Экологический конкурс «Умники и умницы»

Форма проведения: экологический конкурс.

Возраст дошкольников: 6,5 – 7 лет.

Цель: вызвать интерес к познанию экологии.

Образовательные задачи:

  1. Сформировать необходимые в данном возрасте экологические знания, понятия и представления.
  2. Закрепить правила поведения в природе.

Развивающие задачи:

  1. Развивать наблюдательность детей.
  2. Развивать положительные эмоции от общения с природой.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь, уважение к природе.

Оборудование и материалы:

  1. стенд-таблица с простыми символическими рисунками разделов экологии и указанными баллами;
  2. костюмы для игровых персонажей: Феи цветов, пчелы Майи, лягушки Жанны, Мага-волшебника;
  3. мягкая игрушка лягушка;
  4. вырезанный из ватмана «уголок пруда» с белыми лилиями-оригами, сделанными самими ребятами на занятии по ручному труду;
  5. веночки из искусственных цветов для танца «Веночек»;
  6. жетоны с указанием баллов;
  7. круги из твердого картона для игры «Очисти родник»;
  8. листы в пол альбомного листа с печатными буквами А, Е, Г, В, Д, З, М, Л, П, Р, Я для слов «земля», «радуга», «ветер»;
  9. для эксперимента: прозрачные стаканы, 2-3 предмета разного цвета, крупная пуговица, камушек, таз. Лист черного картона, вода.
  10. Экознаки. В лесу веди себя тихо. Будь осторожен с костром. Не рви растения с корнем. Не загрязняй водоемы. Не ломай ветки деревьев. Не загрязняй природу. Не разрушай муравейники. Не вырывай грибы с грибницей.
  11. Музыкальные произведения: Песня Е. Шавриной, П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», звуки природы из релаксационной музыки, П. Чайковский «Подснежник» («Времена года»), М. Глинка «Вальс-фантазия», Г. Свиридов «Время, вперед» из одноименной сюиты, отрывки из балета «Золушка» С. Прокофьева.

Какие виды деятельности используются:

Экспериментирование, ручной труд-оригами, музыкальные произведения и танцы, связанные с тематикой занятия, пластические этюды, игры.

Место проведения:

Музыкальный зал ДОУ.

Подготовительный этап:

К конкурсу «Умники и умницы» готовится стенд. Он изготавливается из плотного листа ватмана. На ватмане нарисована таблица. В ней слева (сверху вниз) разделы экологии в виде простых символических рисунков, слева направо от каждого раздела идут графы, в которых указано количество баллов: 2, 3, 4, 5. Готовятся вопросы по начальным знаниям по экологии.

Зал перед конкурсом украшается по тематике. Ставятся 3 стола (по количеству команд), на столах подносы, куда будут складываться жетоны с заработанными баллами. Здесь также стол для жюри, в которое входят члены администрации детского сада. Приглашаются родители группы.

Правила игры:

В конкурсе участвуют 3 команды по 4 человека. В каждой команде выбирается капитан. С помощью игры выбирается название команды.

Капитану предоставляется право назвать тему раздела экологии и «цену» вопроса. Каждый капитан команды вправе взять сложный вопрос на «5» баллов или наоборот начинать с простого на «2» балла.

Команды участвуют в конкурсе поочередно. Ведущий конкурса задает вопрос и дает 1 минуту, чтобы команда обсудила ответ. Затем капитан команды называет члена команды для ответа или отвечает сам.

Команда заинтересована заработать наибольшее количество баллов. В конце конкурса жюри подсчитывает баллы каждой команды. Объявляются результаты конкурса.

Вопросы к разделам экологии по таблице.

I. Земля – наш дом.

Вопрос на 2 балла: Какие живые существа живут на планете Земля?

                                 Ответ: В океанах и морях – морские животные и рыбы. На суше – люди, растения и животные.

Вопрос на 3 балла: Какого цвета наша планета, если смотреть на нее из космоса?

                                 Ответ: На нашей Земле очень много воды, поэтому из космоса видно голубой Земной шар.

Вопрос на 4 балла: В какой опасности планета Земля?

                                Ответ: планета земля в опасности: заводы и фабрики, автомобили выбрасывают в воздух вредные вещества, идут загрязненные (кислотные) дожди. Люди, животные и растения очень страдают от этого, часто болеют.

Вопрос на 5 баллов: Как называется модель Земного шара? Почему Земной шар такой пестрый, разноцветный?

                                 Ответ: Модель Земного шара – это глобус. На нем синим цветом обозначена вода: океаны, моря, реки; желтым цветом – пустыни (песок); зеленым – растительность: леса, луга; коричневым – горы; белым – льды.

II.Неживая природа.

Вопрос на 2 балла: Что относится к неживой природе?

                                 Ответ: Солнце, луна, звезды, воздух, вода, земля.

