Литературно-музыкальная композиция «Колосок» для детей подготовительной к школе группы в проекте «Хлеб – всему голова» с участием родителей
Цели и задачи: подвести итог исследовательской деятельности детей в проекте, уточнить знания детей о хлебе – от колоска до батона. Приобщать детей к народному творчеству, фольклору.
Действующие лица:
Ведущая – воспитатель Бэц Н.В.
Тетушка Пословица – Почерняева Т.В.
Тетушка Поговорка – Киселева А.С.
Тетушка Загадушка – Брюханова Л.С.
Тетушка Небылица – Пенясова Ю.В.
Колобок – Оля Бубнова.
Дети, читающие стихи, небылицы.
В зал входит ведущая в народном костюме.
Ведущая: Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте, гости дорогие! Какое нас сегодня развлечение ждет, а собрал нас всех здесь хлеб. Доброе слово сегодня о хлебе молвить будем.
Ведущая берет в руки каравай на рушнике.
Вед.: Издавна на Руси гостей дорогих хлебом - солью встречали. Хлеб вам да соль! (кланяется гостям, детям справа, детям слева).
Звучит русская народная мелодия, в зале появляются персонажи в русских народных сарафанах с платочком в руке. Они, взявшись за руки, водят хоровод.
Вед.: Здравствуйте, гостьюшки! Хлеб – соль вам!
Отдает каравай тетушке Пословице, та – тетушке Поговорке, дальше – тетушке Загадушке, а Загадушка – тетушке Небылице, кланяясь друг другу. Тетушка Небылица ставит каравай на стул.
Т. Пословица: Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, милые! Мы к вам пришли, короб пословиц да поговорок принесли! А вы нас слушайте да на ус себе мотайте!
Т. Поговорка: Эх, ты говори, говори, да не заговаривайся! Какой же у детишек ус?
Т. Пословица: А ты к словам моим не цепляйся! Из одних слов шубы не сошьёшь!
Т. Поговорка: И опять ты не права! Доброе слово сказать – что дождь в засуху! Доброе слово лучше мягкого пирога!
Вед: Ох, гостьюшки дорогие! Подождите, не ссорьтесь! Вы бы лучше с ребятами познакомились, о себе бы рассказали.
Т. Пословица: Оно и правда! Что ж, о себе поведать не худо! Пословица – это, деточки мои, мудрость народная! Веками русский народ сочинял и копил пословицы, потому что на все свое мнение имел. Пословица не мимо молвится! Вы, деточки мои, пословицы запоминайте и где надобно применяйте! Пословица – всем делам помощница! Красна речь пословицей!
Т. Поговорка: Поговорки – они пословиц покороче, да по мудрости пословицам ни за что не уступят! Поговорка никого не поучает, зато посмеяться над глупостью любит, и пошутить, как следует! Из поговорки слова не выкинешь! У каждого Егорки свои поговорки.
Вед: Сегодня, гостьюшки, мы говорим о хлебе, ибо «Хлеб – всему голова». Хотите ли от деток пословицы да поговорки о хлебе услышать?
Т. Поговорка: Хотим. А знают ли?
Дети поочередно говорят пословицы и поговорки о хлебе:
«Ржаной хлебушко – калачу дедушка»
«Хлеб всему голова»,
«Хлеб – батюшка, а водица - матушка»,
«Плох обед, если хлеба нет»,
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»,
«Хлеба нет – и корочки в честь»,
«Пот на спине, зато хлеб на столе»,
«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».
Вед: Да, вот она, мудрость-то народная! Оно ведь так и есть. Хороши пословицы!
Т. Небылица: Рада с вами познакомиться, деточки! Я – тетушка Небылица, разная во всех лицах! То я стишком прикинусь смешным, то сказочкой, то рассказ такой расскажу, что только за животики держитесь от смеха! Вот какая я забавница! В небылице все быть может, весь мир вверх ногами переворачивается! А среди вас, деточки, есть друзья мои? Небылиц рассказчики?
Вед: Как не быть? Есть, есть.
Эля и Таня рассказывают небылицу «Сидит медведь на колоде», Кирилл – «Заглянул я в печку».
Т. Загадушка: Теперь мне представиться позвольте. Я тоже мудрость народная, приметливая, остроумная – тетушка Загадушка. И деток люблю сообразительных, умненьких, догадливых да рассудительных. Только таким мои загадки по плечу!
Вед: А вот здесь перед Вами практически все таковы! А не отгадают – не беда! Научимся! Век живи – век учись!
Т. Загадушка: Да я рада-радехонька свои загадки вам загадать! Слушайте!
1) Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, кисло и пресно, и всем людям мило. (Хлеб);
2) Бела беляна по полю гуляла, домой пришла – в сусек легла. (Мука);
3) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины);
4) Выкинем – не обеднеем, соберем – разбогатеем. (Посев);
5) Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)
Вед: Просим вас, гостьюшки, к нам за стол. Слушайте песни да стихи, да за деток наших порадуйтесь. Где песня льется, там легче живется.
Дети исполняют песню «Золотое зернышко».
Читают стихи: «Слава миру на Земле!» Андрей Кожевников и Андрей Киселев
«Вот лежит каравай…» Никита Боровиков и Данил Леонтьев
«В каждом зернышке пшеницы…» Вика Проскурякова
Под веселую музыку появляется колобок с корзинкой в руках, двигается поскоками по кругу.
