Литературная викторина, посвященная творчеству Мусы Джалиля
Программное содержание:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Мусы Джалиля.
- Закрепить умение правильно рассказывать стихи на татарском и русском языках.
- Воспитывать уважение и любовь к татарским писателям и поэтам.
- Создать позитивный эмоциональный настрой.
Материал к занятию:
- Портрет Мусы Джалиля. Его книги. Макет Памятника.
- Видеоматериал. Аудио - СDзапись гимна РТ.
- Иллюстрации к стихам, куклы.
- Цветы гвоздики по количеству детей.
Дети входят под песню Мөхтәра Минһаҗева «Солдатлар».
1 реб. Җир йөзендә шундый тук,
Шундый иркен тормышлы,
Шундый киң һәм шундый нык,
Шундый матур күренешле,
Әллә ничә диңгезле,
Әллә ничә урманлы,
Шат кояшлы, көндезле
Тагын берәр ил бармы?
Мондый ил тик бер генә;
Чәчәк кенә, гөл генә,
Все: Безнең туган ил генә.
Ведущая: Сегодня мы поговорим о татарском поэте Мусе Джалиле.
Родился он 15 февраля 1906г. в Оренбургской области деревне Мустафино, и стал шестым ребенком в многодетной семье. В школу Муса отправился в шесть лет, позавидовав старшему брату. Спокойный мальчик за первый же год учебы освоил всю программу начальной школы. Он был трудолюбивым, старательным, музыкальным. С раннего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под псевдонимом «Кечкенә Муса» (маленький Муса).
А, когда настала Великая Отечественная Война, в 1941 году он в первых попросился на фронт. В перерывах между боями поэт писал стихи и очерки для поднятия духа и настроения бойцов. Попав в плен, Муса Джалиль создал антифашистскую группу, которая подпольно вела борьбу в плену врага.
2 реб. Герой не гибнет, умирая
Двойная жизнь ему дана
И эта жизнь его вторая
Бессмертной славою полна.
Ведущая: А сейчас проведем викторину «кто больше знает о Муса Джалиле?»
Разделимся на две команды:
1. «Звезды» – 6 человек. (Ребенок читает стихотворение «Звезды» - «Йолдызлар».)
2. «Ромашки» – 6 человек. (Ребенок читает стихотворение «Кызыл ромашка».)
1. В каком году родился Муса Джалиль? (15 февраля 1906 году.)
Сколько лет ему исполнилось бы в этом году? (108 лет.)2. Как звали отца Муса Джалиля? (Мустафа.)
3. Сколько лет было Мусе Джалилю, когда он написал первое стихотворение?
(6-7 лет.)4. Когда впервые было напечатано его стихотворение? (В 13 лет.)
5. Отрывок из какого произведения я прочитаю?
Минем бар бер маэмаем
Кара борын АкбаемПод горою у болота
Не смолкая ни на миг6. Какие еще стихотворения Мусы Джалиля вы знаете?
«Карак песи», «Песня о храбром джигите», «Күршеләр», «Чулпан».Дети читают стихи.«Чулпан». Җыр «Сәгать» (М.Җәлил сүз. Ф.Әхмәтов муз.)
Ведущая:
7. Какие журналы на татарском языке, посвященные детям, вы знаете?
(«Салават күпере», «Сабыйга».)
8. 22 июня 1941г. на нашу страну напала фашистская Германия. Кем отправился Муса Джалиль на войну? (Военным корреспондентом.)
9. Как оказался в плену наш поэт?
10. Кому отдал Муса Джалиль свою тетрадь со стихами перед смертью?
(Андре Тиммермансу.)
11. С каким татарским детским писателем сидел в тюрьме Муса Джалиль? (Абдулла Алиш.)
12. Назовите достопримечательности города Казани, посвященные Мусе Джалилю? (Памятник, театр оперы и балета, дом - музей.)
Просмотр слайдов.
Игра – Кто быстрее соберет танк и самолет. (Из частей целое.)
Җыр «Кызыма» (М.Җәлил сүз. Ф. Шәймәрданова муз.)
Шаян кызым син минем,
Таң йолдызым син минем,
Йөрәгемдә балкыган
Шатлык җырым син минем.
Синең гомрең җыр булып
Янар бәхет илендә,
Йолдыз булып янарсың
Син туган ил күгендә.
Таңнан торып, бакчада
Син уйнадың көн озын.
Аргансыңдыр, кил, кызым,
Йокла инде, йолдызым!
Әлли - бәлли, бәлли –бәү!
Әлли –бәлли, бәлли –бәү!
Ведущая: Муса Джалилю посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Рафис Корбан написал стихотворение посвященное Муса Джалилью.
«Җәлил турында җыр»
Әлифбадан укып беләм
Муса Җәлил турында
Фашистлар белән көрәшкән
Дошманның үз тылында.
Җырлар язган Муса Җәлил,
Каләм булган кораллы
Дошман килгәч, автоматка
Алмаштырган ул анны
Туган илгә биргән антын
Тап төшерми саклаган.
Палач башын кискәндә дә,
Туган илен сатмаган.
Муса Җәлил, Муса Җәлил, -
Халкыбыз каһарманы!
Үлемсез аның исеме,
Мәңгелек аның даны!
Ведущая: Давайте возложим цветы Муса Джалилю.
Звучит гимн Республики Татарстан. Дети возлагают цветы к памятнику.
Ребенок читает стихотворение «Гөлләрем»
Йөгерә-йөгрә көн дә иртән
Су сибәм гөлләремә.
Гөлләремне бүләк итәм
Иң якын күргәннәремә.
Ах… матур соң гәлләрем!
Гөлчәчәкле туган илен
Саклаучыга бүләгем!
Ул киткәндә чәчәкләрем
Яда бөредә иде,
Хәзер алар, чәчәкләнеп,
Җимеш бирделәр инде.
Ах… матур соң гөлләрем!
Гөлҗимешле туган илен
Саклаучыга бүләгем!
Ведущая: Может кто-то из вас тоже станет великим поэтом, и прославит нашу Родину. (По выбору музыкального руководителя.)
Песня «Россия – огромная страна».
Ведущая:Литературная викторина, посвященная творчеству Мусы Джалиля закончена.
Литература:
- К.В. Закирова, Г.Р. Гыйләҗетдинова. «Мин бәйрәмнәр яратам» сценарилар,музыкаль уеннар, җырлар. Казан. Татар. кит. нәшр., 2009.
- Ф. Ибрагимова. М. Җәлил «Кечкенә дусларга» шигырьләр, поэма. - Казан: Татар. Кит. нәшр., 1989.
- Видео 1917-1950 нче еллар ахыры татар әдәбияты.
Читайте также |
---|
Экскурсия в библиотеку
Экскурсия в библиотеку Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми и просмотром телепередач и всё реже читают книги. На...
Музыкальная игра-сказка
Музыкальная игра-сказка Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Комплексное использование...
Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из…
Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из цикла развлечений по познавательному развитию с участием родителей дошкольников «День...