Экологическая викторина «Знатоки природы»

(подготовительная группа)

Задачи:

  • закрепить знания о деревьях, повторить их названия, характерные особенности, принадлежность к разным видам: хвойные, лиственные;
  • повторить название лесных ягод;
  • повторить правила поведения в лесу;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
  • развивать интерес к природе в интересной форме.

Предварительная работа:

До начала занятия дети группы делятся на две команды. Дети решают, как они назовут свои команды, выберут капитанов, обсудят эмблемы.

 

Ход занятия:

Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами.

Ведущий: Ребята, вы любите природу? Конечно, да и как не любить, солнце и воду и небо, цветы и бабочек. Зимой и летом, весной и осенью, в солнечный или пасмурный дождливый день красива наша природа. Природа нас успокаивает, радует, волнует. О природе нашего края мы узнавали на занятиях, наблюдениях, из литературных произведений. И сегодня ребята мы проведём викторину.

- Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобиться справедливое жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей.

Ведущий: ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину:

«Знатоки природы». Давайте вспомним правила нашей игры:

  • Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей.
  • Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.
  • Нужно быть очень внимательным и терпеливым.

I – Приветствие команд.

Приветствие команды «Чистый родничок»

Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним, мы, красоту природы,

Пусть журчит, искрится,

«Чистый родничок»!

Приветствие команды «Защитники леса»

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

Ведущий: Ребята, как называется край, где мы с вами живем?

Чем славится наш край? (Своей красивой природой.)

А что такое – природа? (Это растения, животные, лес)

Ребенок: Есть на земле огромный дом под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, весенний звон ручья.

Ребенок: Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли зовется этот дом.

Игра – разминка «ПОДБЕРИ СЛОВА»

1. Лес может быть густым, а может быть и (редким)

2. Волк - зверь большой, а ѐж (маленький)

3. Лось могучий, т.е. (крупный, огромный, большой)

4. Весна бывает ранняя, а бывает и (поздняя)

5. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины (горькие)

6. Январь год начинается, а декабрь (кончает)

1 задание Игра «Экологическое лукошко»

1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных.

(Красная.)

2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

3. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки». (В. Бианки.)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

7. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)

8. Объект ухода в природном уголке. (Животное.)

9. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)

10. Она же и туристская, и экологическая. (Тропа.)

Жюри просим подвести итоги первого задания.

 

1 БЛОК РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

2 задание: Вспомнить пословицы о лесе

Береги землю родимую, как мать любимую.

Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Враг природы тот, кто лес не бережет.

Люби лес, люби природу, вечно будешь мил народу.

Много леса - много снега, много снега - много хлеба.

Лес - это наш друг: задерживая влагу; он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Лес - это богатство и краса, береги наши леса!

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!

Жюри просим подвести итоги второго задания.

Ведущий: Лес – это общий дом для растений и животных. Лес невозможно представить без деревьев.

3 задание: «Вопрос – ответ»

Давайте сейчас мы посмотрим, что вы знаете о деревьях.

1. Чем береза выделяется среди других деревьев? (Цветом ствола.)

2. На каких деревьях растут шишки? (На елке, сосне.)

3. Назовите медоносное дерево? (Липа.)

4. Какие деревья растут в лесах Республики Коми? (Осина, липа, береза, ель, сосна, лиственница.)

5. Загадка: много рук, а ног одна? (Дерево.)

6. На каком дереве осенью листья краснеют? (На клене.)

7. У ёлки шишки (еловые), а у сосны (сосновые).

8. Леса бывают разные. Какие?

(Смешанные, лиственные и хвойные.)

Жюри просим подвести итоги

4 задание: «Дары природы»

С каждой команды вызываем по 5 человек - команды

Команда Чистый родничок должна собрать картинки с лесными ягодами и назвать их.

Команда Защитники леса – собирают съедобные грибы и называют их.

Жюри подводит итоги

 

2 БЛОК   ЖИВОТНЫЙ МИР

Ведущий: Ребята, давайте вспомним, кто живет в лесу? (Животные, птицы и насекомые.)

Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение

Т. Евдошенко «Берегите птиц».

О птицах много знаем мы

И в то же время мало.

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их по больше стало

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

личинки насекомых.

И поредеют все сады.

Без наших птиц знакомых!

Жюри подводит итоги

5 задание нашей викторины Блиц-турнир «ПТИЦЫ»

1. Какую птицу называют птицей мира? (Голубь.)

2. Какая птица никогда не станет матерью? (Кукушка.)

3. Загадка: На шесте - дворец, во дворце - певец. Кто это? (Скворец)

4. Назовите крупных птиц, которые живут в заповеднике? (Глухарь, тетерев.)

5. Загадка: Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло (сова).

6. Картина, какого знаменитого русского художника, посвящена прилету птиц?

Как она называется? (А. Саврасов «Грачи прилетели)

7. Кто из птиц прилетает первым? (Зяблики, дрозды, грачи, скворцы.)

8.   Каких птиц называют санитарами леса? Почему? (Дятел, иволга, поползни, они защищают деревья от вредителей.)

9. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)

10. Как называется самая большая птица? (Страус)

11. Кто написал сказку «Гадкий утенок»? (Г.Х. Андерсен)

12. Кто написал музыку к балету «Лебединое озеро»? (П.И. Чайковский)

Жюри подводит итоги

6 задание «Четвертый лишний»

(На столах картинки с изображением птиц.)

1. «Чистый родничок» Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Грач, дятел, синица, снегирь.)

2. «Защитники леса» Три птицы дикие, одна домашняя. Укажите её. (Воробей, голубь, синица, петух.)

3. «Чистый родничок» Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, воробей.)

4. «Защитники леса» Три домашних, одна дикая (индюк, гусь, петух, сова)

Жюри подводит итоги

Игра малой подвижности на внимание «Насекомые»

(карточки с насекомыми).

Когда показывают картинки

Муравей- вы должны ползать на лапках как муравьи

Бабочка – летают

Кузнечики – прыгать

Комарики – стоять на месте и пищать.

7 задание «Собери лесных животных» (2 команды по 8 человек)

Командам необходимо взять картинки с Лесными животными и выстроится по порядку номеров на картинке. И назвать животное.

Жюри подводит итоги

8 задание «Конкурс капитанов»

Задача капитанов составить простейшие цепи питания, используя картинки.

Жюри подводит итоги

Под музыку входит Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали

Ведущий: Здравствуй, Лесовичок.

Лесовичок:

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я целый день.

Все в лесу мне интересно

Каждый куст и каждый пень.

Я – веселый старичок.

Старичок – лесовичок.

Мой адрес - Печоро-илычский заповедник.

Лесовичок: А знаете ли вы, что такое заповедник и почему он так называется ?

(Заповедник – это охраняемая территория, на которой находятся редкие исчезающие виды животных и растений.)

А знаете ли вы куда заносятся редки виды животных и растений?

(В красную книгу.)

А какие охраняемые растения и животные Республики Коми вы знаете?

Ведущий: Лесовичок, а ребята сейчас покажут тебе свои знания.

9 задание «Животные и растения занесенные в красную книгу.

• Команда «Чистый родничок» тебе расскажет о животных .

(Животные – лебедь – кликун, барсук, серый журавль, нельма, перепел)

• Команда «Защитники леса» расскажет о растениях

Растения – пион уклоняющийся (марьин корень), прострел (сон – трава), сосна сибирская (кедр)венерин башмачок, родиола розовая.

Лесовичок показывает несколько иллюстрации из красной книги.

Жюри подводит итоги.

Лесовичок: Ребята, а вы скоро пойдете в школу (да). А задачки вы будете там решать? И я вам предлагаю решить мои лесные задачки.

10 задание – «Лесные задачи»

Выбрать из предложенных ответов правильный:

1. Лесные жители - птицы распевают где-то в чаще песни. А тут случилась беда: под одним из кустов лежит маленький беспомощный, но хорошенький птенчик.

Как ты поступишь?

а) возьмешь его с собой, дома посадишь в клетку и будешь заботиться о нем;

б) попробуешь вернуть птенчика в родное гнездо;

в) пройдешь мимо, как ни в чем не бывало.

2. Посмотри-ка, вон на опушке грибы, целая деревушка. Что делать?

а) вырвешь вместе с нитями грибницы все грибы;

6) аккуратно срежешь ножку, стараясь не повредить лесную подстилку;

в) так как у тебя нет ножа, то ты попробуешь «выкрутить» грибы из земли.

3. А вот недалеко видишь гриб с яркой красной шапкой — мухомор.

Как ты поступишь, зная, что он несъедобный?

а) пнешь гриб ногой - какой от него толк, если он ядовитый;

б) обойдешь стороной: кому он нужен?

в) если уж срезать грибы - так все, а потом ненужные выбросить можно будет.

4. Тропинка в лесу все вьется, еще долго идти нужно, а ты устал и натер ногу.

Как облегчить боль?

а) поискать лист подорожника и приложить к ранке;

б) снять обувь и идти босым.

5. Самое время подкрепиться. А полянка-то какая замечательная! В самый раз для отдыха. А куда ты денешь остатки еды, бумагу, банки, пакеты полиэтиленовые? Как поступишь?

а) выкопаешь ямку и все в нее зароешь;

б) соберешь все в кучу и оставишь так;

в) заберешь все с собой.

6. Ну, вот и снова пора в путь! Наша тропинка ведет дальше. Ш-ш! Смотри какой симпатичный ежик! И совсем один, бедняжка! Что ты будешь делать?

а) возьмешь его домой, чтобы накормить молочком;

б) скажешь: «Пусть бежит! » и обойдешь тихонько стороной;

в) хорошенько его напугаешь, интересно ведь, как он в клубок сворачивается.

Жюри подводит итоги.

Лесовичок: Ребята, а вы знаете ли правила поведения в лесу.

Стихи детей о правилах поведения в лесу.

Ведущий: Слово предоставляется жюри. Просим объявить итоги викторины.

Лесовичок:

И цветы, и трава, деревья, речки, птицы –

Все в природе на века пусть сохранится.

Очень много зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даем такой наказ…

Ведущий:

Берегите травы, речку, лес и поле

Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,

Посмотрите, как красиво все кругом,

Ведь природа – это тоже чей-то дом

В гнёздах птицы голосисто нам поют,

А в лесах зверюшки разные пока живут!

Ведущий: Дорогие ребята, наша викторина завершена. Вы сегодня открыли для себя окружающий мир природы. Хочется, чтобы вы полюбили этот мир как родной дом.

Хочется, чтобы ваше поведение в природе было грамотное, правильное.

Экология – наука важная и необходимая сегодня, за ней будущее, чтобы жила наша планета, прекрасным было все вокруг.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных...

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным...

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе Программное содержание: 1. Создать у детей праздничное радостное настроение. 2. Закрепить знания...

Читайте также

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород» Введение: В. А. Сухомлинский«Общение с природой, забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «День народного Единства» Цель: Создать условия для знакомство детей с праздником –...

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»