Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

Пояснительная записка

В настоящее время обращение к фольклору имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, выявить природные способности и задатки для дальнейшего развития.

Участие детей в календарных обрядах — школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их традиций, обычаев.

В данной методической разработке представлен русский народный обряд «Кузьминки». Кузьми́нки осенние (Курьи именины) - день народного календаря славян, отмечаемый 1 (14) ноября. По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В церковном сознании православной Руси этот день стал праздником кузнецов Кузьмы и Демьяна. В старину народ верил, что эти святые помогут больным. В этот день было принято идти в церковь, желательно Кузьмы и Демьяна, и молиться об исцелении. После посещения церкви, как правило, ремесленники и девушки собирались и веселились всю ночь. Изба и двор становились своеобразным домашним театром, ярмаркой. Мастера приносили лучшие изделия, девушки брали с собой рукоделья. Здесь пели, танцевали, играли, шутили

Цель мероприятия:

Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.

Задачи:

Обучающиеся:

  • дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Кузьминки»;
  • познакомить детей с разными жанрами фольклора;
  • обучение пению в народной манере.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, навыков импровизации, хороводного пения через их собственную художественную деятельность;
  • улучшение артикуляции и выразительности речи;
  • развитие социальной, познавательной, творческой активности детей.

Воспитательные:

  • воспитать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • создание сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;
  • воспитание личности стремящейся к нравственному совершенству.

Участники: дети 6-7 лет, педагоги.

Оборудование и технические средства:

компьютер, музыкальный центр, музыкальные инструменты.

Оформление и наглядность

Музыкальное оформление:

Звук №1. народный наигрыш фонограмма.

Звук №2. Колокольный звон.

Звук №3. «Земляниченька» свадебная песня Курского края.

Звук №4. «У нас под лесом, лесом» русская народная песня

Звук №5. «Во кузнице» фонограмма народной песни.

Звук №6. «Сокол и лебедушка» подвижная игра, Курского края.

Звук №7. «Коробейники» русский народный наигрыш.

Звук №8. «И шла маша по дорожке» частушки.

Звук №9. «Бояре» игра стенка на стенку.

Звук №10. «ЕМЕЛЯ».

Звук №11. «Петушиные бои» русский народный наигрыш.

Звук №12. «Колесо» плясовая песня Курского края.

Декорации, реквизит, атрибуты:

Печь, лавки, стол, домашняя утварь, вышитые полотенца, прялка, инвентарь для рукоделия, костюмы для ансамбля, стрелы, валенки, молотки, гвозди, веревка. Название праздника «КУЗЬМИНКИ» буквы.

Условия и особенности реализации:

большое хорошо освещенное помещение.

Методические советы, рекомендации по проведению мероприятия:

Готовится сценарий, детям раздаются слова, проходит работа над каждым эпизодом, разучиваются песни, танцы, игры, текст, проходит репетиция всего обряда.

Репетиции фольклорного ансамбля – два раза в неделю в течении месяца.

Мероприятие проводится 14 ноября в день «Кузьмы и Демьяна», приглашаются родители старших и подготовительных групп.

Ход мероприятия

Сцена украшена в стиле русской народной избы.

Звучит народный наигрыш (звук №1), выходит сказительница

Сказительница:

Здравствуйте гости званые да желанные! Всем ли видно, всем ли слышно? Рада, что вы не забыли про меня и в гости пришли в такой большой праздник. А за это расскажу я вам сказочку.

Жили - были в одной избе отец, мать и было у них три дочери. Старшую звали Варварой. Уж очень мать ее любила и хвалила. Среднюю дочь звали Настенькой, а младшую Машенькой.

Открывается занавес, комната в избе. Возле печи сидят Машенька и Настенька. На печи спит Варвара. За столом сидит Отец.

Отец:

Ох, что то мать запаздывает

Звучит колокольный звон (звук №2) появляется матушка

Мать:

Да ты, что Отец вот и я

Отец:

Куда ж ты ходила

Мать:

В церковь. Батюшка нам рассказывал о святых чудотворцах Кузьме и Демьяне.

Отец:

Расскажи ка Мать и нам.

