Конспект литературно-музыкальной композиции, посвященной 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова для детей старшего дошкольного возраста
«Белеет парус одинокий»

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: освоение поэтического наследия М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

Образовательные: знакомство с годами жизни и творчеством выдающегося русского поэта М. Ю. Лермонтова.

Развивающие:развитие музыкальных и творческих способностей детей на поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова, имеющих подлинную художественную ценность с помощью различных видов музыкальной и творческой деятельности.

Воспитывающие: воспитание эмоционально – ценностного отношения к поэтическому искусству своего народа; воспитание у детей интерес к творческому процессу, чувство самореализации и востребованности в обществе.

Оборудование и материал: портрет М.Ю. Лермонтова (в детские годы и взрослого) иллюстрации и фотографии, отражающие жизнь и творчество поэта, иллюстрации картин М.Ю. Лермонтова «Воспоминание о Кавказе», «Тифлис», «Автопортрет», проектор, аудиоаппаратура, музыкальные композиции на стихотворения М.Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня», «Парус», «Молитва», «Тучки небесные», «Выхожу один я на дорогу».

Предварительная работа: беседы о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, рассматривание иллюстраций и фотографий «Тарханы», «Кавказ», чтение и заучивание наизусть стихотворений «Тучи», «Белеет парус…», «Утес», «Осень», отрывка из стихотворения «Бородино».

 

Педагог приглашает детей рассмотреть выставку фотографий о жизни и творчестве поэта М.Ю. Лермонтова.

15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося поэта М.Ю. Лермонтова. Наш литературный музыкальный вечер посвящен его памяти.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Мамы у поэта не стало, когда малышу еще не исполнилось и 3 года, но он хорошо запомнил колыбельные песни, которые она ему пела у колыбели. Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал, ее не могу вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».

Прослушивание музыкальной композиции «Казачья колыбельная песня».

Вероятно, смутные воспоминания о звуках материнской песни, которая не раз звучала над его колыбелью, навеяли строки стихотворения «Ангел».

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под пущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Воспитывала Михаила Юрьевича его бабушка Елизавета Алексеевна в своем родовом поместье «Тарханы» Пензенской губернии. Мальчик не остался с папой, так как, его отец был беден, и жалование капитана не позволяло дать сыну хорошее образование. Елизавета Алексеевна окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов Михаила.

Рассматривание фотографий усадьбы «Тарханы».

С детских лет Михаил Юрьевич писал стихи, рисовал, увлекался музыкой, в совершенстве овладел французским и немецким языками. Но семейная драма наложила свой отпечаток на характер поэта. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Эти чувства Лермонтов выразил в стихах.

Ужасная судьба отца и сына –
Жить разно и в разлуке умереть…
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь Божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?

В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Тогда Елизавета Алексеевна уехала с внуком для лечения на Кавказ. И еще несколько раз они туда возвращались. Эти поездки принесли Лермонтову столько впечатлений: незабываемы была его поездка на лошадях через всю Россию и пребывание на Кавказе. Все, что видел мальчик в дороге - родные просторы России, природа Кавказа- навсегда запомнились и нашли свое отражение в будущем творчестве поэта. На Кавказе он впервые увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.

Чтение отрывка из стихотворения «Кавказ».

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

Природа наделила поэта великими способностями. Он был удивительно музыкален - играл на скрипке, фортепиано, пел и сочинял музыку на свои собственные стихи.

Обдумывая стихотворные строки, Лермонтов любил рисовать и по свидетельству его родственника Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. И, если бы он занимался профессионально живописью, то мог бы стать настоящим художником.

Рассматривание иллюстраций картин, написанных М.Ю. Лермонтовым.

Когда Михаил Лермонтов окончил Московскую юнкерскую школу и впервые надел офицерский костюм, бабушка заказала художнику парадный портрет внука.

Рассматривание фотографии М.Ю. Лермонтова в офицерском костюме.

На нем мы видим гвардейца с правильными чертами лица: высокий лоб, строгие карие глаза, прямой правильный нос, щегольские усики над пухлыми губами. Печально-взволнованные глаза передают его задумчивое, часто грустное настроение.

Со временем Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет стихотворение «Парус»Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.

«Парус»

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

После чтения стихотворения М. Ю. Лермонтова исполняется музыкальная композиция по мотивам стихотворения "Белеет парус…" (дети изображают волны моря и одинокий парусник, плывущий по волнам).

Самым любимым поэтом для Лермонтова был А. С. Пушкин. Они были дружны. Однако на дуэли Пушкин был смертельно ранен. На следующий день М.Ю. Лермонтов опечаленный таким известием, написал стихотворение «Смерть поэта»

Чтение отрывка из стихотворения «Смерть поэта»

Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде…и убит!

За строки этого стихотворения поэт был арестован. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью сажи и спички написал несколько стихотворений. В числе которых «Молитва»

Прослушивание музыкальной композиции «Молитва.

Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25-летию Бородинского сражения. Поэт пишет стихотворение «Бородино»

Инсценировка отрывка из стихотворенья «Бородино».

1 ребенок.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

2 ребенок.

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина! »

3 ребенок.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Не будь на то господня воля (крестится)

Не отдали б Москвы!

Все:

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

Мальчики исполняют марш. Построение в шеренгу.

Дети:

Клянемся мы героям быть первыми во всем,

Их славу не уроним и дальше пронесем.

Клянемся, клянемся, клянемся.

Стихи Лермонтова по сей день зажигают душу стремлением к добру, к красоте и жизни. Хотя они и полны грусти, за этой грустью жила его любовь к Родине.

Дети читают стихотворения Лермонтова о природе.

Осень

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

После участия в боевых действиях на Кавказе Лермонтов уезжает в отпуск в Санкт-Петербург. По окончании отпуска Михаил Юрьевич навсегда покидает Петербург. Перед отъездом он написал стихотворение «Тучи». Когда поэт прочел это стихотворение при прощании с друзьями, глаза были полны слез. Он чувствовал, что больше сюда не вернется. Лермонтов возвращается на Кавказ и живет в Пятигорске.

Дети читают стихотворение «Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

На слова этого стихотворения была написана музыка.

Прослушивание музыкальной композиции «Тучки небесные».

Следующее стихотворение, которое нам сейчас прочитают, было написано Михаилом Юрьевичем в Пятигорске и это одно из последних его стихотворений.

«Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

В предчувствии роковых событий Лермонтов пишет стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Прослушивание музыкальной композиции «Выхожу один я на дорогу».

Трагические события произошли 13 июля 1841 года. Лермонтова вызвал на дуэль молодой офицер Мартынов. Дуэль состоялась 15 июля, где Лермонтов был смертельно ранен.Михаил Юрьевич был похоронен на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки поэт был перезахоронен в Тарханах в фамильном склепе.

Вот так печально закончилась жизнь и творчество выдающегося поэта, музыканта, художника М.Ю. Лермонтова. Сколько замечательных художественных произведений он создал за свою непродолжительную жизнь. И память об этом великом и талантливом человеке мы будем хранить вечно!

 

Литература:

М.Ю. Лермонтов. Сборник стихотворений.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет (Экскурсии в банки с. Месягутово, сюжетно-ролевая игра «Банк») Введение В современном мире существует...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных…

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных пешеходов» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной…

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной группы Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года. Обучающие...

Читайте также

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием…

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении» «Играю, двигаюсь, учусь». М. Вайнапель. Дети с ограниченными возможностями здоровья -...

Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам…

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам осень подарила? (хлеб)»