Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

Пояснительная записка

В настоящее время обращение к фольклору имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, выявить природные способности и задатки для дальнейшего развития.

Участие детей в календарных обрядах — школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их традиций, обычаев.

В данной методической разработке представлен русский народный обряд «Кузьминки». Кузьми́нки осенние (Курьи именины) - день народного календаря славян, отмечаемый 1 (14) ноября. По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В церковном сознании православной Руси этот день стал праздником кузнецов Кузьмы и Демьяна. В старину народ верил, что эти святые помогут больным. В этот день было принято идти в церковь, желательно Кузьмы и Демьяна, и молиться об исцелении. После посещения церкви, как правило, ремесленники и девушки собирались и веселились всю ночь. Изба и двор становились своеобразным домашним театром, ярмаркой. Мастера приносили лучшие изделия, девушки брали с собой рукоделья. Здесь пели, танцевали, играли, шутили

Цель мероприятия:

Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.

Задачи:

Обучающиеся:

  • дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Кузьминки»;
  • познакомить детей с разными жанрами фольклора;
  • обучение пению в народной манере.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, навыков импровизации, хороводного пения через их собственную художественную деятельность;
  • улучшение артикуляции и выразительности речи;
  • развитие социальной, познавательной, творческой активности детей.

Воспитательные:

  • воспитать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • создание сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;
  • воспитание личности стремящейся к нравственному совершенству.

Участники: дети 6-7 лет, педагоги.

Оборудование и технические средства:

компьютер, музыкальный центр, музыкальные инструменты.

Оформление и наглядность

Музыкальное оформление:

Звук №1. народный наигрыш фонограмма.

Звук №2. Колокольный звон.

Звук №3. «Земляниченька» свадебная песня Курского края.

Звук №4. «У нас под лесом, лесом» русская народная песня

Звук №5. «Во кузнице» фонограмма народной песни.

Звук №6. «Сокол и лебедушка» подвижная игра, Курского края.

Звук №7. «Коробейники» русский народный наигрыш.

Звук №8. «И шла маша по дорожке» частушки.

Звук №9. «Бояре» игра стенка на стенку.

Звук №10. «ЕМЕЛЯ».

Звук №11. «Петушиные бои» русский народный наигрыш.

Звук №12. «Колесо» плясовая песня Курского края.

Декорации, реквизит, атрибуты:

Печь, лавки, стол, домашняя утварь, вышитые полотенца, прялка, инвентарь для рукоделия, костюмы для ансамбля, стрелы, валенки, молотки, гвозди, веревка. Название праздника «КУЗЬМИНКИ» буквы.

Условия и особенности реализации:

большое хорошо освещенное помещение.

Методические советы, рекомендации по проведению мероприятия:

Готовится сценарий, детям раздаются слова, проходит работа над каждым эпизодом, разучиваются песни, танцы, игры, текст, проходит репетиция всего обряда.

Репетиции фольклорного ансамбля – два раза в неделю в течении месяца.

Мероприятие проводится 14 ноября в день «Кузьмы и Демьяна», приглашаются родители старших и подготовительных групп.

Ход мероприятия

Сцена украшена в стиле русской народной избы.

Звучит народный наигрыш (звук №1), выходит сказительница

Сказительница:

Здравствуйте гости званые да желанные! Всем ли видно, всем ли слышно? Рада, что вы не забыли про меня и в гости пришли в такой большой праздник. А за это расскажу я вам сказочку.

Жили - были в одной избе отец, мать и было у них три дочери. Старшую звали Варварой. Уж очень мать ее любила и хвалила. Среднюю дочь звали Настенькой, а младшую Машенькой.

Открывается занавес, комната в избе. Возле печи сидят Машенька и Настенька. На печи спит Варвара. За столом сидит Отец.

Отец:

Ох, что то мать запаздывает

Звучит колокольный звон (звук №2) появляется матушка

Мать:

Да ты, что Отец вот и я

Отец:

Куда ж ты ходила

Мать:

В церковь. Батюшка нам рассказывал о святых чудотворцах Кузьме и Демьяне.

Отец:

Расскажи ка Мать и нам.

Мать:

Давным-давно жили-были два брата Кузьма да Демьян. Когда они были еще маленькими детьми, они очень любили Господа Бога. Часто молились, ходили в церковь. Спаситель их за это наградил: даровал им уменье лечить. Лечили они только бедных людей и за свою работу денег не брали. За это их прозвали бессеребренниками. Они следовали ученью Господа Бога: «Даром исцеляйте, даром получили, даром и отдайте». Церковь помнит этих людей, и мы с вами должны их помнить.

