Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Кĕрхи уяв» («Осенний праздник»)
Цель:
Формирование основ гражданственности и патриотизма в процессе ознакомления с родным краем.
Задачи:
- Приобщать дошкольников к культуре чувашского края; расширять представления детей о быте чувашского народа в далеком прошлом; продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с чувашским музыкальным фольклором.
- Формировать эмоционально окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.
- Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: лапти, прялка, веретено; активизировать в речи детей слова: ырă кун пултăр (добрый день), сывă пулăр (до свидания), тавтапуç (спасибо), тухья (праздничный женский головной убор, изготовленный из множества монет и бисера), Хĕртсурт (чувашское домашнее божество в образе женщины).
- прививать уважение к традициям родного народа, формировать устойчивое и уважительное отношение к культуре родной страны, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств и любви к родине.
Материалы и оборудование:
Декорация деревенской чувашской избы, чувашские народные костюмы, корзина с пирожками, кувшины, сыр, каша из нового урожая, каравай, лапти, прялка, веретено, корзина с осенними листьями, корзина для шишек, колосья пшеницы (нива), чувашские музыкальные инструменты, ель с «волшебными» шишками, сувениры с национальным компонентом, костюм сороки, хлеба, ель, клёны.
Предшествующая работа:
- Беседы о чувашских национальных праздниках и традициях. Ознакомление с бытом чувашского народа, божеством Хĕртсурт.
- Разучивание стихов, исполнение танцев, песен.
Оформление музыкального зала: декорация деревенской избы, стол, скамейка, покрытая домотканной дорожкой, ель, на которой висят «волшебные» шишки с загадками, с одной стороны нива, с другой – ель и клёны.
Ход:
Под весёлую музыку прилетает сорока (ребенок) и приглашает детей на праздник.
Сорока: Лечу, лечу, хорошую весть несу!
Собирайтесь, собирайтесь
На праздник поскорей!
Ждет хозяйка в доме
Дорогих гостей.
Сорока «улетает».
Звучит голос чтеца на фоне чувашской мелодии:
«Чувашская земля, родимый край,
Ты всех похвал и почестей достоин.
Здесь солнце, словно пышный каравай,
Тут воздух, будто на меду настоян.
Живёт тут удивительный народ,
Способный веселиться и трудиться,
Который очень нежно бережёт
Жемчужины преданий и традиций...»
Хозяйка (воспитатель) накрывает на стол (ставит кувшин, хлеб, соль, сыр (чăкăт), кашу из нового урожая, пирожки). По окончании аудиозаписи слышится сигнал автобуса.
Хозяйка: А вот и гости едут!
Дети в чувашских костюмах «заезжают» под песню «Автобус» (слова А.Кăлкана. музыка И.Степанова).
Хозяйка: Ырă кун пултăр, хаклă хăнасем! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть вас у себя в гостях.
Дети: Ырă кун пултăр! Здравствуйте!
Хозяйка: Наступила осень. Урожай уже собрали, зерно засыпали в амбары, на стол поставили хлеб из новой муки. По старинным чувашским обычаям в честь сбора урожая народ праздновал, пел песни и плясал. И мы начнём свой праздник. Потанцуем с листочками.
«Çулçăсен ташши» (хоровод с листьями). Слова и музыка А.Петрова.
Дети образуют круг.
1 ребёнок: Край чувашский хорош,
Лучше края не найдёшь.
Мы танцуем и поём –
Вот как весело живём.
2 ребёнок: Çакă çавра çĕр çинче
Чăваш ятлă халăх пур.
Чăваш халăх хушшинче
Çĕр пин тĕрлĕ вăйă пур.
Хозяйка: Поиграем в чувашскую игру «Шыра» («Ищи»). Выберем водящего с помощью считалки.
Игра «Шыра» («Ищи»).
После игры хозяйка хвалит детей за хорошую игру, дети садятся на лавочки.
