . Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть

Неужели в этом доме

Половицы лопнут!

13. Ой, девчата, пойте, пойте,

Веселитесь от души

Хороши Кузьминки наши.

И мы тоже хороши!

1-й ведущий: Девицы – красавицы и добры молодцы, много ли вы знаете пословиц и поговорок о трудолюбии и мастерстве? Расскажите их нам.

Дети поочерёдно рассказывают:

1. «Долог день до вечера, коли делать нечего».

2. «Труд человека кормит, а лень портит».

3. «Умелые руки не знают скуки».

4. «Землю красит солнце, а человека труд».

2-й ведущий: Издавна на Руси умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена она, если её возьмёт в руки мастер, то заиграет она. Покажите, красны девицы и добры молодцы своё мастерство!

Исполняется русская народная мелодия «Как под горку», дети играют на ложках, показывая своё умение играть разными приёмами.

1-й ведущий: На Кузьмин день примечали, какой будет погода зимой.

Немало народных примет было связано с этим днем.

2-й ведущий: Снежный день на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.

1-й ведущий: Если на «Кузьмодемьяна» лист остался на дереве, то на другой год будет мороз.

2-й ведущий: О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: «Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать».

1-й ведущий: На три дня девушки снимали помещение, устраивали складчину - «ссыпчину» собирали все для угощения, празднования, наряжались, ждали парней и пели, водили хороводы, разыгрывались игры. Детьми разыгрывается небольшая сценка

Дрёма, садится на лавочку и дремлет.

Девочка 1 - Ах ты, Дрёма, полно спать! Выходи ребят встречать!

Дрёма – (Потирая глаза.) И девчонки пришли?

Девочки – Да!

Дрёма – И мальчишки пришли?

Мальчики – Да!

Дрёма – Да чем же мне вас повеселить, потешить?

Девочка 1 – А нам все едино!

Дрёма - Небылицу расскажу, всех вас очень рассмешу,

Рыбы по небу летают, звонко трели распевают,

На воде огонь горит, пар с водою говорит,

Время вспять пошло обратно, а крапива всем приятна!

2-й ведущий: Вот и рассмешили всех на славу!

1-ведущий: – А не поиграть ли нам, красны девицы?

Девочки: Поиграем!

2-й ведущий: - А не поиграть ли нам, добры молодцы1

Мальчики: Поиграем!

Все ребята делятся на две равные команды. Взявшись за руки, они выстраиваются напротив друг друга. Поочередно приближаясь равномерным шагом в такт песне, одна группа пропевает вопрос, другая - ответ.

Проводится игра «БОЯРЕ» (на мелодию «Посею лебеду на берегу» р.н.м.).

  1. Бояре, нам невеста нужна,

    Дорогие, нам невеста нужна!

  2. Бояре, а какая вам нужна,

    Дорогие, а какая вам нужна?

  3. Бояре, нам вот эта нужна,

    Дорогие, нам вот эта нужна!

  4. Бояре, у ней зубки болят,

    Дорогие, у ней зубки болят!

  5. Бояре, а мы пряничком ее,

    Дорогие, а мы пряничком ее!

  6. Бояре, она пряничков не ест,

    Дорогие она пряничков не ест!

  7. Бояре, а мы плеточкой ее,

    Дорогие, а мы плеточкой ее!

  8. Бояре, она плеточки боится,

    Дорогие, она плеточки боится!

  1. Бояре, отворяйте ворота,

    Отдавайте нам невесту навсегда!

    При словах «Бояре, нам вот эта нужна», выбранная девочка выходит из команды и становится отдельно. После окончания песни она бежит, стараясь прорваться через сцепленные руки команды соперников. Если ей не удается прорвать цепь, то она остается в этой команде, а если удается, то она возвращается в свою команду, уводя с собой игрока другой команды.

2-й ведущий: После игры юноши и девушки соревнуются в произнесении на одном выдохе докучных сказок – произведений народного юмора, потешек, или, как их еще называли на Руси, скоморошки. Сейчас мы их расскажем.

Дети проговаривают хором: (Можно по очереди: девочки – мальчики, по два раза.)

1. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол,

На колу мочало; не сказать ли сначала?

2. Вокруг пальца ходит журавль да овца,

Съели они стожок сенца – не сказать ли с конца?

1-й ведущий: Веселил нас много раз

Русский танец – перепляс.

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

2-й ведущий: Раздайся, народ!

Меня пляска берет!

Пойду, попляшу,

Всех на пляску приглашу!

Дети и взрослые исполняют русскую пляску «Барыня»

1-й ведущий: Очень любили на Кузьминки загадывать загадки. Часто их сочиняли сами гости, и еще они соревновались у кого самая сложная загадка. Послушайте, дети, и попробуйте отгадать.

- Бьют меня палками, жмут меня камнями, держат меня в огненной пещере, режут меня ножами, за что меня так губят? За то, что любят!

Дети: Хлеб!

2-й ведущий: А вот ещё одна загадка!

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце!

Дети: Пряники!

2-й ведущий: С Кузьминками поздравляем, всех пряниками угощаем!

Ведущие угощают детей и гостей пряниками.

1-й ведущий: Хорошо мы посидели,

Отдохнули хорошо!

Веселились и плясали!

2-й ведущий: А пока что до свиданья!

Приходите к нам ещё!

Все дети и гости под весёлую русскую народную музыку выходят.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед»

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 - 7 лет) Паспорт проекта Автор проекта Воспитатель: Полещук О.К МБДОУ «Детский сад «Сказка»...

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций…

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций Серовского городского округа «Поэтическая радуга» Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников...

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Дидактическая игра «Кто чем питается?» Для детей 4 -5 лет Аннотация: Дидактическая игра «Кто чем питается?» предназначена для детей 4-5 лет. Игра направлена...

Читайте также

Решение экологической проблемы через проектную деятельность: «Вторая жизнь упаковки», для…

Решение экологической проблемы через проектную деятельность: «Вторая жизнь упаковки», для дошкольников В настоящее время стало модным говорить об экологии и новых способах использования...

Большая маленькая звезда

Большая маленькая звезда (С разных сторон выходят 2 мальчика.) 1 мальчик: Привет, дружище! Как живёшь? По секрету мне шепнёшь? 2 мальчик: Да, чего тут...

Конспект праздника «Олимпийский день», посвящённого «Дню физкультурника» для детей старшего…

Конспект праздника «Олимпийский день», посвящённого «Дню физкультурника» для детей старшего дошкольного возраста Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через создание радостного...