Отец:

А я знаю, что Кузьма и Демьян были еще и большими мастерами – ремесленниками. А как они любили петь и плясать. И теперь принято в этот день посиделки устраивать. Мать, а где Варвара то?

Мать:

Вон, на печи лежит, похрапывает. Вставай доченька, уж день занимается.

Варвара:

Пусть занимается у него до вечера много дел! Я лучше на печке полежу да спинку погрею!

Мать:

Вставай Варварушка уж петушок поет!

Варвара:

Пусть поет петушок маленький ему и ночь долга!

Мать:

Вставай Варварушка уж солнышко восходит!

Варвара:

Пусть восходит ему далеко бежать!

Мать:

Вставай доченька, уж каша готова!

Варвара:

А я уж матушка за столом сижу

Мать:

Большой праздник сегодня на двор пришел Кузьма да Демьян.

Отец:

Кузьминки его еще называют

Настенька:

Кузьминки – об осени одни поминки!

Варварушка:

Кузьминки – встреча зимы.

Машенька:

Кузьма да Демьян – большие работники. Они кузнецы, они и плотники.

Отец:

Они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха!

Стук в дверь, подружки пришли

1

Дети:

Мы пришли сегодня к Вам,

Рады вы иль нет гостям?

Мать:

Заходите – рады Вам

Рады мы всегда гостям!

Дети:

Мы не только так пришли

Мы работу принесли

Мать:

Садитесь ка девицы за рукоделье, да будем зимнюю пряжу прясть. И ты Отец берись за дело.

Девицы берут в руки полотенца ручной работы, имитируют вышивание.

Сказительница:

Вот бывала на Руси такая примета:

«Песня вечерком слышна – посиделки это не беда,

что дождь иль снег – человек не вата,

собирались вечерком парни да девчата».

С шуткой, песней и весельем, и работа спорится.

«В тесноте да не в обиде – хозяйка не расстроится».

Издавна мастеров уважали, чтили. Трудолюбием своим славилась Россия!

Отец:

Давайте попросим Кузьму да Демьяна помочь нам.

Все:

Батюшка Кузьма да Демьян сравняй меня позднюю с ранней!

Мать:

Да вместе песню заведем, что бы работа лучше спорилась.

Девицы исполняют песню «Земляниченка» (звук №3). Влетают стрелы

Отец:

Ой, Мать гляди! Стрелы наш двор влетели! Девчата собирайтесь да наряжайтесь – парни идут на посиделки!

Мать:

На Кузьму и Демьяна к кому на двор стрелы прилетят, там и свадьбы играли.

Раздается шум и смех. Идут парни, исполняют песню «У нас под лесом, лесом» (звук №4). Несут инструменты.

Парни:

2

Здравствуйте хозяева!

Хозяева:

Здравствуйте, добры молодцы!

Парни:

Мы кузнецы! Кузнечному делу хорошо обучены.

Отец:

Покажите свое уменье!

Под мелодию русской народной песни «Во кузнеце» (звук №5) парни куют гвозди.

Парни:

А вот и уменье наше.

Показывают гвозди.

Мать:

Гвозди в доме всегда нужны. Чем бы вам заплатить?

Парни:

Мы бессеребренники! За работу денег не берем! Дайте нам каши горшок, да накормите вволю!

Отец:  

В день, когда празднуется память этих святых, в деревнях носят в церковь кур и варят кашу, отведать которую приглашают и святых угодников:

Кузьма да Демьян приходите к нам кашу хлебать!

Мать:

А в Курской губернии, наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трех курёнков и есть их утром, в обед и вечером «что бы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма – Демьян – сребренница! Зароди Господи, что бы писклятки водились». Наблюдают так же, что бы за трапезой не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.

Парни:

Хватит девицы прясть да ткать. Давайте в игры играть.

Исполняется народная игра Курской области «Сокол и лебедушка» (звук №6).

3

4

Звучит наигрыш «Коробейники» (звук №7)

Отец:

А вот гости дорогие два брата Фома да Ерема – позабавить Вас хотят.

5

Фома:

Сядем братец рядком!

Ерема:

Да поговорим ладком!

Фома:

Пошел я на лыко кору драть

Вижу, на утке озеро плавает

Я бросил три палки

Одну – еловую, другую – березовую , третью – рябиновую.

Бросил еловую – не добросил

Бросил березовую – перебросил

Бросил рябиновую – угодил!

Озеро вспорхнуло, полетело

А утки остались

Ерема:

Эх! Это, что! А вот со мной случай был:

Летит пуля, жужжит

Я в бок – она за мной!

Я в другой – она за мной!

