Сценарий праздника совместно с родителями «Гукание весны (Сороки)»

Цель праздника: познакомить детей с обычаями и традициями праздно­вания народного календарного праздника, с народными играми; развивать фантазию, воображение, творческие способности, вовлекая де­тей в исполнение стихов, песен, танцев; воспитывать интерес к русской культуре. Предварительная работа: беседа с детьми об истории праздника; украшение зала; разучивание танцев, песен, частушек, игр; индивидуальная работа с родителями - ведущими; подготовка фонограмм; изготовление жаворонков или куликов для гостей празд­ника.

Ход праздника:

Воспитатель: (На пороге входа в мини – избу.) Ребята, посмотрите какой волшебный сундучок, принес почтальон к нам в детский сад. А вот и письмо. Прочитаем его?

Чок, чок, чок! Перед вами сундучок,

Весь резной и расписной,

Сундучок, секрет открой!

Чтобы отворить его, ответьте:

Что есть волшебство? (Н. Лопатина)

Дети: Волшебство – это сказки, превращения, волшебная палочка, волшебные слова…

(Сундучок открывается – появляется дидактическая кукла Маша и Ваня в русских народных костюмах.)

Маша: Здравствуйте, мои дорогие девочки и мальчики. Мы необычные куклы и умеем делать волшебство. В сундучке мы приготовили для вас подарки – не обыкновенные, а волшебные. (Показывает фигурки жаворонков и куликов.)

Ваня: А хотите узнать, что это за фигурки и к какому празднику их пекли? (Ответы детей.) Тогда приступим к волшебству. Закройте глаза и посчитайте до десяти. (Открываются двери в избу.) Милости прошу гости дорогие! Приглашаю всех вместе с нами встретить праздник «Гукание весны (Сороки)», познакомиться с обычаями и традициями праздно­вания народного календарного праздника, с народными играми.

1 Ведущий (Маша): Праздник «Гукание весны (Сороки)» - это народный календарный праздник. Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фи­гурки жаворонков или куликов. Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом (показыва­ют на пластилине). Из комочка теста лепили голову, а тесто на противоположном крае под­резывали полосками (хвост), сверху прикрепля­ли две полоски теста крест-накрест (крылья). Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречиш­ные зерна. Птичек смазывали растопленным сахаром. На головке лепили хохолок. Иногда на спинку «жаворонка» сажали его детенышей, вылепленных из того же теста.

2 Ведущий (Ваня): Утром «жаворонков» раздавали де­тям. Дети насаживали печеных, «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригор­ки и, сбившись в кучу, что есть силы кричали, закликая жаворонков и весну.

Ребенок: Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!

1 Ведущий: Эти коротенькие песенки называются веснянками. В них дети, обращаясь к жаворон­кам, куликам, весне, просят принести «хлеба вольного, лета теплого». Весну закликали, ве­личали, просили. Каждый отдельный куплет ребята повторяли по несколько раз, затем делали па­узу и переходили к новой песенке.

Ребенок: Жаворонки,   жаворонки, прилетайте к нам!

Тут кисели толкут, тут блины пекут!

Ребенок: Жаворонки,   жаворонки, прилетайте к нам!

Приносите нам Весну Красну, красну солнышку, теплу гнездышку!

Ребенок: Чу-виль-виль, весна пришла на колясочках. Зима ушла на саночках.

Дети: Выходите к нам, кто хочет закликать весну! (Выходят желающие и исполняют заклички.)

А теперь давайте с вами поиграем в игру «ВЕСНА-КРАСНА».

2 Ведущий: Кончив кликание, дети играли со своими «жаворонками», а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берег ее для своей мамы. Дома каждый мальчик отдавал голо­ву «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от «жаворонка»: как «жаво­ронок» высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего «жаворонка» го­лова, так чтобы и лен головастый был.

1 Ведущий: В других местах хозяйки выходили за околицу, расстилали на землю холст, клали на него хлеб, кланялись в землю и говорили: «Вот тебе, матушка-весна!» А дети брали испе­ченных «жаворонков», шли в поле, подбрасы­вали их в воздух, ловили, приговаривая:

Ребенок: Ой, вы, жаворонки, жавороночки, летите в поле, несите здоровье, Первое — коровье, второе — овечье, третье — человечье!

2 Ведущий: В некоторых деревнях сельские ребятиш­ки выбегали рано утром босые на двор и ста­рались перебросить через кровлю 40 щепочек, а девочки завязывали на тесемке 40 узелков. Люди верили, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них — жаворонок.

