Занятие - викторина «Страна сказок А.Пушкина»

Цели: создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А.Пушкина; побуждать детей к инсценированию знакомых сказок А.Пушкина.

Демонстрационный материал:

декорация «Сказочное дерево»;

портрет А.Пушкина; книги сказок с крупными иллюстрациями;

мольберт; фишки - призы; костюмы - Кота, Зеркала, Золотой рыбки;

листы с буквами и схемами к конкурсу «Прочитай слова»;

атрибуты для инсценировок сказок (платки, борода, шапка, маски лебедя, яблоко и т.д.);

аудиокассеты с записями сказок А.Пушкина; поощрительные призы.

Предварительная работа:

знакомство с творчеством А.Пушкина; чтение его сказок, просмотр мультфильмов по сказкам А.Пушкина.

Ход занятия.

Действие происходит в зале. В центре его расположено «Сказочное дерево». Рядом с ним оформлена выставка книг, вывешен портрет А.Пушкина. Полукругом стоят стульчики для детей и взрослых. Рядом со стульчиками каждой из команд стоит стол с подносами для фишек.

Дети входят в зал. Звучит отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый                    Все ходит по цепи кругом;

Златая цепь на дубе том                      Идет направо - песнь заводит,

И днем и ночью кот ученый                 Налево - сказку говорит.

Появляется Кот:

- Я слышал, обо мне здесь вспомнили. Надеюсь, сразу вы меня узнали! Я всем известный кот ученый, А вот и дуб растет зеленый.

КОТ {продолжает). Придумал меня А.С.Пушкин. Мой создатель сочинил много сказок. Вы их знаете? Вижу, вы смышленые ребята, и я готов взять вас в страну сказок. Только вот войти в нее сможет лишь тот, кто отгадает мои загадки. Загадки, где вы?

(Входят два заранее подготовленных ребенка, на них элементы костюмов персонажей — Зеркала и Золотой Рыбки.)

РЫБКА. Я, конечно, готова была выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но в конце концов я поняла: чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта.

(Дети отгадывают загадку.)

ЗЕРКАЛО. Вы думаете, мне приятно жить с такой хозяйкой? Моя беда, а может, и не беда, в том, что я не могу лгать. Всегда ей всю правду рассказываю, из-за этого мне и достается: то она на меня накричит, то бросит, то пригрозит, что разобьет. А вот когда ей приятно, что я ей говорю, она поглаживает мою ручку и долго - долго смотрится в меня.

(Дети отгадывают загадку.)

КОТ. Я приглашаю вас в Страну Сказок, следуйте за мной.

(Дети встают за Котом. Звучит веселая мелодия. Подскоками передвигаются по залу, танцуя вокруг Сказочного дерева.)

КОТ. Теперь вы из обычных девочек и мальчиков превратились в игроков трех команд. Рассаживайтесь на стульчики.

(Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана.)

КОТ. Сейчас я познакомлю вас с главным человеком в нашей Сказочной Стране. Это Сказочница.

СКАЗОЧНИЦА. Здравствуй, Кот ученый! Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашей Сказочной Стране день сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин жил в те времена, когда еще даже ваших бабушек и дедушек не было на свете, но его произведения знают и любят и в наше время. (Обратить внимание детей на портрет А.Пушкина.) Он родился в Москве. Рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Левушкой. За детьми ухаживала крепостная няня Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил. Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки. Всю свою жизнь поэт любил ее и вспоминал в своих стихах

Первые колыбельные песни Пушкин услышал от Арины Родионовны. Она открыла для него красоту русской речи, ее удивительную образность и напевность. И потом всю жизнь поэт собирал и записывал русские песни, любил их слушать.

К семи годам он уже хорошо говорил и читал по-французски, и даже сам сочинял небольшие пьесы на французском языке.

Как-то он лег спать и долго не засыпал. «Что ты, Саша, не спишь?» -спросили его. А он ответил: «Сочиняю стихи».

У отца была большая библиотека. Пушкин потихоньку забирался туда и читал все, что попадалось под руку.

Отец Пушкина, человек образованный, был знаком со многими русскими писателями, которые часто бывали у него в доме, говорили о литературе, читали свои сочинения. А маленький Пушкин смирно сидел где-нибудь в уголке и внимательно слушал.

Одиннадцати лет его увезли в Петербург и отдали а новое, только что открытое учебное заведение - Лицей, который находился в Царском Селе. На его торжественном открытии в актовом зале у стола, покрытого красным сукном с золотой бахромой, стояли первые воспитанники Лицея - тридцать мальчиков в одинаковых синих мундирах в обтяжку, высоких сапожках; тут же были преподаватели и гости. Говорили речи; потом мальчиков вызывали по списку, знакомились с ними.

Пушкин любил Лицей, своих учителей и однокашников, нашел среди них друзей на всю жизнь. Все воспитанники много читали, издавали рукописные журналы, пробовали и сами писать.

Пушкин закончил Лицей и поселился в Петербурге. Он много ездил по России и всегда очень много работал.

С каждым годом вы будете узнавать все больше и больше произведений А.С.Пушкина, по-новому, по-взрослому поймете их и научитесь, как сказал его друг, «отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях».

КОТ: Да, ребята это правда. Вы будете расти и все больше и больше узнавать. А сейчас давайте попросим Сказочницу показать нам эти чудесные книги с картинками.

СКАЗОЧНИЦА: Я бы рада, да только сегодня вот что приключилось. Вышли картинки-иллюстрации с утра погулять, да позабыли, в какой сказке живут. Теперь не знают, куда домой возвращаться.

КОТ: Ну, это не беда. Ребята такие смышленые, что быстро помогут иллюстрациям вернуться в свои сказки. Верно, ребята?

(Дети рассматривают иллюстрации и определяют, из какой уйти картинки. За правильный ответ Кот дает фишку.)

КОТ: Иллюстрации уютно расположились у себя в сказках, и мы можем смело отправляться к нашему Сказочному морю.

(Дети переходят в другую часть зала.)

В нем живут сказочные герои. Попробуйте их узнать.

Дети повторяют за Котом, имитируя руками волны: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, сказку послушай, замри!»

(Все замирают, звучит аудиозапись отрывков из сказки с голосом персонажей - Золотой рыбки, Царевны Лебеди, старика, Старшего богатыря. Игра повторяется несколько раз. За правильный ответ дается фишка. Кот подходит к дереву и имитирует удивление.)

СКАЗОЧНИЦА: Ребята, мне кажется, Кот ученый что-то учуял. Похоже, на нашем Сказочном дереве выросло что-то необычное. Точно, здесь какие-то

свитки. Вот, посмотрите!

(Снимает с дерева свернутые в трубочку свитки и раздает по одному каждой команде. Дети разворачивают их.)

КОТ: Я хоть и ученый, а вот в толк не возьму, что здесь написано. Наверное, это герои сказок опять решили ребятам испытание устроить.

СКАЗОЧНИЦА: Ты прав, Кот ученый, герои сказок Пушкина зашифровали на этих листках свои имена, но узнать их можно. Надо только ключик к шифру найти.

КОТ: (принюхивается). Мне кажется, вот и ключи к шифрам.

(Достает из поддерева схемы.) Попробуйте, ребята, разгадайте, чье имя зашифровано на вашем листе.

Проводится конкурс «Прочитай слова».

1.

Лебедь

А

Л

Е

г

Ж

К

О

м

Б

Е

п

Ш

У

в

С

Д

ь

Н

И

А

Г

3

т

Р

 

2. Старик

Б

С

У

л

р

Д

Ж

т

м

ш

3

П

Н

А

р

и

с

В

Г

Е

и

к

А

О

 

3. Царица

ц

Б

о

ж

К

д

А

Р

и

Ц

Е

н

И

М

л

А

Р

и

г

3

п

С

В

т

Когда задание выполнено, команды поочередно называют отгаданные слова. За правильный и быстрый ответ команда получает фишку.

СКАЗОЧНИЦА: Садитесь поудобнее, я прочитаю вам несколько отрывков из сказок А.С.Пушкина, а вы догадайтесь, откуда они.

(Читает по два отрывка из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказки о царе Салтане...»).

Дети со Сказочницей обсуждают, из каких произведений эти отрывки, какие герои в них присутствуют, что они делают.

Можно использовать любые отрывки из сказок Пушкина (на усмотрение педагога). Также можно использовать аудиозапись.

КОТ: В Сказочной Стране можно побывать где угодно. А хотите попасть в театр и превратиться в актеров, режиссеров, костюмеров, гримеров?

(Под музыку дети отправляются в другую часть зала, где все приготовлено для инсценирования. На большом столе лежат костюмы, декорации, грим и т.п. Взрослые помогают детям готовиться к разыгрыванию сцен.)

1. ЭТАП. Дети выбирают, кто какую роль будет играть: артиста, костюмера и т.д.

2. ЭТАП. Выбирают нужные костюмы, декорации, грим.

3. ЭТАП. Готовятся к инсценированию.

Далее команды показывают свои сюжеты из сказок. Кот и Сказочница хвалят ребят и предлагают обратить внимание на свои подносы, посчитать количество фишек.

КОТ: Мур-р-р, а у меня и награды есть для вас! Вот они, под Сказочным деревом!

Кот вручает книги со сказками А. С.Пушкина, желает им узнать еще больше произведений великого поэта.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Педагогический творческий проект для подготовительной к школе группы «Перепелочка» «Маленькие…

Педагогический творческий проект для подготовительной к школе группы «Перепелочка» «Маленькие актеры» Паспорт проекта: Вид проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта: долгосрочный (20 марта2019 по 20.января.2020 г.). Исполнители...

Итоговое родительское собрание в старшей группе «Наши достижения и…

Итоговое родительское собрание в старшей группе «Наши достижения и планы на лето» Цель: подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса как средства всестороннего...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Применение интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов»

Мастер-класс для педагогов «Применение интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов» Цель: привлечение интереса педагогов к использованию интеллектуальной карты при составлении описательных...

Проект учителя-дефектолога на тему: «Веселые пальчики»

Проект учителя-дефектолога на тему: «Веселые пальчики»

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Рабочая программа кружка «Английский язык»