Я упал в кусты – она хвать меня в лоб!

А я цап рукой!

Ан это – жук!

Мать:

Хороши ваши небылицы.

Издавна любили на Руси петь. Пели так, что аж избу качало. Ведь с хорошей песней и работа спорится.

Исполняются частушки «И шла Маша по дорожке) (звук №8).

Девицы:

Эй, сыпь веселей

Лаптей не жалей!

Это верно – совершенно

Что картошка без костей

Разметем лужок

Да разведем кружок

Будем кругом ходить

Да хоровод водить!

Исполняется игра «Бояре» (звук №9)

Влетает валенок. Отец его ловит

Отец:

Мать гляди! А валенок то откуда?

Мать:

Не знаю, откуда он мог взяться.

С песней входит Емеля (звук №10)

Емеля:

Здорово, хозяева! Я свататься пришел!

Отец:

Как это свататься?

Емеля:

Валенок мой у вас?

Мать:

У нас!

Емеля:

Ну вот! Невесты у вас есть?

Отец:

Есть! Но ведь путные женихи стрелы в дом запускают, а не валенки!

Емеля:

Да мне лень было стрелы вытачивать!

Хозяева:

Так ты жених?

Варвара:

Где жених? Мамка обувай меня! Мамка наряжай меня! Мамка щеки крась!

Емеля:

Вот так невеста! Да она и одеваться то сама не умеет! Нет! Я уж лучше дальше пойду!

Мать:

Что ты Емеля! Все она умеет делать! А красавица какая! А сам-то ты, что делать умеешь?

Емеля:

Я работать не люблю! Да и не умею! А вот развеселить кого хочешь смогу!

Проводится игра «Петушиные бои» (звук №11)

6

Содержание:

Играющие парами стоят в круге диаметром 2 - 4 м друг против друга на одной ноге, другая нога согнута в колене и поддерживается за носок рукой.

Каждый из игроков, прыгая на одной ноге и толкая другого плечом, старается заставить своего партнера, потерять равновесие и стать на вторую ногу.

Победители образуют новые пары до истечения определенного времени.

Правила:

Побеждает игрок, который вытолкнет своего партнера из круга или заставит прикоснуться к ковру второй ногой.

Прыгать можно только в пределах круга.

Игроки должны толкать друг друга только плечом.

Команда-победительница определяется по сумме побед участников.

Выходит сказительница

Сказительница:

Как прекрасна наша Курская земля. Земля наших дедов и прадедов. Ни променяем тебя, ни на злато, ни на серебро. И пусть наш праздник, как чистый родничок течет к большой реке памяти. Да возьмут наши дети, все самое доброе, мудрое, вечное и возродится великая Русь.

А сейчас честной народ собирайся в хоровод!

Исполняется Курский карагод «Колесо» (звук №12)

7

Фото на память

8



Новые публикации

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...

Читайте также

Детское восприятие, его особенности в общеобразовательной деятельности в дошкольном образовательном…

Детское восприятие, его особенности в общеобразовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении В нашем современном и прогрессивном мире а так же в...

Положение о конкурсе стенгазет «Аватар Индустриального района г.Перми»

Положение о конкурсе стенгазет «Аватар Индустриального района г.Перми» 1. Общие положения 1.1. Положение определяет порядок организации и проведения конкурса стенгазет, посвященного 45-летию...

Перспективный план по теме «Традиции и быт русского народа»

Перспективный план по теме «Традиции и быт русского народа» Месяц Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Январь ООД «Рождество» Презентация «Крещение»...


Комментарии

  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...





В блогах

«Организация методической деятельности по повышению профессионального роста и социальной активности педагогов ДОО»

 Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Работа ДОО в...

Познавательно- исследовательский проект "Мир динозавров" с детьми старшего дошкольного возраста.

Мир динозавров познавательно- исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста Авторы проекта: воспитатели первой квалификационной категории Плотникова И.А Новосибирск 2021 Актуальность проекта Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир древних времён неизведанный и загадочный. Только тот, кто...

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста. № параметры описание 1. Авторы реализуемой практики Гостюхина Л.А., воспитатель подготовительной группы  «Солнечные лучики» 2. Название практики Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности...

Игра «Что? Где? Когда?» Здоровое питание- основа процветания»

Задачи: Закреплять знания детей о продуктах питания и их значении для человека. Укреплять здоровья детей включающее формирование опороно – двигательного аппарата стимулирование функции сердечно-сосудистой дыхательнойсистем и координационных способностей Закреплять понятия «здоровая пища», полезные продукты,вредные продукты. Развивать умение распознавать полезную и...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство