«Береги свою планету»
(литературно-музыкальная композиция по экологическому воспитанию детей)
Цели: способствовать формированию понятия «природа» как общего дома, навыков разумного поведения и бережного отношения к ней; привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды; учить понимать и ощущать красоту природы через поэзию, музыку, игру; совершенствовать речь детей; развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
Оборудование: костюмы - «Тропинка», «Ёж», «Бабочка», «Медведь»; цветы «Колокольчик, Клевер, Ромашка, Василек, Гвоздика»; макеты деревьев (ель, берёза, дуб, клён), грибов, ягод; плакаты с правилами поведения в лесу; детские рисунки.
Подготовительная робота: выучить стихи о природе, загадки о животных, цветах; разучить песни на музыку Е.Архиповой «Песенка бабочки», «Летняя песенка», «Песенка колокольчиков», «Песенка ромашек», «Песенка гвоздики»; познакомить с игрой «Ребята и медведь», организовать выставку детских рисунков на тему «Берегите природу!»
Дети приглашаются в зал.
ВЕДУЩАЯ. Дети, сегодня я хочу поговорить с вами о том, что нас с вами окружает, точнее, о природе. Я хочу вам помочь увидеть, какая она — природа. А она ведь красивая, загадочная, щедрая! Только не все ребята замечают это. И не задумываются: будет ли природе хуже, если каждый из них, собирая орехи, сломает ветку или сорвет 3 — 4 цветка, поймает одну-единственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка — это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую — твой товарищ, третью, четвертую, пятую — кто-то еще — что же станет с природой?..
Давайте мы сейчас с вами отправимся на прогулку в лес, поле, на луг, чтобы вместе подумать, как сохранить и уберечь природу от разрушения.
Под песню "Веселое утро" (Р. Бойко — В. Викторов) дети парами свободно гуляют по залу. Впереди них бежит девочка -"Тропинка".
ВЕДУЩАЯ
Тропинка-тропинка,
Скажи, куда ведешь?
ДЕВОЧКА -"Тропинка".
Веду на луг душистый,
Что на ковер похож.
Веду туда, где речка
По камешкам бежит,
А над водою бойко
Проносятся стрижи.
Дети продолжают идти с песней, а на середину зала выходят и рассаживаются в произвольном порядке дети старшей группы в костюме цветов. Дети подготовительной группы останавливаются.
ВЕДУЩАЯ. Дети, мы, кажется, пришли с вами на луг. Посмотрите, какая красота вокруг нас, сколько цветов! А вы знаете, как называются эти цветы? (Ответ детей.) Сейчас мы проверим.
Дети – цветы загадывают загадки, исполняют песенки.
КОЛОКОЛЬЧИК
Я люблю июльский зной,
Я лиловый, вырезной,
Если б медные края,
Целый день звенел бы я.
"Песенка колокольчиков"
КЛЕВЕР
Цветок я разовый, пушистый
И мед в себе таю душистый.
Любуются все люди мной
И знают, что я... (клевер луговой).
РОМАШКА
На травинке солнце бьется,
С ветерком на небо рвется.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи!
"Песенка ромашек"
ВАСИЛЕК
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь
Ярко-синий да пушистый,
Только жаль, что не душистый.
ГВОЗДИКА
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикою
Алою... (гвоздикою).
"Песенка гвоздики"
РАЗНОЦВЕТНЫЙ ШАР ЗЕМНОЙ
Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
юбоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки!
Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной!
А. Шлыгин
Хоровод "Летняя песенка" (Е. Архипова — Ю. Полухин). В зал вбегает девочка в костюме бабочки, "летает" над цветами.
РЕБЕНОК
Ребята, смотрите, бабочка!
Крапинки на крыльях,
Усики двойные —
Бабочка открыла
Глазки голубые.
Выпорхнув из листьев,
Над поляной вьется,
Радуется жизни
Радуется солнцу!
"Песенка бабочки" (Е. Архипова — Н. Козлова). Бабочка улетает, за ней убегают цветы.
ВЕДУЩАЯ. Дети, давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. Поэтому я приказываю вас не рвать дикие цветы, не ломать ветви деревьев и кустарников.
ГЛАЗА РАСПАХНИТЕ!
Глаза распахните!
Смотрите!
Растущая дико
Цветет земляника.
Не рвите!
И любку не рвите —
Ночную фиалку.
Не делайте палку
На случай
Из маленькой елки колючей.
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Купальница,
Ландыш,
Цветная гвоздика,
Цветите!
Не исчезайте,
Растущие дико!
Л. Николаенко
ВЕДУЩАЯ. А сейчас мы с вами пойдем в лес. Быть может, нам посчастливится увидеть каких-нибудь редких животных.
РЕБЕНОК
На тропинке узенькой
День наполнен музыкой.
Музыкой березовой,
Светлой, словно озеро.
Закипела листьями
Синева ветвистая.
Веселится, рядится.
Приходите, радуйтесь!
Игра «Ребята и медведь» (Е.Тиличеевой – Н. Найденовой).
ВЕДУЩАЯ. Дети, а приходилось ли вам гулять по лесу спокойно, без беготни? Не аукаться, не кричать, а просто взять да и посидеть потихоньку под елкой. Если в лесу сидишь тихо-тихо, много интересного можно увидеть. А что, например? Расскажите. (Ответы детей.)Молодцы! А теперь давайтепослушаем птиц, этих певцов Земли, ее полей, лесов, лугов. Ведь никто лучше птиц не может рассказать о том, как прекрасна наша Земля. (Звучат голоса птиц в грамзаписи.)
