Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Кĕрхи уяв» («Осенний праздник»)

Цель:

Формирование основ гражданственности и патриотизма в процессе ознакомления с родным краем.

Задачи:

  • Приобщать дошкольников к культуре чувашского края; расширять представления детей о быте чувашского народа в далеком прошлом; продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с чувашским музыкальным фольклором.
  • Формировать эмоционально окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.
  • Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: лапти, прялка, веретено; активизировать в речи детей слова: ырă кун пултăр (добрый день), сывă пулăр (до свидания), тавтапуç (спасибо), тухья (праздничный женский головной убор, изготовленный из множества монет и бисера), Хĕртсурт (чувашское домашнее божество в образе женщины).
  • прививать уважение к традициям родного народа, формировать устойчивое и уважительное отношение к культуре родной страны, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств и любви к родине.

Материалы и оборудование:

Декорация деревенской чувашской избы, чувашские народные костюмы, корзина с пирожками, кувшины, сыр, каша из нового урожая, каравай, лапти, прялка, веретено, корзина с осенними листьями, корзина для шишек, колосья пшеницы (нива), чувашские музыкальные инструменты, ель с «волшебными» шишками, сувениры с национальным компонентом, костюм сороки, хлеба, ель, клёны.

Предшествующая работа:

  • Беседы о чувашских национальных праздниках и традициях. Ознакомление с бытом чувашского народа, божеством Хĕртсурт.
  • Разучивание стихов, исполнение танцев, песен.

Оформление музыкального зала: декорация деревенской избы, стол, скамейка, покрытая домотканной дорожкой, ель, на которой висят «волшебные» шишки с загадками, с одной стороны нива, с другой – ель и клёны.

 

Ход:

Под весёлую музыку прилетает сорока (ребенок) и приглашает детей на праздник.

Сорока: Лечу, лечу, хорошую весть несу!

Собирайтесь, собирайтесь

На праздник поскорей!

Ждет хозяйка в доме

Дорогих гостей.

Сорока «улетает».

Звучит голос чтеца на фоне чувашской мелодии:

«Чувашская земля, родимый край,

Ты всех похвал и почестей достоин.

Здесь солнце, словно пышный каравай,

Тут воздух, будто на меду настоян.

Живёт тут удивительный народ,

Способный веселиться и трудиться,

Который очень нежно бережёт

Жемчужины преданий и традиций...»

Хозяйка (воспитатель) накрывает на стол (ставит кувшин, хлеб, соль, сыр (чăкăт), кашу из нового урожая, пирожки). По окончании аудиозаписи слышится сигнал автобуса.

Хозяйка: А вот и гости едут!

Дети в чувашских костюмах «заезжают» под песню «Автобус» (слова А.Кăлкана. музыка И.Степанова).

Хозяйка: Ырă кун пултăр, хаклă хăнасем! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть вас у себя в гостях.

Дети: Ырă кун пултăр! Здравствуйте!

Хозяйка: Наступила осень. Урожай уже собрали, зерно засыпали в амбары, на стол поставили хлеб из новой муки. По старинным чувашским обычаям в честь сбора урожая народ праздновал, пел песни и плясал. И мы начнём свой праздник. Потанцуем с листочками.

«Çулçăсен ташши» (хоровод с листьями). Слова и музыка А.Петрова.

Дети образуют круг.

1 ребёнок: Край чувашский хорош,

Лучше края не найдёшь.

Мы танцуем и поём –

Вот как весело живём.

2 ребёнок: Çакă çавра çĕр çинче

Чăваш ятлă халăх пур.

Чăваш халăх хушшинче

Çĕр пин тĕрлĕ вăйă пур.

Хозяйка: Поиграем в чувашскую игру «Шыра» («Ищи»). Выберем водящего с помощью считалки.

Игра «Шыра» («Ищи»).

После игры хозяйка хвалит детей за хорошую игру, дети садятся на лавочки.

Хозяйка: Послушаем стихи о нашей любимой Чувашии, о Чебоксарах.

3ребёнок: И чудесно, и богато

Мы живём в родном краю.

Приезжайте к нам, ребята,

В любимую Чувашию!

4 ребёнок: Атăл тăрăх хăпаратпăр,

Ак, умра, инçех те мар,

Курăнса каять хуламăр –

Пирĕн капăр Шупашкар.

5 ребёнок: Хороша чувашская столица,

Много песен сложено о ней,

И она, счастливая, гордится

Славною историей своей.

4 ребёнок: Чтобы шутки не смолкали

В этот светлый, добрый час,

Чтоб улыбки расцветали,

Мы споём сейчас для вас.

Хозяйка: Споём замечательную песню о Чебоксарах.

Песня «Чебоксары, любимые мои» (слова Е.Коробейниковой, музыка Ю.Мясникова).

(За печкой слышны шуршание, грохот.)

Хозяйка: Ой! Кто это? Кто там? Выходи!

(Из-за печки выходит Хĕртсурт. Все удивлены. Они впервые видят Хĕртсурт.)

Хозяйка: Ты кто?

Хĕртсурт: Я Хĕртсурт. Ырă кун пултăр! Здравствуйте! Заждалась я вас.

Все: Ырă кун пултăр!(«Здравствуйте!»)

Хĕртсурт: Я живу за печкой и охраняю ваш дом, оберегаю его, а по ночам пряду (подходит к прялке и показывает, как это делает), помогаю Хозяйке.

Хозяйка: Так это ты моя невидимая помощница? Быть этого не может!.. Ведь Хêртсурт мало кто может увидеть, а если увидит – это будет самый счастливый человек на земле! Спасибо тебе, Хĕртсурт, за всё. Теперь мы самые счастливые, мы же тебя увидели!

Хĕртсурт: Надоело мне одной за печкой сидеть, соскучилась я по ребятишкам да по празднику весёлому.

Хозяйка: Ты не печалься, Хĕртсурт, мы тебя развеселим. И приглашаем с нами поиграть в игру «Тухъя тăхăн».

Игра «Тухъя тăхăн» («Надень тухъю»)

Хĕртсурт: Вы такие веселые, ребята! А я вам хочу показать чудо-ель, которую можно увидеть только один раз в году и собрать урожай волшебных шишек. В каждой шишечке секрет, отгадаете, иль нет?

Дети и Хĕртсурт подходят к волшебной ели. Слышна сказочная музыка. Хĕртсурт снимает шишку и отдает её ребенку.)

Голос ели (в аудиозаписи):

1. В один клубок воткнута тысяча иголок (ёж).

(за правильный ответ Хĕртсурт хвалит детей, шишки собирают в корзину)

2. Есть такие слова:

"Он всему голова".

Хрустящей корочкой одет,

Очень мягкий, вкусный ... (хлеб).

3. У одной белки 2 хвоста (лапоть).

Хĕртсурт: Вот он лапоть – çăпата. А теперь мы поиграем в чувашскую игру, в лапоть, кого лаптем задену – станцует нам, а все мы ему поможем.

Чувашская народная игра «Çăпата» («Лапоть»). Дети встают в круг. Под весёлую чувашскую народную мелодию Хĕртсурт кружит лапоть, кого заденет, тот выходит, берет лапоть, и игра продолжается.

Воспитатель: Как весело мы поиграли! А где же наши музыканты?

Дети: Эпир кунта! (Мы здесь!)

Воспитатель: Музыканты, выходите, инструменты все берите!

Детский шумовой оркестр исполняет чувашскую плясовую мелодию.

Хозяйка: Молодцы, ребята, настоящие музыканты. Инструменты положите, присаживайтесь на лавочки.

Хĕртсурт: Славно мы повеселились, но пришло время прощаться. Пойду к своей подружке, расскажу, как весело нам было. Сывă пулăр, до свидания! (Уходит).

Дети: Сывă пулăр! (До свидания»)

Хозяйка: Снова музыка звучит, новый гость сюда спешит. Посмотрим, кто же это.

Звучит музыка Ф.Лукина «Танец детей». Входит ребенок в костюме Хлебушка (Çăкăр), танцует.

Çăкăр: Ырă кун пултăр! (Здравствуйте!)

Дети: Ырă кун пултăр! (Здравствуйте!)

Çăкăр: Вот я теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Я пожаловал, пришел.

Во мне здоровье ваше, сила,

Во мне чудесное тепло.

Сколько рук меня растило,

Охраняло, берегло.

Во мне— земли родимой соки,

Солнца свет в лице моем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Воспитатель: Какой славный гость к нам пожаловал! Хлебушек, ҫăкăр! Оставайся у нас на празднике (Çăкăр садится на скамейку) Ребята, из чего же пекут хлеб?

Дети: Из муки.

Хозяйка: А мука откуда берётся?

Дети: Из зерна.

Хозяйка: Правильно. Много людей потрудилось, чтобы хлеб получился пышным, вкусным, ароматным. Поэтому его нужно беречь. Про хлеб народ сложил много пословиц, послушаем их.

Дети (поочередно): «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Çăкăртан аслă ан пул» («Не ставь себя выше хлеба»), «Хлеб – всему голова», Худ обед, коли хлеба нет. Хлеб – батюшка, водица – матушка.)

Хозяйка: Спасибо, ребята. В этом году богатая была нива, много пшеницы уродила. А мы поиграем и все колоски соберём.

Игра «Колоски»

Дети выстраиваются в две команды. По команде хозяйки «Пĕрре, иккĕ, виççĕ – чуп!» («Раз, два, три – беги!») дети собирают колоски и связывают их в сноп.

Хозяйка: Молодцы, ребята, какие вы ловкие! Вот какой урожай вырос под небом чувашским! (вместе с детьми ставит колосья в кувшин)

Хозяйка: Садитесь, ребята, на лавки, да не делайте давки!

5 ребёнок: Мы в Чувашии живём –

В краю озёр и пашен,

По- чувашски мы поём

По-чувашски пляшем.

Хозяйка: А теперь для всех для вас – наш чувашский перепляс.

Чувашский танец «Чувашия моя» в исполнении педагогов

Хозяйка: Сегодня мы пели, танцевали и играли в чувашские игры. Ведь Чувашия – наша Родина, и мы всегда будем помнить и беречь её традиции, будем любить и всегда гордиться ею. По чувашскому обычаю я хочу вас угостить. Вот вам, дорогие из пшениченьки пирожки, блины да прянички. (Берет со стола корзину с пирожками, передаёт детям.)

Дети: Тавтапуç! (Спасибо!)

Ребенок: Мы тоже пришли не с пустыми руками. Мы очень старались и хотим преподнести Хозяйке и гостям подарки, сделанные своими руками.

Звучит музыка, дети дарят сувениры с национальным орнаментом, говорят: «Илĕр, тархасшăн» («Возьмите, пожалуйста»).

Хозяйка: А теперь настала пора прощаться с вами. Сывă пулăр!

Дети: Сывă пулăр! (До свиданья!)

Хозяйка: До свиданья! До новых встреч!

Звучит песня «Чăваш ен». Дети берутся за руки и выходят из зала змейкой.

 

Литература:

1. Праздник на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/под ред. Р. Б. Кузьминой- Чебоксары, 2006.

2. Чувашская МУЗЫКА в детском саду. Хрестоматия/ под ред. Г. П. Захаровой, Л. Л. Захарова - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995.



Новые публикации

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение…

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Паспорт педагогической практики № Параметры Описание   Авторы реализуемой практики Воскресенцева Татьяна Владимировна, Сидорова...

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной группы «Путешествие в Бордландию» Тема: Создание условий в ДОУ для полноценного физического и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Новый год в кругу семьи» Цель: формирование представлений о празднике Новый год в семье. Задачи: Обучающие: - закрепить...

Читайте также

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок"

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок" Пояснительная записка «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей...

Знакомство дошкольников с волонтерской деятельностью с помощью средств технического творчества…

Знакомство дошкольников с волонтерской деятельностью с помощью средств технического творчества в дополнительном образовании Знакомство ребенка с волонтерской деятельностью – важный этап...





В блогах

Конспект занятия по познавательной деятельности «Путешествие в Страну здоровья» в старшем дошкольном возрасте.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Путешествие в Страну здоровья» в старшем дошкольном возрасте.   Программное содержание: - способствовать формированию у детей ценностей здорового образа жизни; -развивать у детей представление о полезности физической активности и личной гигиены; - продолжать формировать знания...

РППС в ДОУ для детей с задержкой психического развития

В нашем детском саду функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Они предназначены для детей двух возрастных категорий (5-6 лет и 6-7 лет) и рассчитаны на 2 года обучения. Таким образом, мы обеспечиваем коррекционной помощью детей...

Консультация: «Роль дыхательной гимнастики в закаливании и оздоровлении детей»

Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится...

Проект "Русская береза".

Проект Русская береза  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Светлячок» Проект на тему: «Русская березка». Автор: Санкина Алиса 6 лет Руководитель: Гарина Ольга Владимировна село Дивеево 2023 г.     Паспорт проекта Тема проекта Русская береза Автор проекта...