Мать:

Давным-давно жили-были два брата Кузьма да Демьян. Когда они были еще маленькими детьми, они очень любили Господа Бога. Часто молились, ходили в церковь. Спаситель их за это наградил: даровал им уменье лечить. Лечили они только бедных людей и за свою работу денег не брали. За это их прозвали бессеребренниками. Они следовали ученью Господа Бога: «Даром исцеляйте, даром получили, даром и отдайте». Церковь помнит этих людей, и мы с вами должны их помнить.

Отец:

А я знаю, что Кузьма и Демьян были еще и большими мастерами – ремесленниками. А как они любили петь и плясать. И теперь принято в этот день посиделки устраивать. Мать, а где Варвара то?

Мать:

Вон, на печи лежит, похрапывает. Вставай доченька, уж день занимается.

Варвара:

Пусть занимается у него до вечера много дел! Я лучше на печке полежу да спинку погрею!

Мать:

Вставай Варварушка уж петушок поет!

Варвара:

Пусть поет петушок маленький ему и ночь долга!

Мать:

Вставай Варварушка уж солнышко восходит!

Варвара:

Пусть восходит ему далеко бежать!

Мать:

Вставай доченька, уж каша готова!

Варвара:

А я уж матушка за столом сижу

Мать:

Большой праздник сегодня на двор пришел Кузьма да Демьян.

Отец:

Кузьминки его еще называют

Настенька:

Кузьминки – об осени одни поминки!

Варварушка:

Кузьминки – встреча зимы.

Машенька:

Кузьма да Демьян – большие работники. Они кузнецы, они и плотники.

Отец:

Они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха!

Стук в дверь, подружки пришли

1

Дети:

Мы пришли сегодня к Вам,

Рады вы иль нет гостям?

Мать:

Заходите – рады Вам

Рады мы всегда гостям!

Дети:

Мы не только так пришли

Мы работу принесли

Мать:

Садитесь ка девицы за рукоделье, да будем зимнюю пряжу прясть. И ты Отец берись за дело.

Девицы берут в руки полотенца ручной работы, имитируют вышивание.

Сказительница:

Вот бывала на Руси такая примета:

«Песня вечерком слышна – посиделки это не беда,

что дождь иль снег – человек не вата,

собирались вечерком парни да девчата».

С шуткой, песней и весельем, и работа спорится.

«В тесноте да не в обиде – хозяйка не расстроится».

Издавна мастеров уважали, чтили. Трудолюбием своим славилась Россия!

Отец:

Давайте попросим Кузьму да Демьяна помочь нам.

Все:

Батюшка Кузьма да Демьян сравняй меня позднюю с ранней!

Мать:

Да вместе песню заведем, что бы работа лучше спорилась.

Девицы исполняют песню «Земляниченка» (звук №3). Влетают стрелы

Отец:

Ой, Мать гляди! Стрелы наш двор влетели! Девчата собирайтесь да наряжайтесь – парни идут на посиделки!

Мать:

На Кузьму и Демьяна к кому на двор стрелы прилетят, там и свадьбы играли.

Раздается шум и смех. Идут парни, исполняют песню «У нас под лесом, лесом» (звук №4). Несут инструменты.

Парни:

2

Здравствуйте хозяева!

Хозяева:

Здравствуйте, добры молодцы!

Парни:

Мы кузнецы! Кузнечному делу хорошо обучены.

Отец:

Покажите свое уменье!

Под мелодию русской народной песни «Во кузнеце» (звук №5) парни куют гвозди.

Парни:

А вот и уменье наше.

Показывают гвозди.

Мать:

Гвозди в доме всегда нужны. Чем бы вам заплатить?

Парни:

Мы бессеребренники! За работу денег не берем! Дайте нам каши горшок, да накормите вволю!

Отец:  

В день, когда празднуется память этих святых, в деревнях носят в церковь кур и варят кашу, отведать которую приглашают и святых угодников:

Кузьма да Демьян приходите к нам кашу хлебать!

Мать:

А в Курской губернии, наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трех курёнков и есть их утром, в обед и вечером «что бы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма – Демьян – сребренница! Зароди Господи, что бы писклятки водились». Наблюдают так же, что бы за трапезой не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.

Парни:

Хватит девицы прясть да ткать. Давайте в игры играть.

Исполняется народная игра Курской области «Сокол и лебедушка» (звук №6).

3

4

Звучит наигрыш «Коробейники» (звук №7)

Отец:

А вот гости дорогие два брата Фома да Ерема – позабавить Вас хотят.

5

Фома:

Сядем братец рядком!

Ерема:

Да поговорим ладком!

Фома:

Пошел я на лыко кору драть

Вижу, на утке озеро плавает

Я бросил три палки

Одну – еловую, другую – березовую , третью – рябиновую.

Бросил еловую – не добросил

Бросил березовую – перебросил

Бросил рябиновую – угодил!

Озеро вспорхнуло, полетело

А утки остались

Ерема:

Эх! Это, что! А вот со мной случай был:

Летит пуля, жужжит

Я в бок – она за мной!

Я в другой – она за мной!

Я упал в кусты – она хвать меня в лоб!

А я цап рукой!

Ан это – жук!

Мать:

Хороши ваши небылицы.

Издавна любили на Руси петь. Пели так, что аж избу качало. Ведь с хорошей песней и работа спорится.

Исполняются частушки «И шла Маша по дорожке) (звук №8).

Девицы:

Эй, сыпь веселей

Лаптей не жалей!

Это верно – совершенно

Что картошка без костей

Разметем лужок

Да разведем кружок

Будем кругом ходить

Да хоровод водить!

Исполняется игра «Бояре» (звук №9)

Влетает валенок. Отец его ловит

Отец:

Мать гляди! А валенок то откуда?

Мать:

Не знаю, откуда он мог взяться.

С песней входит Емеля (звук №10)

Емеля:

Здорово, хозяева! Я свататься пришел!

Отец:

Как это свататься?

Емеля:

Валенок мой у вас?

Мать:

У нас!

Емеля:

Ну вот! Невесты у вас есть?

Отец:

Есть! Но ведь путные женихи стрелы в дом запускают, а не валенки!

Емеля:

Да мне лень было стрелы вытачивать!

Хозяева:

Так ты жених?

Варвара:

Где жених? Мамка обувай меня! Мамка наряжай меня! Мамка щеки крась!

Емеля:

Вот так невеста! Да она и одеваться то сама не умеет! Нет! Я уж лучше дальше пойду!

Мать:

Что ты Емеля! Все она умеет делать! А красавица какая! А сам-то ты, что делать умеешь?

Емеля:

Я работать не люблю! Да и не умею! А вот развеселить кого хочешь смогу!

Проводится игра «Петушиные бои» (звук №11)

6

Содержание:

Играющие парами стоят в круге диаметром 2 - 4 м друг против друга на одной ноге, другая нога согнута в колене и поддерживается за носок рукой.

Каждый из игроков, прыгая на одной ноге и толкая другого плечом, старается заставить своего партнера, потерять равновесие и стать на вторую ногу.

Победители образуют новые пары до истечения определенного времени.

Правила:

Побеждает игрок, который вытолкнет своего партнера из круга или заставит прикоснуться к ковру второй ногой.

Прыгать можно только в пределах круга.

Игроки должны толкать друг друга только плечом.

Команда-победительница определяется по сумме побед участников.

Выходит сказительница

Сказительница:

Как прекрасна наша Курская земля. Земля наших дедов и прадедов. Ни променяем тебя, ни на злато, ни на серебро. И пусть наш праздник, как чистый родничок течет к большой реке памяти. Да возьмут наши дети, все самое доброе, мудрое, вечное и возродится великая Русь.

А сейчас честной народ собирайся в хоровод!

Исполняется Курский карагод «Колесо» (звук №12)

7

Фото на память

8



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования…

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы...

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок»

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» Аннотация: Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей...

Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства» Паспорт проектной работы 1. Название проекта: «Воздух и его свойства». 2. Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники старшей...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Пасхальное яйцо»

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Пасхальное яйцо» Цель: Познакомить детей с традиционным праздником – Пасха. Воспитывать интерес к русским пасхальным...

Комплексное занятие по ФЭМП на тему: «Часть и целое с…

Комплексное занятие по ФЭМП на тему: «Часть и целое с элементами ориентировки в пространстве и на плоскости» (Подготовительная группа) Цель: - Продолжать учить...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста…

Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Цирковое представление» Цель: формирование представлений о законах движения и равновесия. Задачи: образовательные: -...