Досуг для детей среднего дошкольного возраста «Приди весна»

 

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через организацию досугов.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях.

2. Познакомить с весенним праздником «Сороки».

3. Активировать речь детей с помощью разучивания закличек и хороводных игр.

4. Формировать эмоциональную сферу ребенка, осваивая ценный опыт поколений.

Оборудование: магнитофон, русская народная музыка – ансамбль «Венец»: «Веснянка» и «Летели две птицы», аудиозапись с пением птиц, поднос с рушником, выпеченные жаворонки, колокольчик, загадки, иллюстрации с изображением птиц.

Предварительная работа:

  1. Выпечка булочек – жаворонков.
  2. Изготовление поделок - бумажных птиц.
  3. Беседа «Перелётные птицы».
  4. Ознакомление с литературой о птицах: сказки, песни, пословицы и поговорки.
  5. Выучить слова к подвижным играм.

 

Ход досуга

Дети собираются в группе под русскую мелодию (аудиозапись) и становятся в две шеренги друг против друга.

Хозяюшка: Вот и закончилась холодная зима, пришла к нам красавица Весна, принесла нам свои весенние праздники. Сегодня у нас праздник – Сороки. В этот день прилетают птицы из дальних стран, радуют нас своим щебетанием, пением.

Аудиозапись пения птиц.

Собирались птицы, собирались певчие стадами

Садились певчие рядами, рядами.

Хозяюшка раскладывает картинки с перелетными птицами, затем загадывает загадки:

1. Рук нет, а строить умеет. (Птица.)

2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце,

   Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка.)

3. На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец.)

4. Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач.)

    А теперь пришло время для Весны – красны ворота открывать.

Хороводная игра «Идет матушка весна»

Идет матушка весна, отворяй ворота:

Первым март пришел, всех детей провел.

А за ним апрель, отвори окно и дверь.

А уж как пришел май, сколько хочешь ты гуляй!

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий навсегда

Закрываем ворота!

Двое, взявшись за руки, стоят в центре круга, пропускают через свой кружочек всю цепочку хоровода. На последние слова опускают сцепленные руки. Кто оказался запертым, становится в круг.

После игры дети опять становятся в две шеренги.  

Хозяюшка: Знаете, ребята, что самая первая птичка, которая прилетает к нам из жарких стран – это жаворонок, который несет на крыльях весну. В этот день – 22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме лепили из теста маленьких птичек, называли их жаворонками или куликами. Пекли их, мазали медом и закликали с ними весну. Вот и мы с вами испекли жаворонков, покличем же тёплую весну да солнечное летечко.

Взрослые раздают детям жаворонков со словами:

Вот жаворонки прилетели, на головку деткам сели.

Дети: (1 шеренга.)

Жаворонки, прилетите,

Красну - весну принесите.

Принесите весну на своём хвосте,

На сохе, бороне, на овсяном снопе.

Дети: (2 шеренга.)

Жаворонок, жавороночек!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам дай телегу.

Хозяюшка:

Птица – ключница,

Прилети к нам из-за моря,

Принеси нам два ключа, два ключа золотых,

Отомкни весну тёплую, замкни зиму холодную.

Дети перестраиваются в круг, поднимают руку с жаворонком вверх, и ходят по кругу, произнося слова песни – заклички.

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела, весь хлебушек поела!

Птички прилетайте!

Гнёздышки свивайте,

Летите, залетайте,

Весну прославляйте!

Дети сажают «жавороночков» на рушники.

Подвижная игра «Жаворонок»

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаю я считать,

Досчитала до пяти,

Ну-ка, жаворонок, лети!

По считалке выбирается «жаворонок», которому даётся в руки колокольчик. Дети образуют круг, «жаворонок» встает в круг и бегает в нем, звеня колокольчиком.

Дети говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает из круга и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-то спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

Хозяюшка: Жаворонки – вестники весны. По старинному обычаю наших испеченных жаворонков надо съесть, но не просто. Прочитать закличку, съесть булочку птичку, а головку мамочке отдать, чтобы она съела. Тогда весна придет теплая, мамы улыбнутся, солнышко пригреет, детки засмеются. Продолжим наш праздник за праздничным чаепитием. Устраивается чаепитие с жаворонками.

Оставшихся жаворонков берем на прогулку. Дети сажают их на ветки кустов и крошат, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм.

 

Используемая литература:

  1. Большая книга загадок с картинками / [сост. Т.В.Скиба]. – Ростов-на-Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2012. – 384 с.
  2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.
  3. Праздник в семье. – М.: Рольф, 2000. – 288с., с илл. – (Внимание: дети!).
  4. www.чвси.ru


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы»

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы» Цель: Развивать экологическую культуру; формировать основы ценности природы в жизни, правильно применять полученные знания; воспитывать чуткость...

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия Цель: формирование понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. Задачи: формировать умение составлять...

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для…

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для детей 6 лет Цель: Создать у детей радостное, праздничное настроение.Задачи:- Развивать...

Читайте также

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (лепка)…

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность...