Сценарий тематического занятия для детей подготовительной группы

НОД образовательная область «Музыка»

«Происшествие в музыкальном королевстве»

Цель:

Воспитывать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разных жанров, расширять музыкальный кругозор.

Программное содержание:

- развивать музыкальный вкус;

- продолжать совершенствовать навыки в пении: закреплять умение детей петь выразительно, чисто интонировать, брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, удерживая его до конца фразы;

- продолжать совершенствовать навыки в движениях под музыку: выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления, учить исполнять выразительно танцы, выполнять движения с предметами;

- продолжать учить узнавать знакомые произведения, называть любимые, различать и называть жанры музыки (песня, танец, марш );

- продолжать знакомить детей с музыкой русских композиторов-классиков – П.И.Чайковский;

- продолжать знакомить дошкольников с инструментальной и оркестровой музыкой;

- продолжать закреплять умение играть на детских музыкальных инструментах.

Атрибуты к занятию:

- костюмы к танцам – арабскому, китайскому, испанскому, к танцу пастушков, к вальсу цветов;

- костюмы феи, королевы Милисенты, короля Шума, Щелкунчика.

Оформление зала:

- на центральной стене изображение музыкального королевства;

- стены украшены подсвечниками.

 

Звучит музыка П.И.Чайковского – отрывок из балета «Спящая красавица». Дети входят в зал, встают полукругом.

Муз.рук. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, вы любите сказки?

Ответы детей.

Муз.рук. А какие сказки вы любите?

Ответы детей.

Муз.рук. Я рада, что вы ответили именно так, потому что я тоже люблю волшебные сказки, более того, я вам открою секрет: сегодня я уведу вас в сказочный мир с помощью музыки. Садитесь на стульчики, закройте глаза и …

 

Звучит фрагмент из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» - «Марш солдатиков».

Муз.рук. Вот мы и очутились в царстве музыки. Вы удивлены? Давным-давно в некотором музыкальном царстве, в некотором скрипичном государстве жила-была королева Милисента. Она была самой справедливой, самой жизнерадостной королевой на свете. Народ ее королевства – музыканты и поэты, художники и мастера музыкальных инструментов – жил безбедно, а потому и весело. С утра до вечера на площадях и улицах звучала веселая музыка… И так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Каждое утро было солнечным и ясным, начиналось оно чистыми серебряными звуками, которые лились из дворца. Это королева Милисента играла на своем фортепиано.

 

Звучит пьеса из «Детского альбома» П.И.Чайковского – «Зимнее утро» - играет королева, медленно открывается занавес.

Муз.рук. Королева Милисента первой выходила на балкон, она могла окинуть взглядом все свое королевство.

 

Выходит королева.

Королева: Доброе утро, жители моего королевства! Я вижу у нас сегодня много гостей. Я очень рада. Вы попали в музыкальное королевство, вы об этом знаете? Теперь вы не гости, а жители скрипичного государства, но чтобы стать полноправными жителями, вы должны доказать мне, что любите и глубоко чувствуете музыку.

Муз.рук. Королева, сейчас мы расскажем тебе, что мы знаем о музыке.

 

Выходят трое детей, читают стихи:

Стихия музыки – могучая стихия,

Она, чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои Бездушные, сухие

Слезами наполняются при ней.

 

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем

Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем.

 

Есть в музыке бездумное начало,

Призыв к свободе ото всех оков.

Она не зря лукаво обольщала

Людей на протяжении веков… (Е.Винокуров)

 

Королева: Спасибо за прекрасные стихи, вы действительно глубоко чувствуете музыку. Вы становитесь полноправными жителями королевства музыки. Сегодня у меня день рождения, и в честь него мы устроим бал-концерт. Открывает его по традиции старинный танец «Менуэт».

 

Дети исполняют «Менуэт» муз. П.И.Чайковского «Танец Феи Драже». Королева всех благодарит, дети садятся на стульчики.

Появляются Феи.

1-ая: Я, Фея танца! Здравствуйте!

2-ая: Я, Фея мелодии! Здравствуйте!

Королева: Здравствуйте, милые Феи! Я так рада, что вы оказали мне честь присутствовать на моем балу!

Фея мелодии: Королева Милисента, мы прилетели сюда, чтобы поздравить тебя с днем рождения. И в день вашего праздника мы дарим волшебную музыкальную шкатулку, где хранятся самые лучшие мелодии на свете.

Королева: Спасибо, дорогие Феи. Это действительно та вещь, которой не хватало в моем королевстве.

Муз.рук.: Открыла Милисента волшебную шкатулку, и зазвучала прекрасная мелодия. Она то пела, как птица, то журчала, как ручеек, то плакала, как осенний ветер, и это было так прекрасно, что все жители королевства замерли, слушая ее.

 

Королева на эти слова открывает шкатулку, звучит аудиозапись отрывка из пьесы П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».

Фея танца: Королева Милисента, я вижу, в твоем королевстве появилось много новых жителей. Я очень рада, что твое королевство процветает. Но меня расстроило то, что я не увидела ни одного танца. Неужели ты забыла, что музыка и танец друг без друга не могут существовать.

Как песню, слагаешь ты легкий танец,

О нежности он нам сказал,-

На бледных щеках розовеет румянец,

Темней и темнее глаза.

И с каждой минутой все больше плененных,

Забывших свое бытие.

И клонится снова в звуках блаженных

Гибкое тело твое.               (А.Ахматова).

 

Группа девочек вместе с Феями исполняют танцевальную импровизацию «Вальс» муз. П.И.Чайковского из цикла «Детский альбом».

Королева: Спасибо, фея танца, теперь мое королевство стало и танцевальным.

Муз.рук.: Ребята, давайте и мы поздравим королеву Милисенту с днем рождения и поблагодарим ее за гостеприимство.

 

Дети подходят к королеве и исполняют песню «Царица музыки» муз. А.Биля, сл. М.Пляцковского.

Королева: Благодарю вас за прекрасную песню, я очень рада, что вы любите музыку.

А музыку каких композиторов вы знаете?

Ответы детей.

Королева: Я тоже очень люблю П.И.Чайковского, и сегодня на нашем балу звучит только его произведения.

Фея танца: Милисента, мы желаем, чтобы вы исполнили танец.

 

Королева исполняет танец, музыка П.И.Чайковского отрывок из балета «Спящая красавица». После танца королева и феи уходят.

Муз.рук. Волшебные звуки мелодий разнеслись далеко за пределы королевства и достигли черных гор, где жил злой горный король Шум. Его буквально очаровала мелодия, звучавшая откуда-то из леса.

 

Появляется король Шум.

Шум: Вы слышите эту музыку из-за леса? Я в жизни не слышал ничего, более прекрасного. Я любой ценой должен достать эту мелодию. У меня в горном королевстве слышен все время шум, но он мне надоел. Хочу слушать, только эту прекрасную музыку. (уходит).

Муз.рук. Тем временем в королевстве Милисенты продолжался бал. В вихре танца кружились пары. Чудесные звуки музыки закружили всех гостей и заставили забыть обо всем на свете! Зрители с большим интересом смотрели на танцующих.

 

Дети исполняют парный танец на музыку П.И.Чайковского «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик». В это время появляется Шум, видит шкатулку, забирает шкатулку с собой.

Шум: Ха-ха-ха! Я похитил у вас волшебную музыкальную шкатулку, теперь она будет играть только для меня. Я перемешаю все мелодии в шкатулке, и вы никогда не сумеете их восстановить.

Королева: Король Шум, верни нашу шкатулку! Никогда в чужих руках не будет звучать наша прекрасная мелодия, никакое зло на свете не заставит ее звучать! Только в добрых руках рождается настоящая музыка!

Шум: Не отдам!

Королева: Как же нам прогнать короля Шума и вернуть музыкальную шкатулку?

Фея танца: Нужно сильно зашуметь: давайте будем топать и хлопать, Шум испугается и уйдет.

 

Дети шумят, но Шум становится еще больше.

Королева: Феи! Феи! Что вы наделали! Мы теперь никогда не прогоним Шум, он стал еще больше, еще сильнее. Я не выдержу, я не могу слушать шум, я становлюсь бессильной.

 

Королева в слезах падает на стул и плачет.

Шум: Получилось! Теперь я буду королем музыкального королевства, все жители теперь будут слушать ту музыку, которую хочу я!

Муз. рук. Загрустило музыкальное королевство, не слышались прекрасные мелодии, королева ничего не могла сделать, так как Шум стал очень сильным, а королева чахла и увядала с каждым днем. Лишь изредка Шум разрешал королеве Милисенте играть на фортепиано, но ее музыка была полна печали и грусти.

 

Королева исполняет отрывок из цикла «Времена года» - «Октябрь» П.И.Чайковского, две девочки играют на металлофонах. Муз.рук. проводит беседу с детьми о прослушанной музыке (настроение, характер и т.д).

