Досуг для детей и родителей «Как на Руси отмечали Новый год»

(Cлайд 1)

Ведущий 1:

Мы начинаем свой рассказ,

И вот специально, лишь для вас,

Назад мы стрелки повернем

И время прошлое вернем.

Ведущий 2:

Уйдем назад мы не на год,

А лет, так скажем, на пятьсот.

Узнаем мы, как и когда

И в те далекие века

Ведущий 1:

Встречали люди Новый Год,

И как водили хоровод,

Какие песни хором пели,

И что на праздник предки ели

(Слайд 2)

Ведущий2:

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Первобытные люди не считали лет и не задумывались, какой год у них на дворе: просто тёплое лето сменялось дождливой осенью, за ней приходила снежная зима, а после долгих холодов звенели ручьи. Одни народы считали, сколько они встретили вёсен, другие — сколько смогли пережить суровых зим.

Ведущий1:

В глубокой древности на Руси было принято отмечать наступление нового года весной. Считалось, что после долгой зимней спячки весной рождается год, а зимой он умирает. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась 22 марта, в день весеннего солнцестояния.

С 10 века по 15 век Новый год на Руси стали отмечать 1 марта. Символом рождения нового года служило вишневое деревце - его ветки приносили 1 марта в дома.

(Слайд3)

Ведущий 2:

Люди радовались солнцу, наступающей весне, оживлению жизни. Жгли обрядовые костры. Костры приманивали на землю небесное тепло, помогали пробуждению матери сырой земли. В кострах сжигали все старые вещи, через них прыгали - кто через костёр прыгнет, будет счастливым, здоровым и сильным целый год!

Игра «Перепрыгни через костер»

Ведущий 1:

Вокруг изб водили хороводы. Песнями и плясками встречали на Руси новый год. Чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков», «куликов», дети забирались с ними на крыши сараев, на деревья и призывали теплую раннюю весну. Вечером на посиделках пели, танцевали, играли.

И мы сейчас с вами заведем хоровод.

Хоровод «Змейка»

(Слайд 4)

Ведущий 2:

С 15-ого века Новый год на Руси стали отмечать 1-ого сентября. Сентябрь – месяц, когда собирали урожай. Вся семья собиралась вместе за столом, устраивался пир. На столе обязательно должны были быть овсяная каша, яйца, творог, мед, вино из ягод, оленина или говядина.

Ведущий 1:

В полночь раздавался пушечный выстрел, начинали торжественно звонить колокола, люди поздравляли друг друга, троекратно целовались и желали друг другу всяческих благ в Новом году. В честь праздника принято было украшать лентами берёзку - самое любимое на Руси дерево. Затем водили игры, хороводы.

Ведущий 2:

Давайте разучим одну русскую народную игру:

«Заплети косу».

На вершину березы привязывают длинные ленты. Соревнуются 5-6 мам.

Первые- заплетают косы . Вторые - расплетают.

(Слайд 5)

Ведущий 1:

Время правления Петра Великого стало для новогоднего праздника переломным моментом.

Я передаю слово нашей со ведущей сегодняшнего вечера Пищаевой Н.В.

Наталья Владимировна:

С 1700 года запрещено было отмечать Новый год 1 сентября.

(Слайд6)

В 1699 году Царь Петр издал указ отмечать Новый год с Рождества Христова. 1 января нужно поздравлять всех с праздником. Вечером, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, каждый должен был на своем дворе выстрелить по 3 раза из пушек или ружей и выпустить несколько ракет.

(Слайд 7)

1 января 1700 года сам царь Петр первый пустил ракету, которая, возвестила народу о наступление нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха по всей Москве... В темном небе вспыхивали разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Устраивались новогодние балы-карнавалы. Петр I следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

(Слайд 8)

В указе Петра предписывалось украшать дома и подъезды к ним еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками, наряжая их фруктами, овощами, конфетами и орехами.

Каждое украшение имело свое значение, яблоки, например, символизировали плодородие, орехи – непостижимость божественного бытия.

(Слайд 9)

Стоит сказать, что к празднеству зимой подданные Петра I были отчасти даже готовы, так как ранее в эти дни отмечались святки.

Гуляния, костры, катания на санях, хороводы, гадания, все это переплелось с принесенными Петром нововведениями и превратилось в ожидаемое всеми веселье.

(Слайд 10)

Вечер, предшествующий новогодней ночи, получил название «щедрый».

Было принято накрывать насколько можно богатый и красивый стол. Хозяева относились к этому с большим вниманием, так как олицетворял он достаток, ожидающий семью в следующем году. Центральным блюдом чаще всего становился молоденький поросенок, зажаренный на вертеле, специально к празднику пеклись пироги, варились компоты, взвары, кисели и пиво.

Ведущий 1:

Новогодние обычаи со временем видоизменялись, но большинство из них мы можем наблюдать и в наше время. Люди по-прежнему весело проводят день Нового года, поздравляют друг друга и дарят подарки и водят хороводы.

Ведущий 2:

И мы сейчас с вами тоже заведем дружный новогодний хоровод.

Песня «В лесу родилась елочка»

Ведущий 1:

Елка с давних времен считается символом Рождества и Нового Года.

Но как она им стала? (ответы).

Презентация «История новогодней елки»

Ведущий 1:

В XIX веке первые появились рождественские елки в Петербурге, в домах живших там немцев.

Первая официальная елка в России была устроена Николаем I по просьбе его жены, императрицы Александры Федоровны.

24 декабря 1817 года по ее инициативе установили домашнюю рождественскую ёлку в личных покоях императорской семьи в Москве-1 слайд в 1818 г. — в Аничковом дворце. -2 слайд.

На Рождество 1828 императрица Александра Федоровна в Большой столовой дворца устроила «детскую елку» для пяти своих детей и племянниц. На празднике также были дети некоторых придворных. На столах стояли елочки, украшенные золочеными яблоками, конфетами и орехами. Под елочками лежали подарки.

Ведущий 2:

С конца 1840-х годов началась продажа елок. Ими торговали крестьяне у Гостиного двора. Впоследствии этот сезонный промысел принадлежал финским крестьянам и давал им немалый приработок, потому что ёлки стоили дорого.

Столичная знать быстро отошла от образца маленьких немецких ёлочек и устраивала соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. Елки в те времена старались украшать сладостями: орехами, конфетами, печеньем, фигурными пряниками, фруктами. После окончания праздника украшения елки разбирались на сувениры и на поедание.

В состоятельных домах елки часто украшали дорогими украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, а также дорогой материей и лентами.

Само дерево сначала называлось «рождественским деревом», а позже получило имя «елка», которое закрепилось за ним уже навсегда. Елкой стал называться и праздник, устраиваемый по поводу Рождества: «пойти на елку», «устроить елку», «пригласить на елку».

Ведущий 1:

А с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными

праздниками. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, ставшая его символом.

Конец «неправильному осуждению ёлки» был положен на исходе 1935 года. В конце 1935 года ёлка была не просто возрождена, она превратилась в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране».

Ведущий 2:

В древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, Трескун. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, задабривая сурового духа, дарили подарки ему, выставляли на окно: блины, кутью и кисель. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад.

Слайд 10

С тех пор Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь. Многие старые обряды — веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

Новогодняя викторина для родителей «Что? Где? Когда?»

Ведущий: 

Ответьте на вопросы, связанные с празднованием Нового года. Получите снежинки
1 вопрос: Какой древний российский город считается родиной Деда Мороза? (Великий Устюг, Волгоградская область.)
2 вопрос: Какой российский город является исторической родиной Снегурочки? (Кострома. В Костроме у Снегурочки есть и терем, и гостиная, где она радушно принимает и развлекает своих гостей любого возраста.)
3 вопрос: К представителям какой профессии в европейских странах было принято прикасаться «на счастье» на Новый год? (К трубочистам.)
4 вопрос: Как называется русский старинный, но нестареющий танец у новогодней ёлки? (Хоровод.)
5 вопрос: В Японии о приходе Нового года возвещают 108 ударов в колокол, в Великобритании новогоднюю полночь отбивают лондонские часы Биг-Бен. А в России? (Московские Кремлёвские куранты.)
6 вопрос: На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой веревкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.)
7 вопрос: Как можно объяснить смысл традиции, распространенной в Германии, когда встречающие Новый год перед боем часов забираются на стулья, чтобы «спрыгнуть» в наступающий год? (Это объясняется символическим желанием «не наследить» в наступившем году, оставив в прошлом все плохое, что могло бы прилипнуть даже к подошвам обуви.)
8 вопрос: Чьи глаза у Деда Мороза? (Папины).
9 вопрос: Что растет на елке? (Шишки да иголки)
10 вопрос: В Японии Новый год встречают 108 ударами колокола в храме, символизирующими очищение от шести человеческих пороков, причем каждый с 18 оттенками (6 х 18 = 108, понятно, откуда это число?). А теперь назовите эти шесть пороков, с которыми не стоит вступать в год наступающий? (Жадность, злость, глупость, легкомыслие, алчность, нерешительность.)
11 вопрос: Почему у будущего поэта Пушкина в детские годы новогодней ёлки не было? (Ёлку в России стали использовать как новогоднее дерево только с середины XIX века.)
12 вопрос: Почему вечером 31 декабря итальянцы ходят по середине мостовой? (Они опасаются ходить по краям мостовой по соображениям техники безопасности, так как итальянцы под Новый год выбрасывают из окон старый хлам и мебель.)
13 вопрос: В какой стране во время новогодних уличных процессий – самой захватывающей части праздника – зажигают тысячи фонарей, чтобы осветить ими путь в Новый год? (В Китае.)
14 вопрос: Прозвище Деда Мороза. (Красный нос.)
15 вопрос: У этого новогоднего дедушки долгополая шуба красного цвета, шапка-боярка, окладистая белая борода и длинный посох в руках. Чей это Дед Мороз? (Российский Дед Мороз.)
16.Какая страна самой первой отмечает приход Нового Года?(Новая Зеландия)

17. Зимние забавы? (Катания на лыжах и коньках). ). Фигура, которой приветствуют елочку? (Круг (хоровод).

18. ). Она есть не только у пса, но и у ели. (Лапа)

«Новогодняя викторина для детей»

  1. Какого цвета шубы нет у Деда Мороза: белой, синей, зеленой или красной?
  2. Какой предмет громко разбрасывает конфетти?
  3. Каких животных впрягает в сани Дед Мороз?
  4. Какие животные в санях у Санта Клауса?
  5. Кого лепят из разных по величине комьев снега?
  6. Какое дерево «приносит» подарки в Новый Год?
  7. Кто растаял, перепрыгивая через костер?
  8. Какой любимый головной убор Снеговика?
  9. Какое имя было у мальчика, похищенного Снежной Королевой?
  10. Что такое «серпантин»?
  11. Какая новогодняя песенка рассказывает о жизни елочки?
  12. В какой стране под бой часов съедают ровно 12 ягод винограда?
  13. Какой новогодний персонаж не может ходить без метлы?
  14. Кто был «прапрадедом» Деда Мороза?
  15. Ледяная морковка – это …?
  16. Какой волшебный предмет всегда носит Дед Мороз?
  17. Если сложить все зимние месяцы, что получится?
  18. Какое дерево в Древнем Египте украшали к новогодним праздникам? 1
  19. Где находится поместье Российского Деда Мороза?

Ответы: 1.Зеленой. 2. Хлопушка. 3. Лошадей. 4. Олени. 5. Снежную Бабу. 6. Елка. 7. Снегурочка. 8. Ведро. 9. Кай. 10. Бумажная ленточка в рулончике. 11. «В лесу родилась…» 12. В Испании. 13. Снеговик. 14. Морозко. 15. Сосулька. 16. Посох. 17. Зима. 18. Пальму. 19. В Великом Устюге.

Кто под Новый год приходит к детям? (Д.Мороз).). Что пишут дети главному деду страны? (Письма). Самая нарядная особа на празднике? (Елочка). Зимний леденец, который нельзя кушать? (Сосулька). Зимой звезда, а весной вода? (Снежинка). Летом звездопад, а зимой … (снегопад). Самая известная внучка? (Снегурочка). Волшебная палочка зимнего деда? (Посох). Любимый цвет дедушки Мороза? (КрасныйСказка о мальчике с куском льда вместо сердца? («Снежная королева»). Место рождения елочки? (В лесу). Листья зеленой красавицы (иголки). Где зимой можно увидеть дождик? (на елочке). Что загорается на елочке на счет три? (Огоньки). Новогодняя традиция, которую обожают и взрослые и дети? (Дарение подарков). Где растут новогодние пряники? (На елочке). Залп в честь новогоднего праздника? (Салют). Горящие, искрящиеся палочки в руках взрослых? (Бенгальские огни). Где Дед Мороз прячет подарки? (В мешке). Мягкие, холодные, зимние подушки? (Сугробы). Кто крадет тепло? (Холод). Зимний художник, рисующий на стекле? (Мороз). Зимний месяц ветров? (Февраль). Седое время года? (Зима. Кто в Новогоднюю ночь поздравит самое большое количество людей? (Президент). Сколько дней в декабре? (31 день). Что любит елочка? (Хороводы и песни). Какой подарок детки готовят главному дедушке? (Стихи, загадки, песенки). Условие посещения новогоднего праздника? (Костюм).



Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Дидактическое пособие для театрализации по сказке «Колобок» (Пособие…

Дидактическое пособие для театрализации по сказке «Колобок» (Пособие предназначено для детей 2-3 лет) Цель: Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности Задачи: 1. приобщать...

Проект «Врач - профессия важная и нужная!»

Проект «Врач - профессия важная и нужная!» Тип проекта: Групповой, познавательный. Участники: Дети дошкольного возраста 4-5 лет, воспитатель, родители. Срок: 1 неделя. Цель: Формировать интерес к профессии...

Мой сад

Мой сад Любите ли вы садик так, как люблю его я? Есть такой цветок - азалия, это индикатор высшего уровня мастерства садовника...

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...