Литературная гостиная «Не любо – не слушай» по творчеству северного писателя - сказочника С. Писахова и поэта Н. Рубцова

(С региональным компонентом)

 

Программное содержание: знакомить дошкольников с именами знаменитых земляков, обобщать знания детей о творчестве писателей Архангельской области, закладывать основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания, знакомить с особенностями северного говора и народными традициями через народные игры и просмотр мультфильма «Не любо – не слушай», формировать знания о живой и неживой природе Русского Севера, развивать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом, воспитывать любовь к родине через поэзию Н. Рубцова.

Демонстрационный материал: проектор, стенды с фотографиями природы Архангельской области (подготовленные родителями), северная народная утварь, цифры (3 комплекта), атрибуты к сценкам (маски козы, коровы, муляжи овощей), разрезные картинки к сказкам «Апельсин» и «Перепелиха» С. Писахова, сундучок с призами для детей и родителей, картинки с изображением шаньги, курника, ватрушки, портреты разных писателей, в том числе Н. Рубцова и С. Писахова.

Предварительная подготовка: серия литературных вечеров с детьми по ознакомлению с творчеством поэта Н. Рубцова и творчеством писателя-сказочника С. Писахова, экскурсия на выставку деревянных фигур «Сказочный мир Писахова» в сопровождении родителей, фотовыставка «Природа Архангельской области» (организованная родителями), проектная деятельность с детьми и родителями «Природа нашего края» с последующей презентацией, рассматривание репродукций с картин С. Писахова и прослушивание песен на стихи Н. Рубцова с последующим обсуждением.

 

Содержание:

(Домовёнок встречает детей и родителей в зале, оформленном под старину.)

Домовёнок:

- Здравствуйте, гости дорогие, проходите, пожалуйста, садитесь, чувствуйте себя как дома. Я домовой, живу в этом доме. А зовут меня Кузя. Вы Бабу Ягу случайно не видели? Хорошо, а то она давно грозится меня в свою избушку на курьих ножках забрать, да заставить шаньги и курники печь. А знаете, что это такое? (Дети отвечают.) Да ватрушки с клюквой, черникой, а ещё с брусникой и морошкой. Знаете, что такое ватрушка? (Ответы детей.) А где растут ягоды? (Ответы детей.) А в Архангельских лесах они растут? (Ответы детей.) Предлагаю поиграть в игру «Тетёра шла» (северная народная игра).

Тетёра шла, моховая шла,

По за реченью, по за каменью.

Сама прошла, всех детей провела,

А последнего детёныша оставила.

(Дети и взрослые проходят через «ворота», образованными двумя взрослыми, на последние слова руки опускают и ловят тех, кто оказался в кругу.)

(Появляется Баба Яга.)

Баба Яга:

- Ага! Попался голубчик! (Ловит домовёнка.) Вот теперь и у меня в доме будет счастье! Домовые в доме всегда к счастью!

Домовёнок (вырывается и кричит):

- Ой-ёй-ёй, не хочу к Бабе Яге, спасите, помогите!

Баба Яга:

- Кузенька, ты ж у меня будешь как сыр в масле кататься, что захочешь – всё для тебя сделаю!

Домовёнок:

- Отпусти меня, с детьми хочу остаться!

Баба Яга:

- Не могу я тебя, Кузенька, отпустить, да и дети без тебя обойдутся: вон посмотри, какие счастливые сидят, у них ведь мамы есть! Правда, ребята? (Дети говорят, что хотят играть с домовым.) Неужели, хотите, чтобы домовой с вами остался? (Да.) Ну, ладно, вот если все мои загадки отгадаете, тогда так и быть, оставлю вам Кузю.  Договорились? (Да.) Вот я, Баба Яга, очень люблю сказки, я ведь и сама из сказки. А вам они нравятся? (Да.) А стихи? (Тоже.) А знаете ли вы сказки и стихи северных писателей? (Да.) А ваши родители? (Да.) Вот сейчас и узнаем (делит детей и родителей на 2 команды, объясняет правила игры). Я буду давать задания каждой команде. Если команда выполняет задание правильно, то ей присуждается 1 балл, если ошибается, то этот балл достанется мне, Бабе Яге. Кузя, ты будешь помещать цифры на доску, чтобы все видели, кто и сколько заработал баллов.