Вопрос на 3 балла: Что такое Солнце и что дает оно нашей планете?

                                 Ответ: Солнце – это звезда. Солнце дает нашей планете много света и тепла. Это важно для жизни на планете Земля

Вопрос на 4 балла: Она может быть в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном? Приведите примеры.

                                 Ответ: Это вода. Твердое состояние - лед, град, снежинки. Жидкое состояние воды – дождь, роса. Газообразное – пар, туман.

Вопрос на 5 баллов: Что такое кислотный дождь?

                                   Ответ: В воздух из труб заводов выбрасывают дым, в котором очень вредные вещества. Эти вредные вещества попадают в облака. Из которых потом идет кислый дождь и губит природу.

III. Растительный мир.

Вопрос на 2 балла: Есть ли среди комнатных растений «зеленые доктора»? Назовите их.

                                 Ответ: Это комнатные растения – алоэ, каланхоэ, кактус, золотой ус.

Вопрос на 3 балла: Почему лиственные деревья сбрасывают листву в одно время? Когда это происходит?

                               Ответ: Это происходит осенью. Деревья сбрасывают листву, так как им недостаточно солнца и влаги. Часть года они стоят голыми и отдыхают.

Вопрос на 4 балла: Для чего дереву нужна почва?

                               Ответ: Земля держит корни дерева. Корни высасывают из земли воду и «пищу», питательные вещества.

Вопрос на 5 баллов: Чем ель не похожа на другие деревья?

                                 Ответ: У ели листья длинные и тонкие, называемые иголками. Они не опадают осенью, а сохраняются на зиму. Ветки расположены с низу длинные, старые, к верху – короткие, молодые. На ветках висят продолговатые шишки, в которых находятся семена.

IV. Животный мир.

Вопрос на 2 балла: Какие животные называются дикими? Назовите их.

                               Ответ: Животные, которые живут без помощи человека. Они сами о себе заботятся: строят жилище, добывают пищу, защищаются от врагов. Примеры таких животных: кабан, волк, заяц, тигр, рысь, медведь, зебра, носорог и др.

Вопрос на 3 балла: Почему лягушек нельзя считать вредными и неприятными?

                               Ответ: Лягушки безобидные. Они поедают много комаров, мошек. Лягушками питаются другие животные.

Вопрос на 4 балла: Почему у крота необычные лапы?

                               Ответ: Лапы крота похожи на лопаты, чтобы удобно рыть землю. Лапы короткие и заканчиваются острыми когтями, повернуты в разные стороны. Он копает землю то одной, то другой.

Вопрос на 5 баллов: Приведите примеры цепей питания?

                                 Ответ: Комар – лягушка – цапля. Водоросли – рыба – медведь. Пшеница – мышь полевка – сова. Трава – заяц – лиса. Гусеница – дятел – ястреб.

V. Как вести себя в природе. (Оценить ситуации людей в природе).

Вопрос на 2 балла: Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо музыку включить погромче.

                                 Ответ: В лесу нельзя шуметь и пугать его обитателей.

Вопрос на 3 балла: Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод так много, что можно набрать целую кружку, не сходя с места. Вдруг одна из девочек сказала: «Жаль, что с нами нет Светы, и она не видит какое хорошее место мы нашли. Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем».

                               Ответ: Нельзя рвать растение с ягодами целиком.

Вопрос на 4 балла: «Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер», - предложил Саша. «Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее», - возразили девочки.

                                Ответ: Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара.

Вопрос на 5 баллов: Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.

                                Ответ: Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Пластиковые бутылки, пакеты разлагаются много лет, выделяют вредные вещества. Осколки стеклянных банок в жаркую и солнечную погоду сыграют роль линзы и вызовут пожар в лесу.

Ход   мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем экологическом конкурсе «Умники и умницы». Сегодня вместе с нашими участниками мы отправимся в увлекательное путешествие в мир живой и неживой природы. В конкурсе принимает участие 3 команды. Давайте их поприветствуем!

Ведущий представляет жюри.

Ведущий: Но сначала нужно выбрать названия командам.

Игра «Расчистим родник».

Ведущий: Представьте, что перед вами топкое болото. Преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. ( На пути расставлены «кочки» - круги из картона ). На другой стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Каждый участник команды, преодолев «болото», должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Когда соберете все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово – название команды. Итак, начали!

(Команды выполняют задание).

Ведущий: Ребята, давайте узнаем названия команд.

Дети вместе:

Команда «Земля».

Команда «Радуга».  

Команда «Ветер».

Ведущий: Команды занимают свои места.

Ведущий объясняет участникам и гостям правила конкурса.

Течение конкурса «Умники и умницы» прерывается появлением сказочных персонажей.