Песня «Слушайте птиц» (Я. Дубровин — Е. Руженцева) (раздается стук
Дятла). Песня "Мастер Дятел" (С. Баневич — Е. Руженцева). В зале
появляются дети в шапочках белки и ежа.
ВЕДУЩАЯ. Белка молвила Ежу.
БЕЛКА
Ты бездельник, я гляжу.
Без работы не сиди,
За грибами в лес иди.
Не страшна зима для нас,
Если есть грибов запас.
(Еж идет по лесу, собирает грибы и поет).Песня "У лесной дорожки" (С. Баневич —
Р. Короткова). Песня "Лесные друзья" (Котляровский — Р. Короткова).
БЕРЕЗКА
Я встала рано-рано
И — в рощу налегке.
Там ждут меня березки,
Укрывшись в холодке.
Они растут все вместе,
Их целая семья,
А самая меньшая —
Ровесница моя.
Мне очень скоро будет семь,
И ей седьмой уж год.
Ей только алой ленты
В косе не достает.
Спасибо каждой ветке
За то, что здесь растет!
Спасибо каждой птице,
За то, что здесь поет!
И галке косолапой,
Хоть я над ней смеюсь,
И даже злой крапиве,
Хоть я ее боюсь...
Они — мои соседи,
Они — моя родня.
И всем им вот такое
Спасибо от меня!
Н. Саконская
ВЕДУЩАЯ. Дети, становитесь в круг, потанцуем вокруг березки.
Хоровод "Вокруг березки" (сл. и муз. Е. Архиповой).
(Педагогическая ситуация с птенцом.)
РЕБЕНОК:
Будь здоров, зеленый лес!
Стой в торжественном наряде.
Парты, книги и тетради
Ты нам дал, зеленый лес.
Чтобы в мире не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай наш друг хороший,
Будь здоров, зеленый лес!
Е. Агранович
ВЕДУЩАЯ. Дети, а какие вы знаете пословицы о лесе?
Пословицы:
Лес — богатство и краса, береги свои леса.
Лес люби, люби природу, будешь вечно мил народу.
Врагприроды тот, кто леса не бережет.
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.
Рощи леса — всему краю краса.
Растение — земли украшение.
Викторина
ВЕДУЩАЯ. А сейчас я предлагаю провести викторину о жизни животных и растений, В ней будет участвовать команда детей подготовительной группы и команда детей старшей группы. Конечно же, дети подготовительной группы знают больше, но и вопросы для них будут труднее.
Вопросы для старшей группы
1. Какой цветок превращается в шар?
– Роза.
– Одуванчик.
– Ромашка.
2. Для чего заяц с приходом зимы меняет шубу?
– Чтобы всех удивить.
– Потому что любит наряжаться.
– Хочет быть незаметным для волка и лисы.
3. Кит это: животное, насекомое или птица?
Вопросы для подготовительной группы
1. Зачем зайцу большие уши?
– Чтобы лучше слышать.
– Чтобы не перегреться.
– Для торможения на поворотах.
2. Зачем змея язык показывает?
– Дразнится.
– Ищет добычу.
– Регулирует температуру своего тела.
3. Зачем страус прячет голову в песок?
– От страха.
– Освобождается от паразитов.
– Разыскивает пищу.
(Педагогическая ситуация: рассмотрение плаката)
Дети усваивают определённые правила и делают соответствующие выводы.
ВЕДУЩАЯ. Большое спасибо всем за участие. Очень хорошо, что вы так много знаете, потому, что оберегать природу, ничего о ней не зная, просто не возможно.
Дети, вы, наверное, поняли, что природа — самый главный помощник человека. Но из-за того, что не все люди об этом знают, что они безжалостно вырубают леса, загрязняют воду и воздух, часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют ради меха и мяса, природа очень сильно страдает. Многие растения и животные, которые встречались часто, а сейчас стали исчезать, внесены в Красную книгу. Этакнига называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, внесенным в эту книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, и Красная книга берет их под свою защиту. Дети, но беречь нужно не только редких животных и растения. Беречь надо и тех, которых еще много, которые не внесены еще пока в Красную книгу. Это хорошо известные вам белка еж, синица и дятел, и многие другие животные птицы и растения. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
Разорять птичьи гнезда, убивать животных и насекомых, стрелять птиц и разрушать муравейники — недопустимо! Но можно ничего этого не делать и все-таки приносить вред. Если ты бегаешь по лесу, шумишь, лазаешь по деревьям, — ты беспокоишь животных, сгоняешь птиц с гнезд, в которые уже отложены яйца. Ты вытаптываешь ценные и редкие растения, которые потом ломаются и засыхают.
Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности и всячески стремятся ей помочь. Не даром 22 апреля объявлен днем Земли.
ВЕДУЩАЯ. И что люди делают в этот день? (Ответы детей.)А еще люди Земли все заработанные деньги отдают на содержание животных в зоопарках, на строительство и организацию новых питомников, заповедников. Много денег идет на переоборудование фабрик и заводов, чтобы они не загрязняли воздух и воду.
1-й РЕБЕНОК
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
2-й РЕБЕНОК
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
3-й РЕБЕНОК
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
4-й РЕБЕНОК
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
ВСЕ:
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Песня "Кто веселый-превеселый?" (А. Ларин — Ю. Мориц).
ВЕДУЩАЯ. Наша экскурсия подошла к концу. Теперь, ребята нам пора домой.
(Дети под музыку уходят из зала).
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы Игра-квест «Загадки леса» Цель: формировать умение детей считать в пределах пяти. Задачи: закреплять прямой...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Осень в творчестве художников и поэтов»
Проект «Я служу России!»
Проект «Я служу России!»