Сценарий фольклорного обрядового праздника «Иван Купала»

 

Данный материал рекомендован воспитателям, направлен на повышение уровня знаний, умений и навыков использования произведений фольклора в воспитательно-образовательной работе детского сада.

 

Цель мероприятия:

- использование фольклора как разнообразие процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

- закрепление знаний об обрядах и традициях русского народа;

- развитие умений образного выполнения движений;

- поддерживание интереса к словотворчеству, народным играм;

- воспитание патриотизма и уважения к народному творчеству.

 

Звучит музыка. На полянку выходят дети, проходят вперед и низко кланяются гостям. Гостей праздника встречают девушки - «купаленки». Они приветствуют гостей, дарят им белые цветы, веночки.

1-я купаленка: Добрый день, люди добрые!

2-я купаленка: Добрый день, люди милые!

Обе: С праздником вас, с Ивановым днем!

Мы - Купаленки, самого Ивана Купалы помощницы!

Заводят детей в хоровод «Купала, купала» вокруг гостей.

1-я купаленка: В чистом поле, во широком раздолье…

2-я купаленка: За темными лесами, за зелеными лугами…

1-я купаленка: За быстрыми реками, за крутыми берегами….

2-я купаленка: Собрались мы позабавиться да потешиться,

Поиграть, пошутить, посмеяться….

Обе купаленки: Приглашаем всех в веселый хоровод!

Хоровод «Земелюшка - чернозем».

1-я купаленка: Как у нас в июне три праздника:

2-я купаленка: Первый праздник - июнь-разноцвет….

1-я купаленка: Другой праздник - Троицын день….

1-я купаленка: А третий праздник - Купалы день….

Приглашают всех детей пройти на полянку.

1-я купаленка: Ой, настало времечко купальское, чародейское

Нынче все силой чудесной наливается

И добром обращается……

2-я купаленка: Кто коснется травы - у того силы,

веселья прибавится….

Не поленитесь, за травой нагнитесь….

Все дети наклоняются, присаживаются, ищут траву «чародейскую», «волшебную», «целебную». Среди травы находят мак - красный, красивый!

Выходит к гостям Купава: А я – Купавушка, лета - забавушка!

Принесла вам на забаву мачок, алый лепесток!

Вставайте в кружок, поиграем в «Мачок»!

Проводится игра «На горе-то мак...».

Купава: Солнышко обо всем позаботилось

Согрело травушку и выросла она красивая, высокая.

Покличем солнышко, ребятки!

Закличка «Солнышко - колоколнышко».

Купава: Люди добрые! Летнее солнышко приветствует нас, а свой жар чудесный, перелитый в каждую былинку, в каждую веточку - дарует людям! Так пусть же возгорятся костры высокие, солнечные, пусть Солнце купальское порезвится, разгуляется!

Вспыхивают костры, вокруг которых купаленки заводят хороводы, вовлекая в них всех детей.

«Как пошли наши подружки…»

Предлагают детям прыгать через костры, когда жар костра угомонится, останется один пепел.

Купава: Ой, разгорись огонь купальский, развернись народ веселый!

Прыгай через костер смелее, веселее выше!

Купава: Солнце щедрое своим светом весь мир озарило, а пуще всего- девиц красных, что как цветы расцвели нынче. А самая красивая среди них Ладой, то есть Утренней зарей зовется! А, ну-ка, давайте поищем среди нас: кто из девиц под стать Солнцу? Сейчас мы это узнаем….

Проводится игра-состязание «Кто больше соберет цветов?».

Купава: Ну-ка, девочки, ну-ка, хорошие, покажите, кто больше соберет цветов? А мальчики поддерживают девочек, хлопают им.

Победительницу украшают венком из цветов.

Лада: Радуга-дуга!

Унеси меня в луга,

На зелены берега,

На речку бирюзовую,

На травушку шелковую!

Я в речке искупаюсь,

На травке поваляюсь!

Купаленки заводят вокруг нее хоровод «Купала, купала».

Купава: Наречем нашу красавицу – Ладой, царицей купальского дня!

А вы, детки милые, потешьте нашу Ладу удалью да ловкостью!

1-я купаленка: Попали мы в деревню, где поют, пляшут и играют! Да еще и соревнуются - кто из них проворней и ловчее?! Решили жители той деревни картошку бросать… Кто забросит в корзину-тот молодцем ходит, хвастается!!!

2-я купаленка: А мы все так умеем! Хотите посмотреть? (Обращается к гостям.)

Купаленки делят всех детей на две команды и проводят игру-соревнование «Попади картошкой в корзину».

Купава: А деревенские умельцы забыли убрать за собой дощечки, разбросали их везде…Нас попросили их собрать … Поможем им?

Игра «Собери брусочки».

девочки собирают в красную корзинку, мальчики – в синюю//

Купава: А сейчас мы узнаем -кто из деток сильнее?

Игра «Перетяни канат».

1-я купаленка: Добры, добры молодцы! А и девицы не хуже!

2-я купаленка: Интересно люди в старину говаривали, да так, что всем запомнилось! Ну-ка, кто пословицы да поговорки мастак рассказывать?

Дети рассказывают пословицы и поговорки.

– При солнышке –тепло,

При матушке - добро!

– Не будет скуки - когда заняты руки!

– Кончил дело- гуляй смело!

– Делу - время, а потехе- час!

1-я купаленка: (подходит к воде)

– Водица, водица

Студёная быстрица,

Обеги вокруг,

Напои наш луг!

2-я купаленка: Ребятки, молодицы, сбирайтесь в круг, пойдём на луг!

(Проводится игра «Ай, гу, гу!».)

- 1-я купаленка: Подарили Ладе деревенские жители деревце красивое, купальское…

Лада с купаленками обходит гостей, ставит деревце под большим купальским деревом под мелодию «Купала, купала…».

Купава: Итак, свершилось! Грозный Перун - повелитель молний и всех знамений природы, повернул солнечное колесо на вторую половину года, а Солнышко, прощаясь, преподносит нам ещё один заветный дар -колдовской цветок папоротника. Тем, кто найдет его, откроются все сокровища Земли. Путь к цветку очень труден. Ведут к нему тайные, заповедные тропки…Там людей подстерегают страхи и неожиданности. Только отважным дается цветок в руки. Есть среди вас такие смельчаки?

Дети: Есть!!!!

Купава: Так идемте же и добудем прекрасный папоротников цвет!

(Все: и дети, и зрители отправляются по «страшным» тропкам на поиски волшебного папоротника.)

Купава: (Идет и беседует с детьми и взрослыми.)

- Цвет папоротника - златоогненный цвет русских сказок, с которым связаны поверья о кладах…. Ходит молва о том, что цветет папоротник только в самую полночь под Ивана Купалу.

На тропинках участников ждут самые разные неожиданности (поваленные деревья, через которые необходимо прыгнуть; ветви, под которыми нужно пролезть, прыгать по кочкам от колючей травы).

В кустах сидит «ведьма», охраняет папоротников цветок. Она смотрится в зеркало и не замечает гостей. Волшебный цветок выкрадывается у бесшабашной «ведьмы», которая зазевалась и увлеклась собственной красотой.

Дети дразнят «ведьму».

– Ведьма - краса, длинна коса

С печки упала, ножку сломала

Проворонила цветок -

Залезай на шесток!

(«Ведьма» на одной ножке пытается догнать детей. Игра проводится 2 раза, на второй раз дети забирают цветок. Все возвращаются на поляну.)

Купава: Вот и добыли мы с вами необыкновенный цветок, открывающий все клады. И пусть каждый из вас найдет несметные богатства, но не золото и драгоценности, а другие: старинные русские песни, игры, обряды. Сегодняшний день - один из таких кладов, древний русский праздник - Иван Купала, посвященный Солнцу, великому творцу всего живого на Земле. Летнее солнце поворачивает на другую сторону, а дорогу ему укажет Лада- утренняя заря.

(Появляется «колесница». Лада садится и все с ней прощаются.)

Гремит «гром». Выходят «русалки», которые несут соломенное чучело Ивана Купалы.

Купава: Приехал Купала не семидесяти тележеньках,

Привез нам Купала добро и здоровье,

Богатство и почести.

(«Русалки» ставят чучело под деревом, украшенным яркими ленточками и столом с угощениями, специально приготовленными для этого.)

Из-за дерева выходит Аграфена-Купальница.

Аграфена-Купальница:

– Пожалуйте, люди милые, в мои владения чистых, хрустальных струй, луговых трав и благословенной прохлады. Я –Аграфена – Купальница, а это мои помощницы. Этот роскошный праздник дарит нам еще одну тайну - тайну исполнения желаний.

Купаленки заводят хоровод «Ой, вставала я ранёшенько» и подводят детей к самому берегу речки.

Аграфена-Купальница: Опустите свои веночки красивые, загадайте желания заветные…

(Дети пускают в реку свои веночки. Взрослые пускают чучело Ивана Купалы в воду.)

Все кричат: Прощай, Купала, до следующего лета!

 

Литература:

1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.

2. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. - М, 2006.

4. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.

5. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.

6. Тихонова М.В. Красна изба. - С.-Петербург, 2000.

7.Владимир Бутромеев "Мифы и легенды древних славян", Москва, Просвещение, 1997г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе

Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста нравственное представление о доброте. Задачи: - формировать доброжелательное, вежливое...

Проект «В царстве воды»

Проект «В царстве воды»

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...

Читайте также

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное...

Петербург. Песня для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Петербург (Песня для детей дошкольного и младшего школьного возраста)  Сл. и муз. Серебрянской И.А. 1. Реки, причалы, каналы, мосты.  Всё это – город любимый.  Парки...