Конспект развлечения в подготовительной к школе группе «Русский сувенир»

Цель:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и духовности на основе фольклора. Формирование положительных эмоции и отклика в душе ребенка на народное творчество.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о традициях русского народа, посещение мини- музея «Русская изба». Разучивание потешек, пословиц, стихов, танцев, сценических движений.

Материал:

Атрибуты русской избы: печка, прялка, веретено, пряжа, пяльцы, сундук, люлька, самовар, предметы утвари. Гуашь, кисточки, трафареты ложек, вода, салфетки. Магнитофон кассеты, диски с музыкальными записями, музыкальные инструменты.

Костюмы: сарафаны, косоворотки, кокошники, платки.

 

Ход развлечения.

(В зал под русскую народную мелодию «Полянка» входят два воспитателя- «хозяйки» с детьми. Дети выполняют перестроение змейка, встают полукругом.)

1 хозяюшка (воспитатель): Здравствуйте, люди добрые, рады видеть всех у нас в горнице!

Нам ли сидеть по домам, да в окна глядеть

Давайте устроим праздник радостный

По обычаю по - старинному «посиделками» называются у нас сегодня гостей со всех, волостей

Давайте с ними поздороваемся.

Приветствие.

1 хозяюшка: На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

2 хозяюшка (воспитатель): При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

1 хозяюшка: А играли как! В горелки !

Ах, горелки   хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

2 хозяюшка: Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

1 хозяюшка: Проходите, будьте как дома!  

Гости (дети): Не беспокойся, хозяюшка

Мы дома не лежим и

В гостях не стоим

(3 ребенка проходят на лавочку, садятся)

2 хозяюшка: У нас для каждого найдется

И местечко, и словечко.

Гость:

Гости, люди подневольные, где

посадят, там и сидят.

(девочка и мальчик садятся на стульчики).

1 хозяюшка: Редкий гость никогда не в тягость.

Гость: Дома сидеть - ничего не высидеть.

Решили на людей посмотреть, да себя показать (Группа детей проходит и садится на лавочку)

2 хозяюшка:

Давненько мы вас ждем, дожидаемся, праздник без вас не начинаем.                                        

Гость:

Туда голуби летают, где их не привечают!

(Группа детей проходит и садится на стульчики)

1 хозяюшка:

Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило.

Гость: Гостям то, известное дело, хватило место, да не тесновато ли хозяевам.

2 хозяюшка: В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.                                                                                                                          

1 хозяюшка:

В старые времена был такой обычай у русских людей,  коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки.

 Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословиц и поговорки о труде

Ответы детей: («Умелые руки не знают скуки», «Без труда нет добра», «Дело мастера боится», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

«Какова пряха, такова на ней и рубаха»

2 хозяюшка: Правильно говорите. Припасли мы для Вас забавушек на  всякий вкус, кому- пляску, кому- песню, кому- роспись затейливую. Ну красны девицы, да добры молодцы покажите своё умение да сноровку.

(Дети со стульчиков проходят и садятся за три стола у центральной стены. На двух столах лежат трафареты ложек, гуашь, тычки. На третьем столе лежат пяльцы, иглы, нитки. Мальчики расписывают трафареты ложек, а девочки вышивают. В это время звучит песня «Кружева» сл. Л . Головиной муз. А. Шишеловой в исполнении взрослых.)

1 хозяюшка: Добрые молодцы, да красны девицы,

Не засиделись ли вы за работой

Девушки красавицы, пляску заводите, себя покажите.

Танец девочек «Танец с платками» русская народная мелодия - вариация «Светит месяц».

2 хозяюшка: Я вот всё смотрю и радуюсь: как много у нас сегодня гостей!

1 хозяюшка: А много гостей- много новостей.

2 хозяюшка: А каких новостей

1 хозяюшка: Да весёлых, вот послушайте.

(Дети выходят и разыгрывают потешки.)

- Андрейка, детка, о чём плачешь

- Об ворота головой ударился!

- Когда это случилось

- Вчера!

- А что ж ты сегодня плачешь

- Да ведь вчера дома никого не было!

 

- Здорово, кума!

- Да на рынке была!

- Никак глуха

- Купила петуха!

- Прощай, кума!

- Пять рублей дала!

                

- Где ты был, брат Иван

- В горнице!

- Что делал

- Петру помогал!

- А Петр что делал

- Да на печи лежал!

          

- Не колода-лодырь, не пень

- А лежит целый день

- Не жнёт, не косит,

- А обедать просит.

- Иван, иди молотить!

- Живот болит.

- Иван, иди кашу есть!

- Где моя большая ложка

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

2 хозяюшка: Вижу ребята поиграть хотят. Сейчас мы убедимся в удали и ловкости наших ребят. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься!

Проводится соревнование «Кто быстрее смотает клубочек». Выставляются 4 блюда с клубками, нить немного распущенна, по команде дети наматывают нитки на клубок. Воспитатель хвалит детей за быстроту и ловкость, аккуратность.

Выходит девочка в центр зала с подушечкой и обращается к детям

Гость: Сидела я на посиделках. Сидела вышивала, вышивала,

Получилась у меня подушечка. Добры молодцы, кто хочет

Себе девицу выбрать?

Русская народная игра «Подушечка»

(Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребенок с подушкой в руках. Под музыку все идут вправо по кругу, водящий стоит в середине. С окончанием музыки, дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается подскоками внутри круга под музыку. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя детьми, стоящими в кругу. Играющие хором считают: «Раз, два, три». На слово «три» дети 3 раза хлопают в ладоши, 2 участника игры поворачиваются спиной друг к другу и бегут по кругу в разные стороны. Первый подбежавший берёт подушечку и поднимает её вверх . Игра повторяется. Дети садятся.)

Гость: Много танцев нам известно, мы их можем танцевать,      

А на этих посиделках кадриль хотели бы сплясать.

(Мальчики приглашают девочек на кадриль.)

Исполняется танец «Кадриль» русская народная мелодия, обработка Е.А.Туманян.

1 хозяюшка: А какие посиделки да без семечек.

Где песня льётся, там весело поётся.

Песня «Семечки» сл. В. Темнова, муз.С. Сухова

(исполняет ребёнок подготовительной к школе группы)

(Под музыку в зале неожиданно появляется Домовёнок.)

Домовёнок: Кто это здесь поёт. Мне, Домовёнку Кузе, спать не даёт?

2 хозяйка: Домовёнок, не сердись, дети пришли к нам на посиделки.

Домовёнок: Буду сердиться и вам сейчас здесь всё возьму и водой залью.        

1хозяйка: А мы воды не боимся, даже в лужицах будем играть и веселиться.

Домовёнок: А я сейчас проверю!

Русская народная игра «Ай, гу-гу».

(Дети идут по кругу, а водящий, двигаясь подскоками внутри круга, приговаривает:

Ай, гу-гу, ай, гу-гу,

Не кружися на полу!

На полу-то лужица,

Головушка закружится!

Останавливаются и пружинящим шагом подходят к водящему в центр круга со словами:

Ой, вода, ой, вода,

(Имя водящего) в лужице беда!

Дети разбегаются, водящий ловит детей. Ведущий ловит детей, ведущим становится тот кого первым поймали)

Домовёнок: Ну, ничем вас не испугать!

1 Хозяйка: Не старайся нас ничем испугать Кузя.                                          

Пока суть, да дело, все на посиделках, что-то мастерили,

 Кто вязал, кто вышивал, кто посуду расписывал .

Домовёнок: А что же вы расписывали?

1 Хозяйка:  А угадай!

Гость: Деревянная подружка, без нее мы как без рук

На досуге- веселушка, и накормит всех вокруг

Кашу носит прямо в рот, и обжечься не дает.

Домовёнок: Конечно же это ложка.

Гость: Ложки расписные, звонкие, резные, от зари и до зари, веселятся ложкари.

«Оркестр народных инструментов» русская народная мелодия «Пойду ль, выйду ль я» обработка С.Разоренова

Домовёнок: Ох, и славно вы играли,

Песни пели и плясали,

Вы, ребята молодцы,

Получайте леденцы.                                                                                

(Вручает корзинку с леденцами. Прощается и уходит.)

Гость: Ох, как славно посидели

Но пора и меру знать,

Отшумели посиделки,

Всем домой пора ступать.                                                                  

1 Хозяйка: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говорим: «До новых встреч!»                                                  

Дети уходят из зала за воспитателем змейкой под русскую народную мелодию «Барыня»       



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка  Книга – незаменимый источник знаний. Именно из книг дети узнают о мире чувств и взаимоотношений, о...

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!»

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!» Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения...

Интерактивная пьеса для дошкольников 4-7 лет «Счастливый поросенок»

Интерактивная пьеса для дошкольников 4-7 лет «Счастливый поросенок» Действующие лица (дошкольники 6-7 лет): Поросеночек, Сорока-белобока, Волк, 1 еж-пожарный, 2 еж-пожарный, 3 еж-пожарный. Поляна. На ней домик с огородиком, рядом...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в средней…

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в средней группе Тема «С чьей ветки детки» Цель: познакомить и закрепить название...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы «Дома для трёх поросят» Цель: развитие познавательных способностей детей при помощи конструктивной деятельности (формирование способности производить...

Новогодний сценарий для второй младшей группы «Елочные Огоньки»

Новогодний сценарий для второй младшей группы «Елочные Огоньки» Герои: Ведущая, Елочка, Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: фонарики для мальчиков, трон и посох, сани и...