Хозяйка: Послушаем стихи о нашей любимой Чувашии, о Чебоксарах.
3ребёнок: И чудесно, и богато
Мы живём в родном краю.
Приезжайте к нам, ребята,
В любимую Чувашию!
4 ребёнок: Атăл тăрăх хăпаратпăр,
Ак, умра, инçех те мар,
Курăнса каять хуламăр –
Пирĕн капăр Шупашкар.
5 ребёнок: Хороша чувашская столица,
Много песен сложено о ней,
И она, счастливая, гордится
Славною историей своей.
4 ребёнок: Чтобы шутки не смолкали
В этот светлый, добрый час,
Чтоб улыбки расцветали,
Мы споём сейчас для вас.
Хозяйка: Споём замечательную песню о Чебоксарах.
Песня «Чебоксары, любимые мои» (слова Е.Коробейниковой, музыка Ю.Мясникова).
(За печкой слышны шуршание, грохот.)
Хозяйка: Ой! Кто это? Кто там? Выходи!
(Из-за печки выходит Хĕртсурт. Все удивлены. Они впервые видят Хĕртсурт.)
Хозяйка: Ты кто?
Хĕртсурт: Я Хĕртсурт. Ырă кун пултăр! Здравствуйте! Заждалась я вас.
Все: Ырă кун пултăр!(«Здравствуйте!»)
Хĕртсурт: Я живу за печкой и охраняю ваш дом, оберегаю его, а по ночам пряду (подходит к прялке и показывает, как это делает), помогаю Хозяйке.
Хозяйка: Так это ты моя невидимая помощница? Быть этого не может!.. Ведь Хêртсурт мало кто может увидеть, а если увидит – это будет самый счастливый человек на земле! Спасибо тебе, Хĕртсурт, за всё. Теперь мы самые счастливые, мы же тебя увидели!
Хĕртсурт: Надоело мне одной за печкой сидеть, соскучилась я по ребятишкам да по празднику весёлому.
Хозяйка: Ты не печалься, Хĕртсурт, мы тебя развеселим. И приглашаем с нами поиграть в игру «Тухъя тăхăн».
Игра «Тухъя тăхăн» («Надень тухъю»)
Хĕртсурт: Вы такие веселые, ребята! А я вам хочу показать чудо-ель, которую можно увидеть только один раз в году и собрать урожай волшебных шишек. В каждой шишечке секрет, отгадаете, иль нет?
Дети и Хĕртсурт подходят к волшебной ели. Слышна сказочная музыка. Хĕртсурт снимает шишку и отдает её ребенку.)
Голос ели (в аудиозаписи):
1. В один клубок воткнута тысяча иголок (ёж).
(за правильный ответ Хĕртсурт хвалит детей, шишки собирают в корзину)
2. Есть такие слова:
"Он всему голова".
Хрустящей корочкой одет,
Очень мягкий, вкусный ... (хлеб).
3. У одной белки 2 хвоста (лапоть).
Хĕртсурт: Вот он лапоть – çăпата. А теперь мы поиграем в чувашскую игру, в лапоть, кого лаптем задену – станцует нам, а все мы ему поможем.
Чувашская народная игра «Çăпата» («Лапоть»). Дети встают в круг. Под весёлую чувашскую народную мелодию Хĕртсурт кружит лапоть, кого заденет, тот выходит, берет лапоть, и игра продолжается.
Воспитатель: Как весело мы поиграли! А где же наши музыканты?
Дети: Эпир кунта! (Мы здесь!)
Воспитатель: Музыканты, выходите, инструменты все берите!
Детский шумовой оркестр исполняет чувашскую плясовую мелодию.
Хозяйка: Молодцы, ребята, настоящие музыканты. Инструменты положите, присаживайтесь на лавочки.
Хĕртсурт: Славно мы повеселились, но пришло время прощаться. Пойду к своей подружке, расскажу, как весело нам было. Сывă пулăр, до свидания! (Уходит).
Дети: Сывă пулăр! (До свидания»)
Хозяйка: Снова музыка звучит, новый гость сюда спешит. Посмотрим, кто же это.
Звучит музыка Ф.Лукина «Танец детей». Входит ребенок в костюме Хлебушка (Çăкăр), танцует.
Çăкăр: Ырă кун пултăр! (Здравствуйте!)
Дети: Ырă кун пултăр! (Здравствуйте!)
Çăкăр: Вот я теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Я пожаловал, пришел.
Во мне здоровье ваше, сила,
Во мне чудесное тепло.
Сколько рук меня растило,
Охраняло, берегло.
Во мне— земли родимой соки,
Солнца свет в лице моем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Воспитатель: Какой славный гость к нам пожаловал! Хлебушек, ҫăкăр! Оставайся у нас на празднике (Çăкăр садится на скамейку) Ребята, из чего же пекут хлеб?
Дети: Из муки.
Хозяйка: А мука откуда берётся?
Дети: Из зерна.
Хозяйка: Правильно. Много людей потрудилось, чтобы хлеб получился пышным, вкусным, ароматным. Поэтому его нужно беречь. Про хлеб народ сложил много пословиц, послушаем их.
Дети (поочередно): «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Çăкăртан аслă ан пул» («Не ставь себя выше хлеба»), «Хлеб – всему голова», Худ обед, коли хлеба нет. Хлеб – батюшка, водица – матушка.)
Хозяйка: Спасибо, ребята. В этом году богатая была нива, много пшеницы уродила. А мы поиграем и все колоски соберём.
Игра «Колоски»
Дети выстраиваются в две команды. По команде хозяйки «Пĕрре, иккĕ, виççĕ – чуп!» («Раз, два, три – беги!») дети собирают колоски и связывают их в сноп.
Хозяйка: Молодцы, ребята, какие вы ловкие! Вот какой урожай вырос под небом чувашским! (вместе с детьми ставит колосья в кувшин)
Хозяйка: Садитесь, ребята, на лавки, да не делайте давки!
5 ребёнок: Мы в Чувашии живём –
В краю озёр и пашен,
По- чувашски мы поём
По-чувашски пляшем.
Хозяйка: А теперь для всех для вас – наш чувашский перепляс.
Чувашский танец «Чувашия моя» в исполнении педагогов
Хозяйка: Сегодня мы пели, танцевали и играли в чувашские игры. Ведь Чувашия – наша Родина, и мы всегда будем помнить и беречь её традиции, будем любить и всегда гордиться ею. По чувашскому обычаю я хочу вас угостить. Вот вам, дорогие из пшениченьки пирожки, блины да прянички. (Берет со стола корзину с пирожками, передаёт детям.)
Дети: Тавтапуç! (Спасибо!)
Ребенок: Мы тоже пришли не с пустыми руками. Мы очень старались и хотим преподнести Хозяйке и гостям подарки, сделанные своими руками.
Звучит музыка, дети дарят сувениры с национальным орнаментом, говорят: «Илĕр, тархасшăн» («Возьмите, пожалуйста»).
Хозяйка: А теперь настала пора прощаться с вами. Сывă пулăр!
Дети: Сывă пулăр! (До свиданья!)
Хозяйка: До свиданья! До новых встреч!
Звучит песня «Чăваш ен». Дети берутся за руки и выходят из зала змейкой.
Литература:
1. Праздник на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/под ред. Р. Б. Кузьминой- Чебоксары, 2006.
2. Чувашская МУЗЫКА в детском саду. Хрестоматия/ под ред. Г. П. Захаровой, Л. Л. Захарова - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995.
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной группы «Путешествие в Бордландию» Тема: Создание условий в ДОУ для полноценного физического и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста…
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Новый год в кругу семьи» Цель: формирование представлений о празднике Новый год в семье. Задачи: Обучающие: - закрепить...