Феи: Что же нам делать? Как спасти музыкальное королевство? Как прогнать злого короля Шума? Кто нам поможет?

 

Появляется Щелкунчик.

Щелкунчик: Здравствуйте! Вы меня узнали? Я пришел на бал к королеве Милисенте, я принес ей свои поздравления. Приветствую тебя, королева, что случилось, почему Милисента такая печальная, уж не больна ли она? И почему не слышны радостные и веселые звуки музыкального королевства?

Феи: К нам на бал проник король Шум, похитил волшебную музыкальную шкатулку и перемешал в ней все мелодии. Королева опечалена, она бессильна. Необходимо прогнать короля Шума, а как мы не знаем.

Щелкунчик: Я вам помогу! Шум можно прогнать прекрасными мелодиями, которые знают жители музыкального королевства.

 

Фея мелодии: Но мелодии все перепутаны. Как быть?

Щелкунчик: Пока Шум спит, я потихонечку возьму у него шкатулку. Мы будем слушать музыкальные отрывки и узнавать их, таким образом, мы прогоним короля Шума.

 

Звучит отрывок «Арабского танца» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».

Щелкунчик: Вы узнали эту мелодию, как она звучит?

Ответы детей.

 

Две девочки исполняют арабский танец. Щелкунчик открывает шкатулку, звучит отрывок из «Китайского танца».

Щелкунчик: А это что за звуки? Откуда они? Что вы представляете, слушая эту музыку?

Ответы детей.

 

Мальчики исполняют китайский танец.

Щелкунчик: А это что за мелодия? Послушайте внимательно.

 

Звучит отрывок из цикла «Детский альбом» - «Немецкая песенка» П.И.Чайковского.

Ответы детей.

 

Девочки на металлофонах исполняют «Немецкую песенку», королева играет на фортепиано.

Щелкунчик опять открывает шкатулку, звучит отрывок из «Испанского танца» балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Муз.рук. По мере того, как звучала музыка, а жители королевства узнавали ее, Шум становился все меньше и меньше, а королева оживилась.

Щелкунчик: Ну, а теперь нанесем последний удар королю Шуму.

 

Открывает шкатулку, звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, девочки исполняют танец. После танца Шум исчезает.

Королева: Спасибо, Щелкунчик! Ты спас нас от злого короля Шума. Он больше никогда не будет творить зло, в нашем королевстве все стало на свои места, и мы продолжаем бал!

 

Королева вместе с Щелкунчиком исполняет «Вальс» из цикла «Детский альбом» П.И,Чайковского.

Муз.рук. С тех пор родилась новая музыка в королевстве Милисенты. Она была то нежной, плавной, то бурной, искрящейся весельем

 

Выходят дети, читают стихи.

Опускаешь на клавиши руки,-

Волшебство совершается вдруг,

И рождаются чистые звуки,

Серебром рассыпаясь вокруг!

 

Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот.

На земле для нашей радости

Вечно музыка живет!

 

Птица-музыка крыльями машет,

Не кому-нибудь машет, а мне…

Словно солнышки рыжих ромашек,

Расцветают на каждом окне.

 

Дождь и снег будут сыпаться с веток,

Будут люди опять и опять

Из роялей, как будто из клеток,

Птицу-музыку в мир выпускать!       (М.Пляцковский).

 

Дети исполняют песню «Музыку» муз. П. Струве.

Королева: Вот и закончился наш бал, Вы победили злого короля Шума, благодарю. Двери музыкального королевства всегда будут для вас открыты. Вам понравилось здесь? (Ответы детей). Пожалуйста, чаще приходите сюда, в волшебный мир звуков и сказок. А сейчас закройте глаза, волшебная музыка возвратит вас в детский сад.

Муз. рук. Благодарит всех детей, всех гостей, дети уходят из зала.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 10»

Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 10»

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе Продолжительность проекта: краткосрочный с 30.01-06.02 (1 неделя). Тип проекта: познавательно-игровой. Участники проекта: воспитатели, дети первой...

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток –…

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток – город моряков и рыбаков» Цель: Знакомство с Владивостоком - городом моряков и рыбаков. Дать...

Читайте также

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в…

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в коррекционной работе воспитателя Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей...

Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста»

Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста» Возраст детей: 5 – 7 лет. Цель: Формирование знаний у детей о...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе «Лиса – рыжая краса» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной...