Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей подготовительного к школе возраста с использованием ИКТ «По страницам блокадного Ленинграда…»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:

- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;

- расширить представление о жизни детей блокадного Ленинграда;

- формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;

- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;

- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

Оборудование и материалы (оформление зала): 

  • проектор,
  • экран,
  • музыкальная аппаратура с аудиозаписями,
  • презентация «Блокада Ленинграда»,
  • детские рисунки, макеты, книги по теме,
  • стенд с наглядным материалом о Блокаде.

 

Ход мероприятия:

Звучит фоновая музыка.

Ведущий:

Вам, героическим защитникам Ленинграда, 
Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, 
Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду, 
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых … ПОСВЯЩАЕТСЯ…
(Слайд «Блокада Ленинграда».)

Звучит фоновая музыка.

(Слайд "Лето. Ленинград довоенный…".)

Ведущий: Это наш родной Петербург, Ленинград – самый красивый город в мире! И на него в 1941 году поднял руку фашизм. Начало лета было холодным, но накануне 22 июня солнце вышло из-за туч и день был, по-летнему, тёплым. Белая ночь на Неве! На улицах, площадях и набережных десятиклассники отмечали окончание школы. Жизнь была наполнена миром и счастьем.

Звучит довоенный вальс, пара детей танцует.

(Слайд "Начало войны».)
Гаснет свет. Звучит фонограмма. Дети замирают, с тревогой смотрят вверх.

(Слайд "Ленинград в огне".)
Пара уходит.

Ведущий:

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.

Ведущий: 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашисты напали на нашу страну. А 8 сентября вероломные враги окружили наш Ленинград.

Ведущий: Наш город бомбили и днем, и ночью. Были разрушены дома, сорваны крыши. Чтобы сохранить стекла при бомбёжке, окна заклеивали бумагой крест на крест. 

(Слайд), заклеивает окна.
Ведущий:

Черные окна,
И взрывов гул. 
В грохоте, гари 
Питер тонул. 
Хмурые лица
И взгляд потухший.
Город унылый, 
Серый и скучный.

Ведущий:
Город был осаждён. Постепенно закончились запасы продовольствия, не было воды, электричества. Город постоянно бомбили. Голод, бомбёжки, холод уносили жизни людей! Жуткий страх, горе, голод, смерть - страшное время началось для жителей города, среди которых было много детей.

Дети читают стихи:
Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

Из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.

И люди слушали стихи,

как никогда,- с глубокой верой,

в квартирах черных, как пещеры,

у репродукторов глухих.

Ели маленький кусок ржаного хлеба

По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…

И руины там, где дом вчера стоял…

Как жить без мамы и отца,

Без хлеба, дома и тепла?

Всё это отняла война.

Не хлюпали, не плакали, не ныли

Ребята ленинградские, а — жили!

В них теплилась едва душа.

Подкашивались ноги от бессилья.

Всё отняла у них война,

Оставив ненависть к фашистскому насилью.

Стеклянные глаза без страха к смерти,

Голодные, худые, ледяные дети.

Со взрослыми сражались вместе,

Им помогали, позабыв о детстве.

Пусть помнит каждый человек

Залитый кровью, детский след.

Ведущий: Блокада Ленинграда стала испытанием не только для взрослых, но и для детей. Но ребята брались за любую, даже самую сложную работу. Они «чинили» одежду раненых, делали бинты, рубили дрова, носили воду.

Ведущий: В городе не было ни света, ни тепла, ни воды. Очень рано в том году наступили сильные морозы. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима, стояли сильные морозы и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах. Люди были обессилевшими от голода. Им трудно было тащить санки с грузом. Но это был единственный способ – брать воду из Невы.

Слайд «Люди идут за водой»

Девочка читает стихотворение:

Я в гору саночки толкаю.

Еще немного — и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжелой стала, как свинец.

Метет колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, точно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

И Смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда...

Как хорошо, что ты замерзла

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.

Ведущий: 872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили наравне со взрослыми. Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города.