Задания:

  1. Первый конкурс «Кто знает, пусть сам выбирает»

- Среди портретов знакомых писателей (их 10) найти портрет Н. Рубцова (1 команде), С. Писахова (2 команде) (подводятся итоги конкурса, выставляются баллы).

  1. Конкурс «знатоки»

- Я буду задавать вопросы командам по очереди.

Вопросы:

- Чем отличается стихотворение от сказки? (В стихах описываются в рифме реальные события.)

- О чём в своих стихах писал Н. Рубцов? (О природе.)

- Кто из северных писателей был ещё и художником? (С. Писахов.)

- Как зовут главного героя сказок Писахова? (Сеня Малина.)

- Какой писатель родился в Архангельске? (С. Писахов.)

- В какой реке выросло Апельсиновое дерево? (В Северной Двине.)

- Почему люди прозвали Перепелиху Перепелихой? (Она своим голосом перепиливала всё, что попадалось у неё на пути.)

- Почему Н. Рубцов в своих стихах описывал природу северного края? (Он родился на севере.)

- Где родился Н. Рубцов? (В Емецке.)

- Какие стихи Н. Рубцова вы знаете? («Не любо - не слушай», «Северно сияние», «Звездный дождь», «Морожены песни», «Своя радуга», «Баня в море», «Морожены волки», «Апельсин», «Собака Розка», «Перепелиха» и другие.)

- Назовите песни, которые сочинили композиторы на стихи Н. Рубцова («Букет», «Выпал снег», «Старый конь», «Веники», «Старинный дом», «Разбросала косы русые берёза», «В горнице» и другие).

- Что плели девки из мороженых песен? (Кружева.)

- Чем ловил Малина рыбу в сказке «Баня в море»? (Шайкой.)

- Назовите кличку собаки Сени Малины (Розка.)

(Подводится итог конкурса, выставляются баллы, Баба Яга и домовёнок удивляются знаниям детей и родителей, хвалят их.)

  1. «Необычное лото»

- Я буду читать отрывки из стихотворений Н. Рубцова, а вы будете подбирать подходящие под описание природы фотографии (с фотовыставки «Природа нашего края», подготовленной родителями) и рассказывать, почему вы выбрали именно эту фотографию. Дошкольники подходят к стендам и показывают фотографии, отвечают  сначала родителям; родители выбирают самые интересные ответы и эти дети отвечают Бабе Яге.

***

Вдруг вода загрохочет

У бортов кораблей,

Забурлит, заклокочет,

Как в кипящем котле.

(«Портовая ночь» Н. Рубцов.)

***

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

(«Берёзы» Н. Рубцов.)

***

Свет луны ночами тонок,

Берег светел по ночам,

Море тихо, как котёнок

Всё скребётся о причал…

(«Весна на море» Н. Рубцов.)

***

Вспыхнул, сияя,

Солнечный веер,

Дышат нектаром цветы,

Влагой рассеянной

Озеро веет,

Полное чистой воды!

(«После грозы» Н. Рубцов.)

***

А вьюга по сумрачным рекам,

По дебрям гуляет кругом,

И весь запорошенный снегом,

Стоит у околицы дом…

(«Далёкое» Н. Рубцов.)

***

Слава тебе, поднебесный

Радостный, краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой.

С рощей играет багряной,

С россыпью ягод в сенях,

Словно бы праздник нагрянул

На златогривых конях!

(«Сентябрь» Н. Рубцов.)

***

Неподвижно стояли деревья

И ромашки белели во мгле…

И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле.

(«Ферапонтово» Н. Рубцов.)

***

Ах, кто не любит первый снег

В замёрзших руслах тихих рек,

В полях, в селенья и в бору,

Слегка гудящем на ветру.

(«Первый снег» Н. Рубцов.)

***

Улетели листья с тополей –

Повторилась в мире неизбежность…

Не жалей ты листья, не жалей,

А жалей любовь мою и нежность!

Пусть деревья голые стоят!

Не ругай ты шумные метели!

Разве в этом кто-то виноват,

Что с деревьев листья улетели?