  1. Участники одной из команд называют раздел экологии «Животный мир» и вопрос на 3 балла. В это время появляется пчела Майя и говорит, что к ней в гости собиралась лягушка Жанна, которая пчелами не питается. Предлагает детям ее поискать. Дети находят игрушечную лягушку в зале. Пчела Майя удивляется тому, что живая лягушка превратилась в игрушку-лягушку. «Она, наверное, испугалась, что дети ее обидят, ведь многие относятся к лягушкам плохо!» Пчела Майя задает участнику команды вопрос (этот вопрос из раздела «Животный мир» на 3 балла): « Почему лягушек нельзя считать вредными и неприятными?» Команда, посовещавшись, отвечает на вопрос. Пчела Майя говорит, что лягушка Жанна поверила, что вы – добрые дети, но до конца еще не расколдовалась. Для этого она предлагает сделать ей подружек, чтобы лягушка Жанна не скучала. Это задание выполняют болельщики в зале.

Ручной труд. Лягушка – оригами.

Цель: закрепить умение складывать поделки из бумаги.

Готовыми лягушками – оригами дети заполняют бумажные лилии – оригами на «пруду». Лягушка Жанна оживает и вместе с пчелой Майей благодарят детей за их старание, дружелюбие и прощаются с детьми. Сказочные персонажи радуются и гладят детей по головкам.

  1. Когда половина таблицы открыто, ведущий объявляет, что в гости пожаловала Фея цветов. Под вальс П. Чайковского появляется Фея, знакомится с детьми.

Пластический этюд. Цветок.

Цель: развивать воображение и фантазию, пластическую выразительность.

Фея приглашает детей на поляну волшебных цветов. Она спрашивает детей, какие они знают цветы, каким цветком они хотели бы стать. Волшебной палочкой «превращает» детей в семечки цветов. Просит детей из семени превратиться в росток, а затем растение с закрытым бутоном и, наконец, цветком.

Фея благодарит детей и объявляет музыкальную паузу: танец «Веночек». Музыкальная пауза заканчивается, и конкурс продолжается.

  1. Капитан одной из команд выбирает вопрос из раздела «Неживая природа» на 4 балла. После ответа команды в зале появляется взрослый персонаж Маг-волшебник. Он произносит слова: На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать.

Спрашивает детей отгадку. Дети отвечают, что речь идет о воде.

Маг: Да, это вода. Она повсюду, быстра, стремительна и волшебна, нужна всем. Маг-волшебник проводит игру – опыт «Свойства и признаки воды».

Игра-опыт «Свойства и признаки воды».

Цель: развивать наблюдательность и интерес к экспериментированию.

Опыт 1. Перед вами два стакана: один с водой, другой пустой. Что мы можем сделать? (Перелить, вылить, разлить воду…)

Вывод: вода течет.

Опыт 2. А какого цвета вода? Рядом со стаканом воды ставит предметы разного цвета.

Вывод: вода бесцветная.

Опыт 3. Маг предлагает в стакан с водой положить любой предмет: пуговицу, камешек…Виден ли предмет? Почему?

Вывод: вода прозрачная. Маг предлагает детям назвать прозрачные предметы , которые есть у них в группе (стекло, банка, стакан….)

Опыт 4. Каждому ребенку предлагается стакан с водой – определить запах.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 5. А сейчас мы с вами убедимся, что вода, как зеркало может отражать предметы. Маг ставит на стол таз, кладет на дно лист черного картона, наливает воду, предлагает детям посмотреть в воду. Спрашивает детей, что они видят?

Вывод: вода отражает предметы.

Опыт 6. Попробуйте воду на вкус. Какая она?

Вывод: она безвкусная.

В заключении дети повторяют свойства и признаки воды. Маг-волшебник прощается с детьми, они благодарят его за поучительные опыты.

Подведение итога.

Ведущий: Сейчас жюри, подсчитав баллы, объявит результаты конкурса.

Предоставляется слово жюри.

Ведущий: Дорогие ребята, наш конкурс завершен. Вы сегодня еще раз открыли для себя окружающий мир природы. Хочется, чтобы вы полюбили этот мир как родной дом. Хочется, чтобы ваше поведение в природе было грамотное, правильное. Экология – наука важная и необходимая сегодня, за ней будущее, чтобы жила наша планета, прекрасным было все вокруг.

Стенд – таблица к конкурс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать...

Коррекционная работа с детьми ОВЗ посредством робототехники в ДОУ

Коррекционная работа с детьми ОВЗ посредством робототехники в ДОУ С 2021 учебного года в детском саду начал работать кружок робототехники «Нейрончик»...

Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений в подготовительной…

Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие»

Читайте также

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

Ата-аналар белән эш планы

2 нче номерлы зурлар төркеменең 2020-2021 уку елына ата-аналар белән эш планы № п/п Чараның исеме Уздыру вакыты Җаваплыларның исем фамилиясе 1. Ата-аналар җыелышы 1. “Без хәзер...

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с…

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы» Любая активность детей сопровождается эмоциональными переживаниями. Как...