Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Кĕрхи уяв» («Осенний праздник»)

Цель:

Формирование основ гражданственности и патриотизма в процессе ознакомления с родным краем.

Задачи:

  • Приобщать дошкольников к культуре чувашского края; расширять представления детей о быте чувашского народа в далеком прошлом; продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с чувашским музыкальным фольклором.
  • Формировать эмоционально окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.
  • Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: лапти, прялка, веретено; активизировать в речи детей слова: ырă кун пултăр (добрый день), сывă пулăр (до свидания), тавтапуç (спасибо), тухья (праздничный женский головной убор, изготовленный из множества монет и бисера), Хĕртсурт (чувашское домашнее божество в образе женщины).
  • прививать уважение к традициям родного народа, формировать устойчивое и уважительное отношение к культуре родной страны, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств и любви к родине.

Материалы и оборудование:

Декорация деревенской чувашской избы, чувашские народные костюмы, корзина с пирожками, кувшины, сыр, каша из нового урожая, каравай, лапти, прялка, веретено, корзина с осенними листьями, корзина для шишек, колосья пшеницы (нива), чувашские музыкальные инструменты, ель с «волшебными» шишками, сувениры с национальным компонентом, костюм сороки, хлеба, ель, клёны.

Предшествующая работа:

  • Беседы о чувашских национальных праздниках и традициях. Ознакомление с бытом чувашского народа, божеством Хĕртсурт.
  • Разучивание стихов, исполнение танцев, песен.

Оформление музыкального зала: декорация деревенской избы, стол, скамейка, покрытая домотканной дорожкой, ель, на которой висят «волшебные» шишки с загадками, с одной стороны нива, с другой – ель и клёны.

 

Ход:

Под весёлую музыку прилетает сорока (ребенок) и приглашает детей на праздник.

Сорока: Лечу, лечу, хорошую весть несу!

Собирайтесь, собирайтесь

На праздник поскорей!

Ждет хозяйка в доме

Дорогих гостей.

Сорока «улетает».

Звучит голос чтеца на фоне чувашской мелодии:

«Чувашская земля, родимый край,

Ты всех похвал и почестей достоин.

Здесь солнце, словно пышный каравай,

Тут воздух, будто на меду настоян.

Живёт тут удивительный народ,

Способный веселиться и трудиться,

Который очень нежно бережёт

Жемчужины преданий и традиций...»

Хозяйка (воспитатель) накрывает на стол (ставит кувшин, хлеб, соль, сыр (чăкăт), кашу из нового урожая, пирожки). По окончании аудиозаписи слышится сигнал автобуса.

Хозяйка: А вот и гости едут!

Дети в чувашских костюмах «заезжают» под песню «Автобус» (слова А.Кăлкана. музыка И.Степанова).

Хозяйка: Ырă кун пултăр, хаклă хăнасем! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть вас у себя в гостях.

Дети: Ырă кун пултăр! Здравствуйте!

Хозяйка: Наступила осень. Урожай уже собрали, зерно засыпали в амбары, на стол поставили хлеб из новой муки. По старинным чувашским обычаям в честь сбора урожая народ праздновал, пел песни и плясал. И мы начнём свой праздник. Потанцуем с листочками.

«Çулçăсен ташши» (хоровод с листьями). Слова и музыка А.Петрова.

Дети образуют круг.

1 ребёнок: Край чувашский хорош,

Лучше края не найдёшь.

Мы танцуем и поём –

Вот как весело живём.

2 ребёнок: Çакă çавра çĕр çинче

Чăваш ятлă халăх пур.

Чăваш халăх хушшинче

Çĕр пин тĕрлĕ вăйă пур.

Хозяйка: Поиграем в чувашскую игру «Шыра» («Ищи»). Выберем водящего с помощью считалки.

Игра «Шыра» («Ищи»).

После игры хозяйка хвалит детей за хорошую игру, дети садятся на лавочки.

Хозяйка: Послушаем стихи о нашей любимой Чувашии, о Чебоксарах.

3ребёнок: И чудесно, и богато

Мы живём в родном краю.

Приезжайте к нам, ребята,

В любимую Чувашию!

4 ребёнок: Атăл тăрăх хăпаратпăр,

Ак, умра, инçех те мар,

Курăнса каять хуламăр –

Пирĕн капăр Шупашкар.

5 ребёнок: Хороша чувашская столица,

Много песен сложено о ней,

И она, счастливая, гордится

Славною историей своей.

4 ребёнок: Чтобы шутки не смолкали

В этот светлый, добрый час,

Чтоб улыбки расцветали,

Мы споём сейчас для вас.

Хозяйка: Споём замечательную песню о Чебоксарах.

Песня «Чебоксары, любимые мои» (слова Е.Коробейниковой, музыка Ю.Мясникова).

(За печкой слышны шуршание, грохот.)

Хозяйка: Ой! Кто это? Кто там? Выходи!

(Из-за печки выходит Хĕртсурт. Все удивлены. Они впервые видят Хĕртсурт.)

Хозяйка: Ты кто?

Хĕртсурт: Я Хĕртсурт. Ырă кун пултăр! Здравствуйте! Заждалась я вас.

Все: Ырă кун пултăр!(«Здравствуйте!»)

Хĕртсурт: Я живу за печкой и охраняю ваш дом, оберегаю его, а по ночам пряду (подходит к прялке и показывает, как это делает), помогаю Хозяйке.

Хозяйка: Так это ты моя невидимая помощница? Быть этого не может!.. Ведь Хêртсурт мало кто может увидеть, а если увидит – это будет самый счастливый человек на земле! Спасибо тебе, Хĕртсурт, за всё. Теперь мы самые счастливые, мы же тебя увидели!

Хĕртсурт: Надоело мне одной за печкой сидеть, соскучилась я по ребятишкам да по празднику весёлому.

Хозяйка: Ты не печалься, Хĕртсурт, мы тебя развеселим. И приглашаем с нами поиграть в игру «Тухъя тăхăн».

Игра «Тухъя тăхăн» («Надень тухъю»)

Хĕртсурт: Вы такие веселые, ребята! А я вам хочу показать чудо-ель, которую можно увидеть только один раз в году и собрать урожай волшебных шишек. В каждой шишечке секрет, отгадаете, иль нет?

Дети и Хĕртсурт подходят к волшебной ели. Слышна сказочная музыка. Хĕртсурт снимает шишку и отдает её ребенку.)

Голос ели (в аудиозаписи):

1. В один клубок воткнута тысяча иголок (ёж).

(за правильный ответ Хĕртсурт хвалит детей, шишки собирают в корзину)

2. Есть такие слова:

"Он всему голова".

Хрустящей корочкой одет,

Очень мягкий, вкусный ... (хлеб).

3. У одной белки 2 хвоста (лапоть).

Хĕртсурт: Вот он лапоть – çăпата. А теперь мы поиграем в чувашскую игру, в лапоть, кого лаптем задену – станцует нам, а все мы ему поможем.

Чувашская народная игра «Çăпата» («Лапоть»). Дети встают в круг. Под весёлую чувашскую народную мелодию Хĕртсурт кружит лапоть, кого заденет, тот выходит, берет лапоть, и игра продолжается.

Воспитатель: Как весело мы поиграли! А где же наши музыканты?

Дети: Эпир кунта! (Мы здесь!)

Воспитатель: Музыканты, выходите, инструменты все берите!

Детский шумовой оркестр исполняет чувашскую плясовую мелодию.

Хозяйка: Молодцы, ребята, настоящие музыканты. Инструменты положите, присаживайтесь на лавочки.

Хĕртсурт: Славно мы повеселились, но пришло время прощаться. Пойду к своей подружке, расскажу, как весело нам было. Сывă пулăр, до свидания! (Уходит).

Дети: Сывă пулăр! (До свидания»)

Хозяйка: Снова музыка звучит, новый гость сюда спешит. Посмотрим, кто же это.

Звучит музыка Ф.Лукина «Танец детей». Входит ребенок в костюме Хлебушка (Çăкăр), танцует.

Çăкăр: Ырă кун пултăр! (Здравствуйте!)

Дети: Ырă кун пултăр! (Здравствуйте!)

Çăкăр: Вот я теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Я пожаловал, пришел.

Во мне здоровье ваше, сила,

Во мне чудесное тепло.

Сколько рук меня растило,

Охраняло, берегло.

Во мне— земли родимой соки,

Солнца свет в лице моем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Воспитатель: Какой славный гость к нам пожаловал! Хлебушек, ҫăкăр! Оставайся у нас на празднике (Çăкăр садится на скамейку) Ребята, из чего же пекут хлеб?

Дети: Из муки.

Хозяйка: А мука откуда берётся?

Дети: Из зерна.

Хозяйка: Правильно. Много людей потрудилось, чтобы хлеб получился пышным, вкусным, ароматным. Поэтому его нужно беречь. Про хлеб народ сложил много пословиц, послушаем их.

Дети (поочередно): «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Çăкăртан аслă ан пул» («Не ставь себя выше хлеба»), «Хлеб – всему голова», Худ обед, коли хлеба нет. Хлеб – батюшка, водица – матушка.)

Хозяйка: Спасибо, ребята. В этом году богатая была нива, много пшеницы уродила. А мы поиграем и все колоски соберём.

Игра «Колоски»

Дети выстраиваются в две команды. По команде хозяйки «Пĕрре, иккĕ, виççĕ – чуп!» («Раз, два, три – беги!») дети собирают колоски и связывают их в сноп.

Хозяйка: Молодцы, ребята, какие вы ловкие! Вот какой урожай вырос под небом чувашским! (вместе с детьми ставит колосья в кувшин)

Хозяйка: Садитесь, ребята, на лавки, да не делайте давки!

5 ребёнок: Мы в Чувашии живём –

В краю озёр и пашен,

По- чувашски мы поём

По-чувашски пляшем.

Хозяйка: А теперь для всех для вас – наш чувашский перепляс.

Чувашский танец «Чувашия моя» в исполнении педагогов

Хозяйка: Сегодня мы пели, танцевали и играли в чувашские игры. Ведь Чувашия – наша Родина, и мы всегда будем помнить и беречь её традиции, будем любить и всегда гордиться ею. По чувашскому обычаю я хочу вас угостить. Вот вам, дорогие из пшениченьки пирожки, блины да прянички. (Берет со стола корзину с пирожками, передаёт детям.)

Дети: Тавтапуç! (Спасибо!)

Ребенок: Мы тоже пришли не с пустыми руками. Мы очень старались и хотим преподнести Хозяйке и гостям подарки, сделанные своими руками.

Звучит музыка, дети дарят сувениры с национальным орнаментом, говорят: «Илĕр, тархасшăн» («Возьмите, пожалуйста»).

Хозяйка: А теперь настала пора прощаться с вами. Сывă пулăр!

Дети: Сывă пулăр! (До свиданья!)

Хозяйка: До свиданья! До новых встреч!

Звучит песня «Чăваш ен». Дети берутся за руки и выходят из зала змейкой.

 

Литература:

1. Праздник на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/под ред. Р. Б. Кузьминой- Чебоксары, 2006.

2. Чувашская МУЗЫКА в детском саду. Хрестоматия/ под ред. Г. П. Захаровой, Л. Л. Захарова - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995.



Новые публикации

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...

Перспективный план по реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое…

Перспективный план по реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Модуль «Увлекательная колористика» Тема недели Тема модуля, этап Форма проведения «До свидания, лето»...

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки»

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки» Средняя группа Ход занятия. - Дети, вы любите сказки? (Да!) - А за что вы их...

Читайте также

Родительское собрание педагога-психолога. Тема: «Кризис 3-х лет – возраст страптивости…

Родительское собрание педагога-психолога. Тема: «Кризис 3-х лет – возраст страптивости. Психологические особенности развития детей 3-5 лет» Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями...

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» 1. Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать её запоминанию и проговариванию. 2. Закрепить...

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе…

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе группе

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Речевое развитие в старшей группе. Тема: «Хищные животные нашего края»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности. Задачи: создать условия для: - формирования умения сопоставлять, сравнивать; - развития наблюдательности, внимания, мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы; - развития связной речи детей. Ход Воспитатель: ребята, я хочу прочитать вам стихотворение –загадку:...

Проект «МИР ДОБРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Проект «МИР ДОБРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ» В группе компенсирующей направленности №1 МАДОУ ДС №473 г. Челябинска, для детей с нарушением интеллекта.   Составил: Бондаренко Н.В., воспитатель Высшей категории   Название проекта: «Неделя добра и толерантности» в группе 1, компенсирующей направленности для...

" Рождество да Святки, все поют колядки"

  "Рождество да Святки - все поют колядки" Взаимосвязь народных календарно-обрядовых и православных традиций в подготовке детских праздничных мероприятий.   На протяжении многих веков после Крещения Руси народные календарно-обрядовые и православные праздники имели между собой неразрывную связь. Это прослеживается в...