(«Улетели листья» Н. Рубцов.)

***

Погружены в томительный мороз,

Вокруг меня снега оцепенели!

Оцепенели маленькие ели,

И было небо тёмноё, без звёзд.

(«Русский огонёк» Н. Рубцов.)

Подводится итог конкурса, домовёнок предлагает детям и родителям поиграть в северную народную хороводную игру «Вася – утёночек».

  1. Конкурс «Сложи сказку»

Дошкольникам даются части картинок, они должны сложить целое из картинок, отгадать сказку, назвать автора (сказка «Апельсин» и «Перепелиха», автор С. Писахов).

  1. Конкурс «Театральный»

- О каких домашних животных написал стихи Н. Рубцов? (Коза, корова, лошадь, собака.)

Сейчас дети покажут сценку к стихотворению Н. Рубцова, а вы отгадайте название стихотворения.

Сценка «Коза» (для первой команды), сценка «Мальчик Вова» (для второй команды) (Пантомима).

  1. Конкурс «Сказочная копилка»

- Какие сказки написал С. Писахов. Кто больше назовёт?

  1. Конкурс «Видели – знаем!» (С перебежками.)

- Сейчас вы посмотрите фрагмент мультфильма по сказке С. Писахова «Не любо – не слушай!». После просмотра вам надо будет назвать то, чего не бывает в наших краях. После просмотра построение команд, тот, кто правильно ответил – перебегает на другую сторону зала. Команде, которая даст больше правильных ответов присуждается на 1 балл больше.

Баба Яга:

- Молодцы, справились со всеми заданиями. И всё-то эти дети знают! И родители не отстают! Хотела им посложнее загадки загадать про Писахова, да про Рубцова, и стихи, думала, не знают, и сказки, а они вон какие башковитые! Придётся мне Кузеньку отпустить. А может, мне вас забрать с собой, детишечки, а то мне одной грустно, а с вами весело!

Домовёнок:

- Ну чего ты выдумываешь, дети и так встретятся с тобой на страницах книги «Домовёнок Кузя» писателя Татьяны Александровой.

Баба Яга:

- Ай да Кузя, здорово придумал! Ну, мне пора!

Домовёнок:

- Баба Яга, какая-то ты некультурная!

Баба Яга:

- Почему это я некультурная?

Домовёнок:

- Дети старались? (Да.) Родители старались? (Да.) А награда где?

Баба Яга:

- Какая такая награда?

Домовёнок:

- Эх, бабка, всему-то тебя учить надо. Смотри, чудеса тебе покажу!

Открывает сундучок и достаёт угощение. Вот чем угощать детей будем!

Баба Яга:

- Поняла, родимый. Постой, а я ведь тоже колдовать умею. Вот, смотри: чуфыр-р-р, чуфыр-р-р… (Достаёт призы для родителей.)

(Награжение и угощение.)

Домовёнок:

- Угощайтесь, а нам пора в сказку! До новых встреч на страничках книги «Домовёнок Кузя»!

 

Список литературы:

  1. Писахов С. Г. Сказки. Архангельск. Сев.-Зап. кн. изд-во, 1977.
  2. http://bookz.ru/authors/aleksandrova-tat_ana/kuzka/1-kuzka.html
  3. http://rubtsov.id.ru/poetry/cont_poetry.htm.
  4. http://rupoem.ru/rubcov/all.aspx.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза»

НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» Цели: познакомить детей со стихотворением С. Есенина; раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного...

Конспект воспитательного мероприятия в группе раннего возраста по познавательному развитию…

Конспект воспитательного мероприятия в группе раннего возраста по познавательному развитию «Удивительный песок» Цель: Способствовать формированию познавательных интересов со свойствами окружающих предметов (песок)...

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми...

Читайте также

Сценарий праздника «Посвящение в эколята»

Сценарий праздника «Посвящение в эколята» Цель: закрепление знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней. Задачи: Образовательные: расширять, пополнять и уточнять...

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»

Лепбук «Наш театр»

Лепбук «Наш театр» У детей всегда поднимается настроение, когда они смотрят кукольный театр в детском саду. Наибольший восторг у них вызывает...