Сценарий фольклорного обрядового праздника «Иван Купала»
Данный материал рекомендован воспитателям, направлен на повышение уровня знаний, умений и навыков использования произведений фольклора в воспитательно-образовательной работе детского сада.
Цель мероприятия:
- использование фольклора как разнообразие процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- закрепление знаний об обрядах и традициях русского народа;
- развитие умений образного выполнения движений;
- поддерживание интереса к словотворчеству, народным играм;
- воспитание патриотизма и уважения к народному творчеству.
Звучит музыка. На полянку выходят дети, проходят вперед и низко кланяются гостям. Гостей праздника встречают девушки - «купаленки». Они приветствуют гостей, дарят им белые цветы, веночки.
1-я купаленка: Добрый день, люди добрые!
2-я купаленка: Добрый день, люди милые!
Обе: С праздником вас, с Ивановым днем!
Мы - Купаленки, самого Ивана Купалы помощницы!
Заводят детей в хоровод «Купала, купала» вокруг гостей.
1-я купаленка: В чистом поле, во широком раздолье…
2-я купаленка: За темными лесами, за зелеными лугами…
1-я купаленка: За быстрыми реками, за крутыми берегами….
2-я купаленка: Собрались мы позабавиться да потешиться,
Поиграть, пошутить, посмеяться….
Обе купаленки: Приглашаем всех в веселый хоровод!
Хоровод «Земелюшка - чернозем».
1-я купаленка: Как у нас в июне три праздника:
2-я купаленка: Первый праздник - июнь-разноцвет….
1-я купаленка: Другой праздник - Троицын день….
1-я купаленка: А третий праздник - Купалы день….
Приглашают всех детей пройти на полянку.
1-я купаленка: Ой, настало времечко купальское, чародейское
Нынче все силой чудесной наливается
И добром обращается……
2-я купаленка: Кто коснется травы - у того силы,
веселья прибавится….
Не поленитесь, за травой нагнитесь….
Все дети наклоняются, присаживаются, ищут траву «чародейскую», «волшебную», «целебную». Среди травы находят мак - красный, красивый!
Выходит к гостям Купава: А я – Купавушка, лета - забавушка!
Принесла вам на забаву мачок, алый лепесток!
Вставайте в кружок, поиграем в «Мачок»!
Проводится игра «На горе-то мак...».
Купава: Солнышко обо всем позаботилось
Согрело травушку и выросла она красивая, высокая.
Покличем солнышко, ребятки!
Закличка «Солнышко - колоколнышко».
Купава: Люди добрые! Летнее солнышко приветствует нас, а свой жар чудесный, перелитый в каждую былинку, в каждую веточку - дарует людям! Так пусть же возгорятся костры высокие, солнечные, пусть Солнце купальское порезвится, разгуляется!
Вспыхивают костры, вокруг которых купаленки заводят хороводы, вовлекая в них всех детей.
«Как пошли наши подружки…»
Предлагают детям прыгать через костры, когда жар костра угомонится, останется один пепел.
Купава: Ой, разгорись огонь купальский, развернись народ веселый!
Прыгай через костер смелее, веселее выше!
Купава: Солнце щедрое своим светом весь мир озарило, а пуще всего- девиц красных, что как цветы расцвели нынче. А самая красивая среди них Ладой, то есть Утренней зарей зовется! А, ну-ка, давайте поищем среди нас: кто из девиц под стать Солнцу? Сейчас мы это узнаем….
Проводится игра-состязание «Кто больше соберет цветов?».
Купава: Ну-ка, девочки, ну-ка, хорошие, покажите, кто больше соберет цветов? А мальчики поддерживают девочек, хлопают им.
Победительницу украшают венком из цветов.
Лада: Радуга-дуга!
Унеси меня в луга,
На зелены берега,
На речку бирюзовую,
На травушку шелковую!
Я в речке искупаюсь,
На травке поваляюсь!
Купаленки заводят вокруг нее хоровод «Купала, купала».
Купава: Наречем нашу красавицу – Ладой, царицей купальского дня!
А вы, детки милые, потешьте нашу Ладу удалью да ловкостью!
1-я купаленка: Попали мы в деревню, где поют, пляшут и играют! Да еще и соревнуются - кто из них проворней и ловчее?! Решили жители той деревни картошку бросать… Кто забросит в корзину-тот молодцем ходит, хвастается!!!
2-я купаленка: А мы все так умеем! Хотите посмотреть? (Обращается к гостям.)
Купаленки делят всех детей на две команды и проводят игру-соревнование «Попади картошкой в корзину».
Купава: А деревенские умельцы забыли убрать за собой дощечки, разбросали их везде…Нас попросили их собрать … Поможем им?
Игра «Собери брусочки».
девочки собирают в красную корзинку, мальчики – в синюю//
Купава: А сейчас мы узнаем -кто из деток сильнее?
Игра «Перетяни канат».
1-я купаленка: Добры, добры молодцы! А и девицы не хуже!
2-я купаленка: Интересно люди в старину говаривали, да так, что всем запомнилось! Ну-ка, кто пословицы да поговорки мастак рассказывать?
Дети рассказывают пословицы и поговорки.
– При солнышке –тепло,
При матушке - добро!
– Не будет скуки - когда заняты руки!
– Кончил дело- гуляй смело!
– Делу - время, а потехе- час!
1-я купаленка: (подходит к воде)
– Водица, водица
Студёная быстрица,
Обеги вокруг,
Напои наш луг!
2-я купаленка: Ребятки, молодицы, сбирайтесь в круг, пойдём на луг!
(Проводится игра «Ай, гу, гу!».)
- 1-я купаленка: Подарили Ладе деревенские жители деревце красивое, купальское…
Лада с купаленками обходит гостей, ставит деревце под большим купальским деревом под мелодию «Купала, купала…».
Купава: Итак, свершилось! Грозный Перун - повелитель молний и всех знамений природы, повернул солнечное колесо на вторую половину года, а Солнышко, прощаясь, преподносит нам ещё один заветный дар -колдовской цветок папоротника. Тем, кто найдет его, откроются все сокровища Земли. Путь к цветку очень труден. Ведут к нему тайные, заповедные тропки…Там людей подстерегают страхи и неожиданности. Только отважным дается цветок в руки. Есть среди вас такие смельчаки?
Дети: Есть!!!!
Купава: Так идемте же и добудем прекрасный папоротников цвет!
(Все: и дети, и зрители отправляются по «страшным» тропкам на поиски волшебного папоротника.)
Купава: (Идет и беседует с детьми и взрослыми.)
- Цвет папоротника - златоогненный цвет русских сказок, с которым связаны поверья о кладах…. Ходит молва о том, что цветет папоротник только в самую полночь под Ивана Купалу.
На тропинках участников ждут самые разные неожиданности (поваленные деревья, через которые необходимо прыгнуть; ветви, под которыми нужно пролезть, прыгать по кочкам от колючей травы).
В кустах сидит «ведьма», охраняет папоротников цветок. Она смотрится в зеркало и не замечает гостей. Волшебный цветок выкрадывается у бесшабашной «ведьмы», которая зазевалась и увлеклась собственной красотой.
Дети дразнят «ведьму».
– Ведьма - краса, длинна коса
С печки упала, ножку сломала
Проворонила цветок -
Залезай на шесток!
(«Ведьма» на одной ножке пытается догнать детей. Игра проводится 2 раза, на второй раз дети забирают цветок. Все возвращаются на поляну.)
Купава: Вот и добыли мы с вами необыкновенный цветок, открывающий все клады. И пусть каждый из вас найдет несметные богатства, но не золото и драгоценности, а другие: старинные русские песни, игры, обряды. Сегодняшний день - один из таких кладов, древний русский праздник - Иван Купала, посвященный Солнцу, великому творцу всего живого на Земле. Летнее солнце поворачивает на другую сторону, а дорогу ему укажет Лада- утренняя заря.
(Появляется «колесница». Лада садится и все с ней прощаются.)
Гремит «гром». Выходят «русалки», которые несут соломенное чучело Ивана Купалы.
Купава: Приехал Купала не семидесяти тележеньках,
Привез нам Купала добро и здоровье,
Богатство и почести.
(«Русалки» ставят чучело под деревом, украшенным яркими ленточками и столом с угощениями, специально приготовленными для этого.)
Из-за дерева выходит Аграфена-Купальница.
Аграфена-Купальница:
– Пожалуйте, люди милые, в мои владения чистых, хрустальных струй, луговых трав и благословенной прохлады. Я –Аграфена – Купальница, а это мои помощницы. Этот роскошный праздник дарит нам еще одну тайну - тайну исполнения желаний.
Купаленки заводят хоровод «Ой, вставала я ранёшенько» и подводят детей к самому берегу речки.
Аграфена-Купальница: Опустите свои веночки красивые, загадайте желания заветные…
(Дети пускают в реку свои веночки. Взрослые пускают чучело Ивана Купалы в воду.)
Все кричат: Прощай, Купала, до следующего лета!
Литература:
1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
2. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. - М, 2006.
4. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
5. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
6. Тихонова М.В. Красна изба. - С.-Петербург, 2000.
7.Владимир Бутромеев "Мифы и легенды древних славян", Москва, Просвещение, 1997г.
Читайте также |
---|
Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе
Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста нравственное представление о доброте. Задачи: - формировать доброжелательное, вежливое...
Проект «В царстве воды»
Проект «В царстве воды»
Адаптация ребенка в детском саду
Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...