Конспект развлечения «Фольклорные посиделки»

Старшая группа

 

Задачи:

- воспитывать уважение к русским традициям, познакомить детей с народным ремеслом;

- научить детей петь русские песни, танцевать хороводные и парные танцы, играть в народные игры;

- играть на русских народных инструментах (деревянные ложки, трещетки, колокольцы, бубенцы).

Музыкальный репертуар:

- песни: «Как у бабушки козел», «Мастерская»;

- танцы: «Светит месяц», «Чеботуха», «Русский сувенир»;

- игры: «Никанориха гусей пасла»;

- игра на инструментах: фольклорный ансамбль «Ложкари».

Прибаутки, небылицы, чистоговорки, упражнения для голоса.

Использование интерактивной доски: показ слайдов (русское народное ремесло)

Слушание:

- «Полянка» - русский народный наигрыш;

- «Барыня» - русская народная музыка;

- «Ой, лапти мои» - русская народная песня.

 

Зал оформлен под русскую избу (лавки, столы, на них инструменты и материал для «работы». В избе хозяйка наводит «порядок».

Под музыку выходит музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель:

На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых

При лучине все сидели иль под светлым небосводом

Говорили, песни пели и ходили хороводом.

А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки были праздником души.

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам» личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок, и, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!

Призываю и вас принять активное участие на наших посиделках.

Шумовые инструменты разбирайте, да музыкальные моменты игрой на них сопровождайте.

(Гости берут с подноса инструменты.)

Звучит русский народный наигрыш «Полянка», гости играют, выходит хозяйка.

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званые да желанные!

Рады видеть вас у себя в гостях!

Не стесняйтесь, не смущайтесь, удобно располагайтесь.

Много праздников было на Руси, но самые щедрые да радостные проводили осенью после сбора с полей и огородов урожая. Собирались все вместе в избе на посиделках, чтобы вечера долгие скоротать, на людей поглядеть, да себя показать.

Вот и я сегодня жду много гостей.

Будет праздник большой, праздник веселый.

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Вас много интересного ждет.

Много песен, много шуток и веселых прибауток. (Дети с ведущей входят хор. шагом и останавливаются полукругом).

Ведущая: Здравия желаем на все четыре ветра, хозяюшка! Хозяйка: Здравствуйте, и вы, гости дорогие!

Ведущая: Разрешите к вам в гости на посиделки?

Хозяйка: Милости просим!

Дети под хоровую музыку проходят, кланяются и садятся на места. У каждого своя «работа». Кто «вышивает», кто клубки сматывает, кто «рисует»...

Ведущая: А что, хозяюшка, славный нынче урожай в закромах? Хозяйка: Что и говорить, осенью и у воробья пир.

Дети (по очереди):

Осень всех наградила, все и погубила.

Холоден ноябрь да сыт.

Не будь осенью тароват - будешь и к весне богат.

Хозяйка: На овсяницу овес убирали, урожай славный! Спасибо земле-матушке!

Дети (по очереди):

Не вырастет овес - наглотаешься слез.

Ведь тебя не кони везут, а овес.

У сытого коня 8 ног.

А хозяйка в дому, что оладышек в меду.

Она подает, она прибирает, одним-одна за все отвечает.

Все вместе: За то ей и почет великий!

Хозяйка: Спасибо на добром слове, гости дорогие! Да и у вас, смотрю, дело на лад идет, работа кипит.

Ведущая:

У нас в мастерской и не то бывает!

Ну что, дети, расскажем про нашу работу хозяюшке?...

А вы, гости, не зевайте, в инструменты поиграйте.

Песня «Мастерская».

Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской

Там работнички трудятся день-деньской.

Как начнут они тапориком рубить,

Молоточком по гвоздочкам колотить.

А пилами-то пилят, пилят, пилят,

Во все стороны опилочки пилят.

Время плотничкам работушку кончать

И пойдут они вприсядочку плясать.

(Несколько мальчиков танцуют присядку.)

Ведущая:

Ну-ка, парни, выходите,

Отдохните, попляшите!

Пляска мальчиков «Чеботуха»

Девочка:

Мы парням своим под стать,

Ни в чем не будем уступать.

Пляска девочек.

Одна из девочек выходит: Что за славный денек!

(обращается к одному из мальчиков):

- Поднимайся, куманек!

Будем шутки шутить, небылицы говорить.

(Выходят мальчик с девочкой под ручку.)

Мальчик: Как у наших у ворот муха песенки поет,

Комар подпевает, муха догоняет,

За ним курица кряхтит и петух пыхтит.

Девочка: Жил да был Ермил - в решете квас цедил,

В кафтан квас сливал, лаптем пашню пахал,

Шилом сено косил, на свинье сено возил.

Мальчик: У нас лошади в оборках, а коровы-то в лаптях,

У нас пашут на телегах, а боронят на санях.

Девочка: У речки на поляне гулял козел в кафтане

Подсел козел к костру, прожег козел дыру

На новом кафтане, на вышитом кармане!

Бежит коза кафтан чинить, кафтан чинить,

Козла бранить!

Хозяйка: Ну и дела!

Мальчик и девочка: А мы песню знаем про козла.

Хозяйка: Так вставайте, запевайте, инструменты разбирайте!

Песня «Как у бабушки козел» русская народная мелодия.

Ведущая: В круг вставайте поиграть, будем козлика искать.

Раз, два, три, козлик будешь ты!

Игра «Никанориха гусей пасла»

(Дети идут по кругу, поют, в центре ходит «козлик», «жует» урожай.)

Никанориха гусей пасла, да пустила в огород козла. Никанориха ругается, а козел-то улыбается (после все идут шаркающим шагом врассыпную и козлик тоже).

С окончанием музыки встают парами живот к животу, обнявшись. У кого нет пары, тот козлик, Ему громко говорят, грозя пальчиком: «Раз, два, три, козлик ты!» Игра повторяется Ведущая: Хворостинки все берите, козла с грядки прогоните!

Ведущая: Поплясали, поиграли, свои кости поразмяли,

Тут и за работу пора! А ты, хозяйка, посмотри да послушай, что в нашей мастерской делается

(Дети садятся и приступают к работе. Звучит медленная лирическая музыка. Хозяйка с ведущей подходят к детям.)

Ведущая: (Подходят к мальчику.) Что за работу ты выполняешь? Мальчик: Я на лавочке сижу, лапоточки плету

Ой, лапти мои, лапоточки мои,

Вы скородили, пахали, танцевать сюда попали

Ведущая: Дети, а что же такое лапти?

Дети: Это обувь, которую носили крестьяне в старину.

Ведущая: А сейчас посмотрите на экран. Узнаете?

Дети: Лапти!

Ведущая:  Правильно. Их носили в древности на Руси, а

изготовляли их из древесного лыка - маленьких липовых или березовых веточек, лапти привязывали к ногам шнурками из этого же лыка. Это была такая удобная и доступная обувь, что народ слагал про нее песни. Одну из этих песен мы сейчас послушаем.

Песня «Лапти»

Ведущая: (Подходит к мальчику с девочкой.): А чем вы

занимаетесь?

Мальчик: Наши ложки всем знакомы,

Не сидят они тут, дома

Девочка: По свету гуляют,

Нашу работу прославляют.

Ведущая: Ребята, а обращали ли вы внимание, как они расписаны? Что это за узоры?

Ребенок: Это хохломские узоры

Ведущая: А какие узоры вы знаете? (Дети по очереди называют: «травка», «капельки», «усики», «завитки», «кустики»).

Давайте с вами посмотрим на эти узоры. (Слайд.) А что же такое хохлома?

Ребенок: Это старинный русский промысел. Ею раскрашивали

посуду, игрушки, мебель.

Ведущая: Правильно, дети, вот и у нас хохломой расписаны стульчики, столы. Давайте назовем основные цвета хохломской росписи (дети называют по очереди: красный, золотой, черный).

По всей Руси славилась золотая хохлома. Ни одна ярмарка, ни один русский народный праздник не обходился без изделий из хохломы. Вот и мы гостей немножко порадуем игрой на ложках. Подходите, разбирайте да под музыку играйте. (Дети берут ложки и встают врассыпную по залу.)

Ребенок: Звонкие, резные, ложки хохломские,

От зари и до зари веселятся ложкари.

Ансамбль «Ложкари» (Садятся за «работу».)

Ведущая: (к девочкам): А что у вас за работа?

Первая девочка:

А мы с подругой - пряхи,

У каждой по рубахе

Вторая девочка:

К зиме ниток напрядем,

Вышивать и шить начнем

Ведущая: Ребята, раньше не было швейных фабрик, где шили одежду, все делали своими руками. Как вы думаете, из чего же наши мастерицы получали нитки?

Ответы детей:

- Стригли овец и из их шерсти пряли пряжу

- А еще, выращивали лен и ткали из него ткань.

Ведущая: Какие вы молодцы, как вы много знаете. А сейчас давайте посмотрим на изделия наших рукодельниц. (Показ слайдов: сарафаны, скатерти, полотенца.)

Обратите внимание, как расшивали сарафаны, скатерти, полотенца для рук. А кто из вас знает, как их еще называли?

Ребенок: Рушники.

Ведущая: Правильно, рушники. Они являлись украшением к каждому празднику: будь то свадьба, пасха или ярмарка.

Ребенок:  

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров

В них - красота родной природы

И мудрость древняя веков.

Хозяйка:

Ну что ж, делу время, а потехе - час.

Эй, друзья, идите в круг смело, без опаски.

Нам сегодня лучший друг,

Тот, кто любит пляски.

Пляска парная «Светит месяц» (После выстраиваются полукругом, вперед выходит хозяйка.)

Ведущая: Жаль, но наши посиделки нам заканчивать пора.

Хозяйка:

Приходите чаще к нам, рады мы всегда гостям!

Дети: Спасибо, хозяюшка! (Кланяются.)

(Хозяйка и ведущая делают из рушников ворота, дети берутся за руки, проходят через них и выходят из зала.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества»

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества» Выход с флажками под музыку чтение стихов песня «Бравые солдаты». (Дети сели.) Вед: Сегодня мы собрались, чтобы...

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про…

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Безопасность дошкольника – обучение с увлечением

Безопасность дошкольника – обучение с увлечением (Из опыта работы) «Надо видеть, предвидеть, учить. По возможности все избежать, А где надо на помощь позвать». Т. Г...

Читайте также

Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...

Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»…

Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Модуль «Увлекательная колористика» Тема недели Тема модуля, этап Форма проведения «До свидания, лето», «Здравствуй...

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры»…

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры», по мотивам хохломской росписи