Колобок:
Я веселый Колобок, но не ешь меня, дружок.
Я сегодня не простой – я волшебный, я живой.
Из муки пшеничной вышел я отличный,
Хлебу я родня, любят все меня.
Вед: А за что тебя любят, Колобок?
Колобок: Во-первых, я сказочный, во-вторых, я веселый, умный, а еще я люблю загадки загадывать. Вот послушайте!
С неба солнце золотое золотые льет лучи
В поле дружною стеною золотые усачи.
Шевелят они усами и тихонько шелестят.
Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.
А когда уходят с поля золотые усачи
В нашей печке золотятся золотые калачи. (Колосья)
Дети: Колосья!
Колобок вынимает из корзинки колоски, раздает девочкам.
Девочки исполняют «Танец с колосками».
Вед: Спасибо, Колобок, за загадку, за танец. А тебе от меня в подарок…веселый осенний дождик (трясет султанчиками над Колобком).
Колобок (машет рукой): Нет, с дождем я не дружу, от него я убегу (убегает).
Вед: Ну вот, хотела порадовать, а вышло, что напугала. Вы, ребята, тоже боитесь дождя?
Дети: Нет!
Вед: Раз не боитесь, значит и через лужи прыгать умеете?
Проводится игра «Чья команда быстрее прыгает через лужи».
Две команды детей по 4 – 5 человек. На полу разложены нарисованные лужи по 5 в два ряда, в конце ряда – зонтик. Дети по команде поочередно прыгают через лужи, обегают зонтик, становятся сзади. Выиграет команда, построившаяся первой.
Вед: А сейчас я предлагаю игру в народном стиле, «Пахари и жнецы». Тут и слова надо знать, и проворным быть!
Музыкальная игра «Пахари и жнецы».
Вед: После игр стихи послушаем, какие у нас есть помощники и как выразительно они об этом рассказывают. Красна речь слушанием!
Дети читают стихи: «Мы печем пшеничные…» М. Антипов и Антон Кашин;
«Мама тесто замесила» Е.Благининой - Оля Бубнова;
«Я маме помогала» Аня Богданова;
Все дети хором читают стихотворение «Хлеб ржаной, батон и булки» П.Качанова
Вед: Опять звучит музыка, значит, снова к нам гость. У нас сегодня праздник волшебный.
Входит Колобок. У него в руках блюдо с пирогом.
Колобок: Из муки, муки пшеничной, я испек пирог отличный!
Всех вас в гости приглашаю к пирогу с горячим чаем.
Вед: Вот спасибо, Колобок, угодил ты нам, дружок,
И на радости такой мы сейчас споем с тобой.
Дети исполняют песню «Песенка хлеборобов».
Вед: Закончен наш праздник, закрываем и проект «Хлеб – всему голова». Мы научились хлеб беречь, уважать и любить, а наш общий исследовательский труд оформлен в замечательном альбоме по названию проекта «Хлеб – всему голова».
Ведущая вручает благодарности семьям – активным участникам проекта.
Дети и взрослые приглашаются на чаепитие с пирогами с яблоками и повидлом.
Приложение.
Золотое зернышко.
Хлебное поле большое, как море, - не сосчитаешь колосьев на нем.
В дружном дозоре, в почетном дозоре каждое зернышко мы бережем.
Припев: Зернышко, зернышко, капля золотая,
Капля золотая в море урожая.
Зернышко мы согреваем заботой в теплых и добрых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы, чтобы звенели хлеба веселей.
Припев.
Хлебные зернышки сказочным кладом спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда – это живая награда за труд.
Припев.
Пекари и жнецы.
А мы пашенку пахали, глубокие борозды махали.
Борозды глубокие, полосы широкие.
А вы, жнецы худые, у вас серпы тупые.
А у вас, пахарь Сысой, у него плуг тупой.
Он пашню не пахал, на меже лежал,
На меже лежал, да ворон считал.
А мы пашенку пахали, глубокие борозды махали.
Борозды глубокие, полосы широкие.
А вы, жнецы худые, у вас серпы тупые.
А мы жнецы молодые, у нас серпы золотые.
Мы жито жали, на межу клали,
Клали стогами на стол калачами.
Песенка хлеборобов.
Хорошо, когда в полях нива колосится,
Хорошо, когда всего много уродится.
Припев: Хорошо посей! Хорошо полей!
Соберешь большой урожай с полей!
Хорошо, когда лежат горы винограда,
Золотым его кистям все ребята рады.
Припев.
Хорошо, когда сады под тяжелой ношей.
Хорошо, когда у всех урожай хороший!
Припев.
При составлении конспекта литературно-музыкальной композиции «Колосок» были использованы:
1. «Лучшие сценарии утренников для детского сада» Ю.Антоновой, издание 2007г.;
2. Журнал «Старший воспитатель» номер 09.2011г.;
3. «Колосок» (песни, игры, танцы и стихи для детей). Составители Г. Крылов и Г. Науменко, издание 1981г.
Читайте также |
---|
Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного…
Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста В современной науке дошкольное детство рассматривается как особый период жизни...
Конспект ООД по рисованию в средней группе «Нарядная матрешка»
Конспект ООД по рисованию в средней группе «Нарядная матрешка» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»...
Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»
Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...