Сценарий развлечения «Праздник войлока»

Старшая группа

 

Цель. Формировать интерес к башкирским народным традициям. Закреплять знания о жанровых особенностях, малых фольклорных формах. Воспитывать гражданственность, чувство коллективизма.

 

Ход развлечения.

Зал украшен в стилей старинной избы.

Внучка.

– Зимней вечер, темен, долог.

Вьюга воет без умолку.

То иголочкой вожу,

То в окошечко погляжу.

Не идут ли там подружки

В нашу теплую избушку?

Бабушка.

– Правда, внученька, твоя

Ты б ребяток позвала

От забав их до затей

Стало б в доме веселей.

Внучка.

– Эй, подружки, эй подружки!

Веселушки – хохотушки

Приходите мастерить да рукодельничать.

Приходят девочки.

Внучка.

Долго я вас ждала, поджидала, за работу без вас не бралась.

Бабушка. Пожалуйста, гости дорогие, заходите!

Девочка. Мама мне дала с собой работу: шерсть теребить.

Девочка. А мне носки вязать.

Девочка.

А мне полотенце вышивать.

Вам секрет открою я:

Обожаю кружева!

И вязать их мастерица

Хоть крючком или на спицах…

Вам из тонких паутинок

Вывяжу любой узор,

Белоснежной пелериной

Расстелю их, на ковер….

Бабушка. Ой, девочки, у проворного человека-семь рук! Зимние вечера долги, все успеете сделать. А, работа хорошо спорится под песню, давайте запоем веселую песню. Песня душа народа.

«Эх, тала, тала.» (баш. нар. песня).

В зал забегает один мальчик, смотрит на девочек и убегает.

Заходят мальчики.

Мальчик.

Эй, девчата поскорее

Открывайте ворота

Мы джигиты удалые

В гости а вам пришли сюда.

Девочка.

Нам работать не мешайте

Уходите со двора

Нам пока не до веселья

Рукодельничать пора.

Мальчик.

Эй, девчата поскорее

Отворяйте ворота

Наша помощь пригодится

Мы не зря пришли сюда.

Бабушка. Нам помощники нужны, заходите, молодцы!

Мальчики. Здравствуйте! Девочки – красавицы! Разрумянились! Как работа вас красит.

Девочка. Тебе бы только липовый клин забить.

Бабушка. Вот пришли помощники! Пора работу начать. Начать – пол дела сделать. Сегодня мы будем заниматься войлоковалянием.

Войлоковаяние - старинное ремесло, неотъемлемая часть быта народа. Между тем в старину каждая башкирская женщина должна была уметь валять войлок. Из него много чего изготавливали: мужские головные уборы, обувь (сарык), даже мячи. Войлоком покрывали каркас юрты, застилали полы, занавешивали стены. Войлок оберегал и защищал человека от холода и от жары, выполнял и лечебную функцию. Кусок войлока клали на больную голову.

Особенно большое значение придавалось белому войлоку. Он был символом чистоты, света, тепла и благосостояния, своего рода оберегом. Белую кошму набрасывали на коня батыра, победившего на скачках. Девушка, прежде чем войти в первый раз в дом жениха, должна была наступить на белый войлок. Самых дорогих гостей тоже сажали и укладывали спать на белый войлок.

— Берем овечью шерсть, желательно осенней стрижки — в ней серы больше. Сначала как следует моем, затем хорошенько теребим. Последнее, кстати, самая муторная часть работы. Затем начинается сам процесс валяния. Если кошма будет большая, одной не справиться, потребуется несколько человек. Перещипанную шерсть раскладываем на простыне слоем толщиной в большой палец, впрыснем горячей воды и катаем. Потом опять водички и опять катаем. До тех пор, пока шерсть окончательно не сляжется. Валять войлок — дело коллективное. С детства остались самые теплые воспоминания: соберутся наши матери у кого-нибудь дома. Тут и работа, и общение. Заодно и песни поют, и даже спляшут. Но дело не только в этом. Если делать все вместе, получится быстрее.

— А, пока войлок сушится мы отдохнем и повеселимся.

Звонче, музыка играй всех на пляску приглашай!

«Перекличка» (баш. нар мелодия)

«Разноцветные платочки.» муз. Ф.М.Гершовой, сл. Басса.

Частушки.

Это праздник - не безделья

А искусного рукоделья!

А как шили вышивали,

Так и песни напевали.

Песни пели от души,

Песни были хороши!

Весело поется, весело прядется!

Игры - соревнования.

Беркута по полету узнают, а джита – по делам.

«Кто быстрее принесет дрова?» - мальчики.

«Кто быстрее принесет воды?» - девочки.

Вынос войлока.

Бабушка.

Вот наш войлочный ковер высох.

То, что сделано с душой, создает успех,

То, что сделано без души, вызывает смех.

Поиграем в прятки. Игра «Кого нет». Муз. Ф. Гершовой.

Подумай крепко с душой,

Кто спрятался перед тобой,

Скажи точно его имя,

Кто же, кто он такой?

Хороводный танец. (баш. нар. мелодия)

Дедушка. Песнями да сказками сыт не будешь. Готовы ли угощенья?

Бабушка.

Да и самовар во всю пыхтит и кипит.

Кто здоровым хочет быть,

Должен чаю больше пить

Он бальзам от всех болезней,

И напитка нет полезней.

Чай с вареньем и с лимоном, приглашаем всех с поклоном.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Ключевая роль в обеспечении национальной...

Конспект НОД ФЭМП в средней группе «Учимся сравнивать предметы»

Конспект НОД ФЭМП в средней группе «Учимся сравнивать предметы» Цель: развить и закрепить навык различать цвет, форму и размер предметов. Задачи: Научить детей...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим…

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим заключением «ОНР, 3 уровень речевого развития» по автоматизации звука [ж]...

Читайте также

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета Уже в 1,5 года ребенок может различать 4 основных цвета, хотя и...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «У войны - не детское лицо!» Раздел 1. Информационная карта проекта Тип...

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В…

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке» Цель: Расширять представление детей о домашних животных. Задачи: Закрепить...