Давайте и мы с вами поиграем в игру «ПОПАДИ В ВЕДЕРКО».

1 Ведущий: На восходе солнца, в конце деревни собирались крестьянские девушки, все разряженные: с лентами в косе, в белых льняных рубашках, в нарядных юбках, обутые в лапти. Они пели, весну закликали:

Ребенок: Весна-красна, на чем пришла? На чем пришла, пришла, приехала?

Весна: На кобыле вороной, с сохою, с бороной!

2 Ведущий: Днем парни и девушки брали по «ку­лику». Кто-нибудь из участву­ющих собирал «кулики» и прятал их в солому. Потом все пели по три раза такие песни:

Ребенок: Кулики, кулики куликали, весну красную закликали:

— Весна красна, на чем пришла?

Весна: На сохе, бороне, на кривой кочерге, на жердочке,

На бороздочке, на ржаном колоску, на пшеничном пирожку!

2 Ведущий: Затем вся молодежь искала своих «куликов», съедала их и, выйдя на улицу, пела весенние песни — веснянки.

Ребенок: Приди, к нам, весна, со радостью! Со великой к нам со милостью!

Со рожью зернистою, со пшеничкой золотистою, с овсом кучерявым,

С ячменем усатыим, со просом, со гречею.

Ребенок: С   калиной-малиною, с черной смородиною,

Со грушами, со яблочками, со всякой садовинкой,

Со цветами лазоревыми, со травушкой-муравушкою!

Ребенок: Ой, весна моя, ты весняночка!

Из-за темных лесов, из-за синих морей приходи!

Солнцем, светом озари!

Ребенок: Весна красная, долгожданная! Где же ты долго так бродила?

Весна: С зимой лютою повстречалася,

Растопила ее сердце хладное, напоила землю-матушку!

1 Ведущий: Вы слышали, сколько песен-закличек сложено в народе о приходе весны. Поэты тоже любят весну, пожалуй, ни один не обошел вни­манием это прекрасное время года. Вы подгото­вили стихи о весне. Послушаем наших чтецов. (Дети читают стихи.)

2 Ведущий: Вечером все молодые девушки соби­рались на берегу реки или за деревней. Они делились на несколько групп, и каждая располагалась на далеком расстоянии друг от друга. Одна группа начинала громко петь свою песенку, заканчивая ее призывным и протяж­ным «гу!» или «у-у-у-у!» Такое распевание веснянок называется весну гукати.

Дети: И мы будем весну гукать. Проводится игра «КТО ГРОМЧЕ?»

— Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у!

— Приди, весна, с милостью! У-у-у!

— Весна-красна, на чем пришла? У-у-у!

— Жавороночки, прилетайте к нам! У-у-у... и т. д.

2 Ведущий: На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., и по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо — к свадьбе, мо­нетка — к богатству. Ну, что ж, посмотрим, кто у нас будет счастливым в этом году. Выбирайте себе печеных «жаворонков!» (Маша и Ваня раздают птичек. Дети разламывают их, едят, у кого-то обнаруживается монетка. Ему все хлопают, поздравляют.)

Маша и Ваня: Дорогие гости! На этом наш праздник заканчивается. Все довольны, никого не обидели? А что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей.) До свидания!

Используемая литература:

1. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.

2. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку»

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку» Цель: Учить детей применять приобретенные знания в измененных игровых ситуациях, формировать умение...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по лепке во второй…

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по лепке во второй младшей группе «Детский сад для ёжиков»

Конспект занятия по ПДД «Маленький пешеход»

Конспект занятия по ПДД «Маленький пешеход» (Старший дошкольный возраст) Программное содержание: Уточнить представление детей об улице, о перекрестке, проезжей части, тротуаре. Закреплять знания о...

Читайте также

Сценарий театрализованного развлечения «Как Петя и Оля снеговика оживляли»

Сценарий театрализованного развлечения «Как Петя и Оля снеговика оживляли»  Вторая младшая группа воспитанников Цель: формирование у детей представления о необходимости бережного и...

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с…

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей...

ООД с элементами песочной терапии в подготовительной группе «Путешествие в…

ООД с элементами песочной терапии в подготовительной группе «Путешествие в Песчаную страну» Цель: создание эмоционального комфорта для детей. Задачи Образовательные: - закреплять навыки экспериментирования...