Ведущий: Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, было решено не останавливать работу школ. Ребята сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах.

Ведущий: В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. Но даже в таких жутких условиях дети продолжали учиться.

Ведущий:

Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

Дети читают стихи:

Мальчишки и девчонки Ленинграда,

Война у вас детство украла.

Лишила родных и близких.

Мы вам поклонимся низко.

Вы повзрослели так рано.

Работали ночью и днём.

За ваши душевные раны

Низкий поклон.

И голод, и холод вас сковывал,

Пронзала жгучая боль.

Игрушки отброшены в сторону,

А цель лишь одна - фронт!

Спасибо, спасибо, ребята,

За вашу отвагу и труд.

И эта скорбная дата

Запомнится всем вокруг.

Ведущий: Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Больше 15 тысяч мальчишек и девчонок были награждены наградами «За оборону Ленинграда».

Исполняется песня «Ленинградцы». (строятся полукругом)

Ведущий: Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего.

Хлеб в блокадном Ленинграде выдавали по карточкам - по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было. 

(Слайд.)

Ведущий: Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Вот так говорили про блокадный хлеб.

(На тарелке показывает детям кусок хлеба.)

(Слайд.)

Ведущий:

Сейчас, мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда…кроме хлеба есть было нечего.

Ведущий: Письма в блокадном городе – они были нужны ленинградцам не меньше, чем хлеб. На фронте никто не знал и даже представить себе не мог, что происходит в Ленинграде. Письмо с сообщением «жив и здоров» могло на время заставить забыть о голоде, холоде и обо всём происходящем.

Ведущий: Весной сорок второго года фашисты объявили, что в осажденный Ленинград даже птица не может пролететь. В ответ многие жители города стали носить на груди жетон. Он представлял собой ласточку, несущую в клюве письмо, и означал ожидание доброй вести с большой земли. 

(Слайд «Блокадная ласточка».)

Девочка читает стихотворение:

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна —

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

Или где-нибудь доныне бродит

то письмо, желанное, как свет?

Ищет адрес мой и не находит

и, томясь, тоскует: где ж ответ?

О, найди меня, гори со мною,

ты, давно обещанная мне

всем, что было,- даже той смешною

ласточкой, в осаде, на войне…

Исполняется песня «Ты лети, лети, ласточка моя...».

(Строятся клином)

Дети читают стихи:

Ты проснешься на земле цветущей,

вставшей не для боя — для труда.

Ты услышишь ласточек поющих:

ласточки вернулись в города.

Гнезда вьют они — и не боятся!

Вьют в стене пробитой, под окном:

крепче будет гнездышко держаться,

люди больше не покинут дом.

Ведущий: У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. В их умах сложились особенные ценности и представления о добре и зле. Дети войны очень быстро повзрослели. В своё маленькое сердце они приняли большую боль войны.

Ведущий: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец … Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Великой Отечественной войны.

(Слайд "Горящая свеча".)

Звучит фоновая музыка.

Ведущий: МИНУТА МОЛЧАНИЯ... Самая длинная минута праздника. В ней не 60 секунд, в ней 900 страшных блокадных дней, в ней навсегда сотни тысяч героических защитников и мирных жителей Ленинграда.

Ведущий: МИНУТА МОЛЧАНИЯ... Она освящена огнём боёв и огнём салютов. Самая тихая минута праздника, самая грустная минута праздника, но самая гордая минута праздника.

Ведущий: МИНУТА МОЛЧАНИЯ... Всё меньше остаётся защитников Ленинграда, но живы дети блокады. Не было и, дай бог, никогда больше не будет на земле детей, которым придётся пережить то, что пережили эти дети.

Ведущий: МИНУТА МОЛЧАНИЯ... Блокадники будут вспоминать родных и близких, которые покоятся в братских могилах Пискарёвского, Серафимовского, Богословского и других кладбищ города. А в нас, вместе с нашими сердцами, пусть всегда стучит Ленинградский метроном и звук его будет слышен всем последующим поколениям. МИНУТА МОЛЧАНИЯ…

Ведущий: Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.

(Звучит Ленинградский метроном.)
- Спасибо!

Звучит фоновая музыка.

Ведущий:

А может, все они превратились в ангелов? И стали символом вечности и бессмертия души бойцов, которые не вернулись с той далекой войны. И теперь, ощущая беду, они низко летают над землёй и оберегают людей от опасности...

Исполняется танец под фоногр. «Я ангелом летал»

Ведущий: Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому они и хотели стереть его с лица земли.

Ведущий: Но фашисты глубоко просчитались. 27 января 1944 года, наши войска прорвали блокаду! Измождённые жители, все до одного вышли на улицы города, чтобы увидеть салют победы! Салют в их честь! Салют в честь недоживших до этого дня! Салют в честь воинов, которые ценой своей жизниспасли город на Неве. 

(Слайд.)

Ведущий: Ленинград! Для всех людей на планете стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Дети читают стихи: (с флажками в руках)

Люди Ленинграда, вы - герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будет больше горя.

Никогда, никогда, никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним.

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам спасибо говорим!

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!

И когда врага отбросили назад,

Был салют! Его снаряды возвещали:

– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

От усталости шатаясь, ленинградцы

Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»

И сквозь слёзы начинали обниматься, –

Всё! Закончилась блокадная пора!

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия невыживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Есть салют у нас весной – на День Победы,

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды

Тот салют в голодно-белом январе…

Ведущий: Человек рождается, чтобы жить, радоваться жизни, быть счастливым.

Ведущий: Мы обращаемся ко всем: «Мы, все вместе, можем и должны хранить мир на Земле!»

Ведущий: Нам нужен мир – тебе, и мне,

и всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет,

который завтра встретим.

Ведущий: Нам нужен мир, трава в росе,

улыбчивое детство,

Нам нужен мир, прекрасный мир,

полученный в наследство…

Ведущий: Поднимите руки выше,

Чтоб все их видеть могли,

Чтобы всем был сегодня слышен

Голос юных граждан Земли.

Под фонограмму дети машут руками над головой, затем под музыку выходят из зала.

 

Используемые ресурсы:

  1. https://stihi.ru/2013/01/14/1396
  2. http://126.dou.spb.ru/attachments/article/177/блокада.pdf
  3. http://me-po.ru/articles/626-kartoteka-stihov-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-dnyu-pobedy.html


Новые публикации

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или…

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или как устанавливать запреты» Цель: повышение психологической грамотности родителей. Задачи: - ознакомление родителей c...

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения…

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения (гнев, агрессию)

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей…

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей мечты» Цель: - Воспитывать интерес к рисованию. Задачи: - Закрепить навыки рисования разными приёмами (примакивание, прокручивание). -...

Читайте также

Конспект занятия для средней группы «Путешествие в страну «Зима»

Конспект занятия для средней группы«Путешествие в страну «Зима» Цели: Закрепить знание детей о времени года – зима, умение отвечать на вопросы; -...

Утренник «Цветик-семицветик» в старшей группе, посвященный Дню Матери

Утренник «Цветик-семицветик» в старшей группе, посвященный Дню Матери   Действующие лица: ведущий, дети, Карлсон. Под музыку дети заходят в зал и встают полукругом возле...

Календарное планирование на май

Календарное планирование на май Подготовительная группа   Тема 1-недели: «В гостях у сказки»   Дата Вид деятельности и режимные моменты. Программные задачи и цели Дети Резуль-татив-ность I половина...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

развитие речи у детей как средство социальной адаптации

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста как средство социальной адаптации. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется...

МАМИН ДЕНЬ

Sample Image

2 марта 2021 года воспитанники группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка превратились в весёлых ребят – сорочат. И вместе с Мамой – Сорокой отправились в сказку и весело отпраздновали Мамин день. МАМИН ДЕНЬ Цель: Создание положительного...

Пособия своими руками

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка - значимые органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Для ребенка развитие тактильных ощущений имеет большое значение. В момент прикосновения ребенка к какой -...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство