Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»
Пояснительная записка
В настоящее время обращение к фольклору имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, выявить природные способности и задатки для дальнейшего развития.
Участие детей в календарных обрядах — школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их традиций, обычаев.
В данной методической разработке представлен русский народный обряд «Кузьминки». Кузьми́нки осенние (Курьи именины) - день народного календаря славян, отмечаемый 1 (14) ноября. По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В церковном сознании православной Руси этот день стал праздником кузнецов Кузьмы и Демьяна. В старину народ верил, что эти святые помогут больным. В этот день было принято идти в церковь, желательно Кузьмы и Демьяна, и молиться об исцелении. После посещения церкви, как правило, ремесленники и девушки собирались и веселились всю ночь. Изба и двор становились своеобразным домашним театром, ярмаркой. Мастера приносили лучшие изделия, девушки брали с собой рукоделья. Здесь пели, танцевали, играли, шутили
Цель мероприятия:
Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.
Задачи:
Обучающиеся:
- дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Кузьминки»;
- познакомить детей с разными жанрами фольклора;
- обучение пению в народной манере.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, навыков импровизации, хороводного пения через их собственную художественную деятельность;
- улучшение артикуляции и выразительности речи;
- развитие социальной, познавательной, творческой активности детей.
Воспитательные:
- воспитать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
- создание сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;
- воспитание личности стремящейся к нравственному совершенству.
Участники: дети 6-7 лет, педагоги.
Оборудование и технические средства:
компьютер, музыкальный центр, музыкальные инструменты.
Оформление и наглядность
Музыкальное оформление:
Звук №1. народный наигрыш фонограмма.
Звук №2. Колокольный звон.
Звук №3. «Земляниченька» свадебная песня Курского края.
Звук №4. «У нас под лесом, лесом» русская народная песня
Звук №5. «Во кузнице» фонограмма народной песни.
Звук №6. «Сокол и лебедушка» подвижная игра, Курского края.
Звук №7. «Коробейники» русский народный наигрыш.
Звук №8. «И шла маша по дорожке» частушки.
Звук №9. «Бояре» игра стенка на стенку.
Звук №10. «ЕМЕЛЯ».
Звук №11. «Петушиные бои» русский народный наигрыш.
Звук №12. «Колесо» плясовая песня Курского края.
Декорации, реквизит, атрибуты:
Печь, лавки, стол, домашняя утварь, вышитые полотенца, прялка, инвентарь для рукоделия, костюмы для ансамбля, стрелы, валенки, молотки, гвозди, веревка. Название праздника «КУЗЬМИНКИ» буквы.
Условия и особенности реализации:
большое хорошо освещенное помещение.
Методические советы, рекомендации по проведению мероприятия:
Готовится сценарий, детям раздаются слова, проходит работа над каждым эпизодом, разучиваются песни, танцы, игры, текст, проходит репетиция всего обряда.
Репетиции фольклорного ансамбля – два раза в неделю в течении месяца.
Мероприятие проводится 14 ноября в день «Кузьмы и Демьяна», приглашаются родители старших и подготовительных групп.
Ход мероприятия
Сцена украшена в стиле русской народной избы.
Звучит народный наигрыш (звук №1), выходит сказительница
Сказительница:
Здравствуйте гости званые да желанные! Всем ли видно, всем ли слышно? Рада, что вы не забыли про меня и в гости пришли в такой большой праздник. А за это расскажу я вам сказочку.
Жили - были в одной избе отец, мать и было у них три дочери. Старшую звали Варварой. Уж очень мать ее любила и хвалила. Среднюю дочь звали Настенькой, а младшую Машенькой.
Открывается занавес, комната в избе. Возле печи сидят Машенька и Настенька. На печи спит Варвара. За столом сидит Отец.
Отец:
Ох, что то мать запаздывает
Звучит колокольный звон (звук №2) появляется матушка
Мать:
Да ты, что Отец вот и я
Отец:
Куда ж ты ходила
Мать:
В церковь. Батюшка нам рассказывал о святых чудотворцах Кузьме и Демьяне.
Отец:
Расскажи ка Мать и нам.
Мать:
Давным-давно жили-были два брата Кузьма да Демьян. Когда они были еще маленькими детьми, они очень любили Господа Бога. Часто молились, ходили в церковь. Спаситель их за это наградил: даровал им уменье лечить. Лечили они только бедных людей и за свою работу денег не брали. За это их прозвали бессеребренниками. Они следовали ученью Господа Бога: «Даром исцеляйте, даром получили, даром и отдайте». Церковь помнит этих людей, и мы с вами должны их помнить.
Отец:
А я знаю, что Кузьма и Демьян были еще и большими мастерами – ремесленниками. А как они любили петь и плясать. И теперь принято в этот день посиделки устраивать. Мать, а где Варвара то?
Мать:
Вон, на печи лежит, похрапывает. Вставай доченька, уж день занимается.
Варвара:
Пусть занимается у него до вечера много дел! Я лучше на печке полежу да спинку погрею!
Мать:
Вставай Варварушка уж петушок поет!
Варвара:
Пусть поет петушок маленький ему и ночь долга!
Мать:
Вставай Варварушка уж солнышко восходит!
Варвара:
Пусть восходит ему далеко бежать!
Мать:
Вставай доченька, уж каша готова!
Варвара:
А я уж матушка за столом сижу
Мать:
Большой праздник сегодня на двор пришел Кузьма да Демьян.
Отец:
Кузьминки его еще называют
Настенька:
Кузьминки – об осени одни поминки!
Варварушка:
Кузьминки – встреча зимы.
Машенька:
Кузьма да Демьян – большие работники. Они кузнецы, они и плотники.
Отец:
Они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха!
Стук в дверь, подружки пришли
Дети:
Мы пришли сегодня к Вам,
Рады вы иль нет гостям?
Мать:
Заходите – рады Вам
Рады мы всегда гостям!
Дети:
Мы не только так пришли
Мы работу принесли
Мать:
Садитесь ка девицы за рукоделье, да будем зимнюю пряжу прясть. И ты Отец берись за дело.
Девицы берут в руки полотенца ручной работы, имитируют вышивание.
Сказительница:
Вот бывала на Руси такая примета:
«Песня вечерком слышна – посиделки это не беда,
что дождь иль снег – человек не вата,
собирались вечерком парни да девчата».
С шуткой, песней и весельем, и работа спорится.
«В тесноте да не в обиде – хозяйка не расстроится».
Издавна мастеров уважали, чтили. Трудолюбием своим славилась Россия!
Отец:
Давайте попросим Кузьму да Демьяна помочь нам.
Все:
Батюшка Кузьма да Демьян сравняй меня позднюю с ранней!
Мать:
Да вместе песню заведем, что бы работа лучше спорилась.
Девицы исполняют песню «Земляниченка» (звук №3). Влетают стрелы
Отец:
Ой, Мать гляди! Стрелы наш двор влетели! Девчата собирайтесь да наряжайтесь – парни идут на посиделки!
Мать:
На Кузьму и Демьяна к кому на двор стрелы прилетят, там и свадьбы играли.
Раздается шум и смех. Идут парни, исполняют песню «У нас под лесом, лесом» (звук №4). Несут инструменты.
Парни:
Здравствуйте хозяева!
Хозяева:
Здравствуйте, добры молодцы!
Парни:
Мы кузнецы! Кузнечному делу хорошо обучены.
Отец:
Покажите свое уменье!
Под мелодию русской народной песни «Во кузнеце» (звук №5) парни куют гвозди.
Парни:
А вот и уменье наше.
Показывают гвозди.
Мать:
Гвозди в доме всегда нужны. Чем бы вам заплатить?
Парни:
Мы бессеребренники! За работу денег не берем! Дайте нам каши горшок, да накормите вволю!
Отец:
В день, когда празднуется память этих святых, в деревнях носят в церковь кур и варят кашу, отведать которую приглашают и святых угодников:
Кузьма да Демьян приходите к нам кашу хлебать!
Мать:
А в Курской губернии, наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трех курёнков и есть их утром, в обед и вечером «что бы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма – Демьян – сребренница! Зароди Господи, что бы писклятки водились». Наблюдают так же, что бы за трапезой не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.
Парни:
Хватит девицы прясть да ткать. Давайте в игры играть.
Исполняется народная игра Курской области «Сокол и лебедушка» (звук №6).
Звучит наигрыш «Коробейники» (звук №7)
Отец:
А вот гости дорогие два брата Фома да Ерема – позабавить Вас хотят.
Фома:
Сядем братец рядком!
Ерема:
Да поговорим ладком!
Фома:
Пошел я на лыко кору драть
Вижу, на утке озеро плавает
Я бросил три палки
Одну – еловую, другую – березовую , третью – рябиновую.
Бросил еловую – не добросил
Бросил березовую – перебросил
Бросил рябиновую – угодил!
Озеро вспорхнуло, полетело
А утки остались
Ерема:
Эх! Это, что! А вот со мной случай был:
Летит пуля, жужжит
Я в бок – она за мной!
Я в другой – она за мной!
Я упал в кусты – она хвать меня в лоб!
А я цап рукой!
Ан это – жук!
Мать:
Хороши ваши небылицы.
Издавна любили на Руси петь. Пели так, что аж избу качало. Ведь с хорошей песней и работа спорится.
Исполняются частушки «И шла Маша по дорожке) (звук №8).
Девицы:
Эй, сыпь веселей
Лаптей не жалей!
Это верно – совершенно
Что картошка без костей
Разметем лужок
Да разведем кружок
Будем кругом ходить
Да хоровод водить!
Исполняется игра «Бояре» (звук №9)
Влетает валенок. Отец его ловит
Отец:
Мать гляди! А валенок то откуда?
Мать:
Не знаю, откуда он мог взяться.
С песней входит Емеля (звук №10)
Емеля:
Здорово, хозяева! Я свататься пришел!
Отец:
Как это свататься?
Емеля:
Валенок мой у вас?
Мать:
У нас!
Емеля:
Ну вот! Невесты у вас есть?
Отец:
Есть! Но ведь путные женихи стрелы в дом запускают, а не валенки!
Емеля:
Да мне лень было стрелы вытачивать!
Хозяева:
Так ты жених?
Варвара:
Где жених? Мамка обувай меня! Мамка наряжай меня! Мамка щеки крась!
Емеля:
Вот так невеста! Да она и одеваться то сама не умеет! Нет! Я уж лучше дальше пойду!
Мать:
Что ты Емеля! Все она умеет делать! А красавица какая! А сам-то ты, что делать умеешь?
Емеля:
Я работать не люблю! Да и не умею! А вот развеселить кого хочешь смогу!
Проводится игра «Петушиные бои» (звук №11)
Содержание:
Играющие парами стоят в круге диаметром 2 - 4 м друг против друга на одной ноге, другая нога согнута в колене и поддерживается за носок рукой.
Каждый из игроков, прыгая на одной ноге и толкая другого плечом, старается заставить своего партнера, потерять равновесие и стать на вторую ногу.
Победители образуют новые пары до истечения определенного времени.
Правила:
Побеждает игрок, который вытолкнет своего партнера из круга или заставит прикоснуться к ковру второй ногой.
Прыгать можно только в пределах круга.
Игроки должны толкать друг друга только плечом.
Команда-победительница определяется по сумме побед участников.
Выходит сказительница
Сказительница:
Как прекрасна наша Курская земля. Земля наших дедов и прадедов. Ни променяем тебя, ни на злато, ни на серебро. И пусть наш праздник, как чистый родничок течет к большой реке памяти. Да возьмут наши дети, все самое доброе, мудрое, вечное и возродится великая Русь.
А сейчас честной народ собирайся в хоровод!
Исполняется Курский карагод «Колесо» (звук №12)
Фото на память
Читайте также |
---|
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...
Дидактическая игра «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года» Дидактическая игра «Времена года» будет интересна детям, начиная с младшего возраста. Данная игра направлена на формирование целостной...
Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР)…

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР) старшей группы по теме «Дружные зайчата» (лепка из пластилина) Цель: создать...