Литературная гостиная «Не любо – не слушай» по творчеству северного писателя - сказочника С. Писахова и поэта Н. Рубцова
(С региональным компонентом)
Программное содержание: знакомить дошкольников с именами знаменитых земляков, обобщать знания детей о творчестве писателей Архангельской области, закладывать основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания, знакомить с особенностями северного говора и народными традициями через народные игры и просмотр мультфильма «Не любо – не слушай», формировать знания о живой и неживой природе Русского Севера, развивать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом, воспитывать любовь к родине через поэзию Н. Рубцова.
Демонстрационный материал: проектор, стенды с фотографиями природы Архангельской области (подготовленные родителями), северная народная утварь, цифры (3 комплекта), атрибуты к сценкам (маски козы, коровы, муляжи овощей), разрезные картинки к сказкам «Апельсин» и «Перепелиха» С. Писахова, сундучок с призами для детей и родителей, картинки с изображением шаньги, курника, ватрушки, портреты разных писателей, в том числе Н. Рубцова и С. Писахова.
Предварительная подготовка: серия литературных вечеров с детьми по ознакомлению с творчеством поэта Н. Рубцова и творчеством писателя-сказочника С. Писахова, экскурсия на выставку деревянных фигур «Сказочный мир Писахова» в сопровождении родителей, фотовыставка «Природа Архангельской области» (организованная родителями), проектная деятельность с детьми и родителями «Природа нашего края» с последующей презентацией, рассматривание репродукций с картин С. Писахова и прослушивание песен на стихи Н. Рубцова с последующим обсуждением.
Содержание:
(Домовёнок встречает детей и родителей в зале, оформленном под старину.)
Домовёнок:
- Здравствуйте, гости дорогие, проходите, пожалуйста, садитесь, чувствуйте себя как дома. Я домовой, живу в этом доме. А зовут меня Кузя. Вы Бабу Ягу случайно не видели? Хорошо, а то она давно грозится меня в свою избушку на курьих ножках забрать, да заставить шаньги и курники печь. А знаете, что это такое? (Дети отвечают.) Да ватрушки с клюквой, черникой, а ещё с брусникой и морошкой. Знаете, что такое ватрушка? (Ответы детей.) А где растут ягоды? (Ответы детей.) А в Архангельских лесах они растут? (Ответы детей.) Предлагаю поиграть в игру «Тетёра шла» (северная народная игра).
Тетёра шла, моховая шла,
По за реченью, по за каменью.
Сама прошла, всех детей провела,
А последнего детёныша оставила.
(Дети и взрослые проходят через «ворота», образованными двумя взрослыми, на последние слова руки опускают и ловят тех, кто оказался в кругу.)
(Появляется Баба Яга.)
Баба Яга:
- Ага! Попался голубчик! (Ловит домовёнка.) Вот теперь и у меня в доме будет счастье! Домовые в доме всегда к счастью!
Домовёнок (вырывается и кричит):
- Ой-ёй-ёй, не хочу к Бабе Яге, спасите, помогите!
Баба Яга:
- Кузенька, ты ж у меня будешь как сыр в масле кататься, что захочешь – всё для тебя сделаю!
Домовёнок:
- Отпусти меня, с детьми хочу остаться!
Баба Яга:
- Не могу я тебя, Кузенька, отпустить, да и дети без тебя обойдутся: вон посмотри, какие счастливые сидят, у них ведь мамы есть! Правда, ребята? (Дети говорят, что хотят играть с домовым.) Неужели, хотите, чтобы домовой с вами остался? (Да.) Ну, ладно, вот если все мои загадки отгадаете, тогда так и быть, оставлю вам Кузю. Договорились? (Да.) Вот я, Баба Яга, очень люблю сказки, я ведь и сама из сказки. А вам они нравятся? (Да.) А стихи? (Тоже.) А знаете ли вы сказки и стихи северных писателей? (Да.) А ваши родители? (Да.) Вот сейчас и узнаем (делит детей и родителей на 2 команды, объясняет правила игры). Я буду давать задания каждой команде. Если команда выполняет задание правильно, то ей присуждается 1 балл, если ошибается, то этот балл достанется мне, Бабе Яге. Кузя, ты будешь помещать цифры на доску, чтобы все видели, кто и сколько заработал баллов.
Задания:
- Первый конкурс «Кто знает, пусть сам выбирает»
- Среди портретов знакомых писателей (их 10) найти портрет Н. Рубцова (1 команде), С. Писахова (2 команде) (подводятся итоги конкурса, выставляются баллы).
- Конкурс «знатоки»
- Я буду задавать вопросы командам по очереди.
Вопросы:
- Чем отличается стихотворение от сказки? (В стихах описываются в рифме реальные события.)
- О чём в своих стихах писал Н. Рубцов? (О природе.)
- Кто из северных писателей был ещё и художником? (С. Писахов.)
- Как зовут главного героя сказок Писахова? (Сеня Малина.)
- Какой писатель родился в Архангельске? (С. Писахов.)
- В какой реке выросло Апельсиновое дерево? (В Северной Двине.)
- Почему люди прозвали Перепелиху Перепелихой? (Она своим голосом перепиливала всё, что попадалось у неё на пути.)
- Почему Н. Рубцов в своих стихах описывал природу северного края? (Он родился на севере.)
- Где родился Н. Рубцов? (В Емецке.)
- Какие стихи Н. Рубцова вы знаете? («Не любо - не слушай», «Северно сияние», «Звездный дождь», «Морожены песни», «Своя радуга», «Баня в море», «Морожены волки», «Апельсин», «Собака Розка», «Перепелиха» и другие.)
- Назовите песни, которые сочинили композиторы на стихи Н. Рубцова («Букет», «Выпал снег», «Старый конь», «Веники», «Старинный дом», «Разбросала косы русые берёза», «В горнице» и другие).
- Что плели девки из мороженых песен? (Кружева.)
- Чем ловил Малина рыбу в сказке «Баня в море»? (Шайкой.)
- Назовите кличку собаки Сени Малины (Розка.)
(Подводится итог конкурса, выставляются баллы, Баба Яга и домовёнок удивляются знаниям детей и родителей, хвалят их.)
- «Необычное лото»
- Я буду читать отрывки из стихотворений Н. Рубцова, а вы будете подбирать подходящие под описание природы фотографии (с фотовыставки «Природа нашего края», подготовленной родителями) и рассказывать, почему вы выбрали именно эту фотографию. Дошкольники подходят к стендам и показывают фотографии, отвечают сначала родителям; родители выбирают самые интересные ответы и эти дети отвечают Бабе Яге.
***
Вдруг вода загрохочет
У бортов кораблей,
Забурлит, заклокочет,
Как в кипящем котле.
(«Портовая ночь» Н. Рубцов.)
***
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю – и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(«Берёзы» Н. Рубцов.)
***
Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котёнок
Всё скребётся о причал…
(«Весна на море» Н. Рубцов.)
***
Вспыхнул, сияя,
Солнечный веер,
Дышат нектаром цветы,
Влагой рассеянной
Озеро веет,
Полное чистой воды!
(«После грозы» Н. Рубцов.)
***
А вьюга по сумрачным рекам,
По дебрям гуляет кругом,
И весь запорошенный снегом,
Стоит у околицы дом…
(«Далёкое» Н. Рубцов.)
***
Слава тебе, поднебесный
Радостный, краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой.
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!
(«Сентябрь» Н. Рубцов.)
***
Неподвижно стояли деревья
И ромашки белели во мгле…
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле.
(«Ферапонтово» Н. Рубцов.)
***
Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В полях, в селенья и в бору,
Слегка гудящем на ветру.
(«Первый снег» Н. Рубцов.)
***
Улетели листья с тополей –
Повторилась в мире неизбежность…
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность!
Пусть деревья голые стоят!
Не ругай ты шумные метели!
Разве в этом кто-то виноват,
Что с деревьев листья улетели?
(«Улетели листья» Н. Рубцов.)
***
Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели!
Оцепенели маленькие ели,
И было небо тёмноё, без звёзд.
(«Русский огонёк» Н. Рубцов.)
Подводится итог конкурса, домовёнок предлагает детям и родителям поиграть в северную народную хороводную игру «Вася – утёночек».
- Конкурс «Сложи сказку»
Дошкольникам даются части картинок, они должны сложить целое из картинок, отгадать сказку, назвать автора (сказка «Апельсин» и «Перепелиха», автор С. Писахов).
- Конкурс «Театральный»
- О каких домашних животных написал стихи Н. Рубцов? (Коза, корова, лошадь, собака.)
Сейчас дети покажут сценку к стихотворению Н. Рубцова, а вы отгадайте название стихотворения.
Сценка «Коза» (для первой команды), сценка «Мальчик Вова» (для второй команды) (Пантомима).
- Конкурс «Сказочная копилка»
- Какие сказки написал С. Писахов. Кто больше назовёт?
- Конкурс «Видели – знаем!» (С перебежками.)
- Сейчас вы посмотрите фрагмент мультфильма по сказке С. Писахова «Не любо – не слушай!». После просмотра вам надо будет назвать то, чего не бывает в наших краях. После просмотра построение команд, тот, кто правильно ответил – перебегает на другую сторону зала. Команде, которая даст больше правильных ответов присуждается на 1 балл больше.
Баба Яга:
- Молодцы, справились со всеми заданиями. И всё-то эти дети знают! И родители не отстают! Хотела им посложнее загадки загадать про Писахова, да про Рубцова, и стихи, думала, не знают, и сказки, а они вон какие башковитые! Придётся мне Кузеньку отпустить. А может, мне вас забрать с собой, детишечки, а то мне одной грустно, а с вами весело!
Домовёнок:
- Ну чего ты выдумываешь, дети и так встретятся с тобой на страницах книги «Домовёнок Кузя» писателя Татьяны Александровой.
Баба Яга:
- Ай да Кузя, здорово придумал! Ну, мне пора!
Домовёнок:
- Баба Яга, какая-то ты некультурная!
Баба Яга:
- Почему это я некультурная?
Домовёнок:
- Дети старались? (Да.) Родители старались? (Да.) А награда где?
Баба Яга:
- Какая такая награда?
Домовёнок:
- Эх, бабка, всему-то тебя учить надо. Смотри, чудеса тебе покажу!
Открывает сундучок и достаёт угощение. Вот чем угощать детей будем!
Баба Яга:
- Поняла, родимый. Постой, а я ведь тоже колдовать умею. Вот, смотри: чуфыр-р-р, чуфыр-р-р… (Достаёт призы для родителей.)
(Награжение и угощение.)
Домовёнок:
- Угощайтесь, а нам пора в сказку! До новых встреч на страничках книги «Домовёнок Кузя»!
Список литературы:
- Писахов С. Г. Сказки. Архангельск. Сев.-Зап. кн. изд-во, 1977.
- http://bookz.ru/authors/aleksandrova-tat_ana/kuzka/1-kuzka.html
- http://rubtsov.id.ru/poetry/cont_poetry.htm.
- http://rupoem.ru/rubcov/all.aspx.
Читайте также |
---|
НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза»
НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» Цели: познакомить детей со стихотворением С. Есенина; раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного...
Конспект воспитательного мероприятия в группе раннего возраста по познавательному развитию…
Конспект воспитательного мероприятия в группе раннего возраста по познавательному развитию «Удивительный песок» Цель: Способствовать формированию познавательных интересов со свойствами окружающих предметов (песок)...
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми...