«Сталинградская битва»
Сценарий концерта для детей старшего дошкольного возраста

 

Под музыку дети входят в зал с гвоздиками

1-й ребенок:

Поля изрытые лежат, осиротело смотрят в небо,

Уже который год подряд хозяин дома не был.

А где-то ждет его весна, птичьи разговоры…

Да, увела его война за леса, за горы.

2-й ребенок:

Зачем ты сделала, война, ржаное поле полем брани?

Земля огнем обожжена, каждый клочок изранен.

Землю пахали много дней танки да снаряды,

И лишь полынь взошла на ней с лебедою рядом.

3-й ребенок:

Пропахла порохом земля, она забыла запах хлеба,

А ей бы теплого дождя и голубого неба.

Да чтобы с дальней стороны под свои закаты

Домой вернулись бы с войны русские солдаты. 

(В. Суслов.)

Ведущий: навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла Великая Отечественная война. Она унесла 20 миллионов жизней наших людей. Фашистские орды разрушили на нашей земле 1710 городов, превратили в пепелище 70 000 сел и деревень, оставили без крова более 25 миллионов человек. Но наш народ верил в победу, сражался с ненавистным врагом и разгромил его. Люди стали отстраивать города и села, сделали их еще краше. 11 городов нашей Родины стали городами-героями, в их числе и наш город-герой Волгоград. В течение 200 героических дней и ночей с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года в Сталинграде, а именно так назывался раньше наш город, шли ожесточенные бои. В страницы Великой отечественной войны Сталинградская битва вошла как начало победоносного шествия русского народа над фашизмом.

4-й ребенок:

В свой срок – не поздно и не рано – придет зима, замрет земля.

И мы к Мамаеву кургану придем второго февраля.

И там, у той заиндевелой, у той священной высоты.

Мы на крыло метели белой положим красные цветы.

5-й ребенок:

И словно в первый раз заметим, каким он был, их ратный путь.

Февраль-февраль, солдатский месяц – пурга в лицо, снега по грудь.

Сто зим пройдет и сто метелиц, а мы пред ними все в долгу.

Февраль-февраль, солдатский месяц, горят гвоздики на снегу.

(М. Агашина.)

Танец с гвоздиками, муз. Г. Свиридова «Тройка»

Ведущий: второго февраля наш город-герой отмечает окончания Сталинградской битвы. Дорогой ценой досталась нам Победа, но под стальным дождем город выстоял, до сих пор помнит время жарких боев и хранит вечную память павшим воинам.

6-й ребенок:

Не забывай те грозные года,

когда кипела волжская вода.

Земля тонула в ярости огня,

и не было ни ночи и ни дня.

7-й ребенок:

Сраженья шли у волжских берегов,

на Волгу шли дивизии врагов,

Но выстоял великий наш солдат,

но выстоял бессмертный Сталинград.

(М. Львов.)

8-й ребенок:

Есть в городе нашем Мамаев курган,

Где вихрем свинцовым кружил ураган,

Где кровью пропитана каждая пядь,

Где жизнь отдавали, чтоб жизнь отстоять.

9-й ребенок:

Есть в городе нашем священный огонь,

Негаснущий факел, зажатый в ладонь.

С мечом обнаженным здесь Родина-Мать

Пришла на кургане, в дозоре стоять!

10-й ребенок:

Есть в городе нашем аллея цветов.

Хранит она подвиг и славу отцов.

В суровую память нас годы ведут.

О павших героях живые поют.

Песня солдата, сборник «С песней по жизни», С.52

Ведущий: нелегок был путь Красной Армии у стен Сталинграда. Немцы любой ценой стремились взять Сталинград – важный транспортный узел и центр военной промышленности (заводы «Красный Октябрь», «Баррикады», Тракторный), выйти к Волге, по которой в кратчайшие сроки можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. Правительство принимало все меры, чтобы сорвать немецкое наступление. Уже первые бои на Дону показали всевозрастающую силу сопротивления наших войск. 23 августа немецкая авиация совершила массированный налет на Сталинград. Загорелись зернохранилища и резервуары с горючим. Город застилал черный дым. Горела Волга. В сентябре 1942 года начались бои на улицах города. Бои не затихали ни днем ни ночью. Защитники прочно удерживали свои рубежи, отстаивая каждый дом, они защищали не маленький домик, а великую Россию.

11-й ребенок:

Был дом у реки: он сгорел на войне, я видел остатки подвала.

И надпись читал на кирпичной стене: «Здесь гвардия насмерть стояла!»

Один за другим пролетают года, еще пролетит их немало.

Но дом у реки будем помнить всегда: здесь гвардия насмерть стояла.

12-й ребенок:

Давно замолчал у реки пулемет, но люди о подвиге знали.

И улицу ту, что на Волгу ведет, Аллеей Героев назвали.

Один за другим пролетают года, еще пролетит их немало.

Но дом у реки будем помнить всегда: здесь гвардия насмерть стояла.

Ведущий: 125 дней продолжалось оборонительное сражение в городе. А в ноябре 1942 года началось контрнаступление наших войск, в результате чего 22 дивизии фашистов к февралю 1943 года были уничтожены.

13-й ребенок:

В зное заводы, дома, вокзал, пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал: «Город не сдай врагу!»

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

14-й ребенок:

Гулко катился в кровавой мгле сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад –

Он защищал Сталинград.

(А. Сурков.)

15-й ребенок:

И пробил час. Удар обрушен первый,

От Сталинграда пятится злодей.

И ахнул мир, узнав, что значит верность,

Что значит ярость верящих людей.

(О.Берггольц.)

16-й ребенок:

У Сталинграда вещей битвы жар,

Простерся в вечность заревом кровавым,

И, чуя гибель, враг от нас бежал,

Гонимый вспять орудьем нашим правым.

Ведущий: местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев курган. На военных картах он обозначался как высота 102 и имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась прилегающая территория, переправы через Волгу. Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега. Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

17-й ребенок:

Сотни лет расходиться широким кругам

по огромной воде молчаливой реки.

Выше всех Эверестов – Мамаев курган!

Зря об этом в учебниках нет ни строки.

(Р. Рождественский.)

18-й ребенок:

Из глубин России в степь течет река,

Проплывают в синем небе облака.

По родной земле до сих пор след ран,

Время жарких боев помнит Мамаев курган.      

19-й ребенок:

Тихо на Мамаевом кургане,

Не шумит Мамаев, не пылит.

Ветерок от Волги чуть-чуть тянет

И чуть-чуть листвою шевелит.

20-й ребенок:

На Мамаевом кургане тишина,

За мамаевым курганом тишина.

В том кургане похоронена война,

В мирный берег тихо плещется волна.

(В.Боков.)

Ведущий: в огне этой страшной войны рождались высокая поэзия и удивительные песни.

21-й ребенок:

Вот уже даль дневную скрасил вечерний свет,

Что же меня так волнуют песни военных лет?

Словно напомнить хочет нам о былой поре,

Синенький ли платочек, песня ли о Днепре.

Что-то для нас святое скрыто в их глубине.

Строки такие снова хочется слушать мне.

Песня «На безымянной высоте», сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера

22-й ребенок:

С берез, неслышен, невесом,

Слетает желтый лист,

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист,

Вздыхают, жалуясь, басы,

И, словно в забытьи,

Сидят и слушают бойцы, товарищи мои.

Танец девочек с лентами, муз. Г. Свиридова «Вальс»

Ведущий: много жизней принес наш народ на алтарь Победы. Но вечен огонь нашей памяти. Мы всегда помним о них. Почтим память минутой молчания.

Минута молчания

23-й ребенок:

Мы не знаем войны, в Волгограде живя.

Лишь зловещие сны будоражат тебя.

Это было давно, знают только деды.

Помним мы все равно, как горели сады,

по рассказам дедов иль из книг и кино

Помним павших борцов, но постичь, не дано.

Город наш – Сталинград, назывался тогда,

И советский солдат в землю лег навсегда.

24-й ребенок:

Враг коварный пришел нашу землю отнять,

Смерть свою он нашел, и врагу не понять:

Не за страх те деды – за свое лишь дрались,

Чтобы сбылись мечты, чтобы мы родились.

Так спасибо им всем, кто погиб, кто живет.

Память в вечном огне и в сердцах не умрет!

Песня «Вечный огонь», муз. А. Филиппенко

25-й ребенок:

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то!

(А. Сурков.)

26-й ребенок:

Помните! Через века, через года,

О тех, кто уже не придет никогда.

не плачьте! В горле сдержите стоны,

Горькие стоны, памяти павших будьте достойны!

27-й ребенок:

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной, каждой секундой,

Каждым дыханьем – будьте достойны!

В годы грозные, в шквале огненном мы отстояли свободу Родины.

Память вечная павшим воинам.

(Р. Рождественский.)

Возложение цветов к вечному огню

28-й ребенок:

Нет! – заявляем мы войне,

Всем злым и черным силам,

Должна трава зеленой быть,

А небо синим-синим.

(О. Высоцкая.)

29-й ребенок:

Нужен мир тебе и мне,

Чистый воздух на заре,

Птичий гомон, детский смех,

Солнце, дождик, белый снег,

Лишь война, лишь война

На планете не нужна.

30-й ребенок:

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство.

31-й ребенок:

Мир – это главное слово на свете,

Мир очень нужен нашей планете.

Мир нужен взрослым, мир нужен детям,

Мир нужен всем на нашей планете.

(С. Богомазов.)

Танец «Мир на земле»,

ф-ма песни «Аист на крыше», муз. Д. Тухманова

32-й ребенок:

Расправляя заводов плечи, смотрит в утро грядущих лет

Город мира, дом отчий, озаренный огнем побед!

Здесь живем дружною семьею, славу множим своим трудом.

Счастью твоему больше нет преград.

Ты цвети, город мой любимый Волгоград!

33-й ребенок:

Над городом мирно рассветы плывут,

О людях былинных им волны поют,

Как символ свободы и чести людской,

Стоит Волгоград над могучей рекой.

34-й ребенок:

Город счастья и солнца, прекрасен ты вновь

И над Волгой стоишь величаво.

Волгоград – наша доблесть и наша любовь.

Волгоград – наша гордость и слава!

(В. Костин)

Ведущий:

Пусть больше здесь не будет войн,

И не пойдут солдаты в бой.

Пусть бьется сердце Волгограда.

Под музыку дети выходят из зала.

 

Используемая литература:

  1. Читаем, учимся, играем. – № 5. – 2007. – С.37-40.
  2. http://zanimatika.narod.ru (стихи).


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба»

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба» Цель: развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Задачи: • учить детей создавать цветок...

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников…

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников в подготовительной к школе группе Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение. Программные задачи: Способствовать...

«Румяная матрёшка – душа России»

«Румяная матрёшка – душа России» Своей красочностью и неизменным «секретом» матрёшка привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Эта деревянная...

Читайте также

Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи

Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи Здравствуйте. Я Свиридова Любовь Николаевна - музыкальный руководитель, реализую в детском саду...

Проект «Удивительный мир цветов»

Проект «Удивительный мир цветов»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Петушок» в группе раннего…

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Петушок» в группе раннего возраста Задачи: Обучающие: Формировать у детей представление о домашних птицах – петушке, его...