Конспект проведения праздника «Масленица» в мини-музее «Русская изба» детского сада

«Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории». 
А. Г. Васнецов.

Цель:

Приобщить детей к русской культуре, народному творчеству.

Задачи:

  1. Знакомить с русским народным праздником «Масленицей», ее значением, символами, традициями;
  2. расширить представление о русской культуре.

Актуальность:

Россия богата своими обычаями, традициями и народными праздниками. Но в современном мире прогресса и высоких технологий интерес к обычаям и традициям утрачивается. «Утрата традиции или небрежное к ней отношение, неизбежно ведет к потере национальной идентичности, деградации и вымиранию народа, к распаду государства» - говорилось на XVI областном Рождественском образовательном чтении г. Магадана. Таким образом, перед дошкольным образованием, как первым уровнем непрерывного образования и по ФГОС, стоит одна из основных задач «прививание детям общеизвестных ценностей, таких как здоровый образ жизни, социальные, эстетические и нравственные традиции и устои, проявление лидерских качеств, самостоятельности, отзывчивости, ответственности». Масленица – один из традиционных праздников, который ежегодно отмечается в стенах нашего сада. Празднуя великую традиционную Масленую неделю, мы оберегаем обычаи наших предков, укрепляем народный дух, народную идентичность и тем самым закладываем зерно в сохранении нашего государства.

Словарная работа:

Расширение словарного запаса новыми словами: «заигрыш», «разгул». Активизации в речи слов: Масленица, традиции, закрепление пословиц и поговорок.

Предварительная подготовка:

Слушание русских народных сказок, песен, пословиц и поговорок, разучивание частушек, закличек, просмотр мультфильмов, проведение бесед, рассматривание репродукций картин русских художников И. Суриков «Масленица», Н.Кустодиев «Масленица», Б.Кустодиев «Масляничное гуляние».

Технические средства обучения:

Компьютер, проектор.

 

Ход занятия:

Ведущий:

Ребята здравствуйте! Какой праздник мы сегодня отмечаем? Масленица – это один из самых веселых и долгожданных праздников в году. Празднование масленицы длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости друг к другу и конечно же кушают блины.

В зал входит Маслёна и приветствует детей:

Как на масленой неделе
Каждый день блины мы ели.
И мальчишки, и девчонки
Собирались на вечерки:
Песни пели и плясали,
Весну радостно встречали!
Весну радостно встречали,
Зиму на год провожали.
Встали дружно в хоровод –
В гости к нам весна идет!

Подвижная игра «Поймай комара»

Дети встают в круг на расстоянии вытянутых рук. В центре круга стоит ведущий с прутом в руках, на конце которого привязан бумажный комар. Прут около 1-1,5 м. Ведущий крутит прут над головами детей. Когда комар пролетает над головами детей, дети должны подпрыгнуть и поймать комара. Кто поймает комара, должен прокричать: «Я поймал!». Надо следить, что бы дети не уменьшали круг во время игры, и прут можно то поднимать выше, то опускать ниже.

Входит солнышко:

Здравствуйте честной народ, солнце красное идёт, землю я обогреваю, весну в гости приглашаю.

Маслёна:

Здравствуй, солнышко! С чем ты к нам пожаловала?

Солнышко:

С загадками, песнями и плясками! Маслёна, отгадай мою загадку?

Всех прилетных птиц черней,

Чистит поле от червей,

Взад-вперед по пашне скачет,

А зовется птица (грач).

Маслёна: 

И ты солнышко поиграй с нами в игру.

Подвижная игра «Горелки».

Играют одновременно три группы, встают в 3 «ручейка». В каждой группе выбирается 1 водящий. Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд. Тот из ребят, кто быстрее прибежит к водящему, забирает его в свою команду. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, который прибежал первым. Тот, кто прибежал вторым – становится водящим.

Другой из этой пары становится водящим.
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай,
Если будешь ты обут, 
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!

Солнышко: 

Спасибо ребята за веселые игры! Дальше ступайте, весну – красну встречайте!

Ведущий:

Ребята, вы уже многое знаете о Масленице. Попробуйте сейчас разгадать загадки?

Его празднуют весной,

Этот праздник заводной,

Ярмарку все посещают,

И блинами угощают. (Масленица.)

Его любят все на свете,

Любят взрослые и дети,

Хоть с начинкою, хоть без,

Каждый хочет его съесть,

Круглый он хрустящий,

От маслица блестящий! (Блин.)

Молодцы ребятки, отгадали загадки!

Входит Баба Яга.

Баба Яга:

А чем это вы тут занимаетесь? Зиму провожаете, да весну встречаете? А путь к весне вам поможет найти мой волшебный клубок! Вот сколько их у меня в корзине! (Рассыпает маленькие мячи.) Ой рассыпались клубочки, помогите мне дружочки!

Игра «Собери мячи»

Рассыпаются клубочки и под музыку дети собирают их в корзину. Игра повторяется 2-3 раза.

Входит весна

Весна:

Здравствуйте ребята!

Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня … (Весна.)
Подвижная игра «Ручеёк».

Дети играют парами.
Весна: 

Как у Вас весело, солнечно. Я всю землю обошла и в гости снова к вам пришла.
Появляется зимушка
Зимушка: 

Здравствуйте ребята, жаль мне с вами прощаться, уходить от Вас в своё зимнее царство! Вы весну встречаете, радуетесь, а мне одной очень грустно! Но грустить я не стану, лучше с вами поиграю!
Координация речи с движением «Мы зимой в снежки играем»

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Подвижная игра «Снежинки и ветер».
Зимушка: 

Подул ветер, ребята превратились в снежинки и полетели в разные стороны. Перестал дуть ветер, снежинки покружились и на землю опустились.
Зимушка:

Скоро я заберу снега, льды и метели в свой замок на крайнем севере, вы будете по ним скучать? Тогда давайте на прощание устроим для меня - Зимушки настоящую вьюгу!
Подвижная игра «Льдинки ветер и мороз».

Дети играют по очереди. Дети встают парами и хлопают в ладоши, затем друг другу произносят текст
Холодные льдинки, прозрачные льдинки
Искрятся звенят, дзинь-дзинь…
Дети продолжают хлопать до тех пор, пока зимушка не скажет – «Ветер». По сигналу «Ветер» дети бегают по площадке, по сигналу «Мороз!» - быстро находят свою пару.

Входит Масленица.
Масленица:

Ой, Вы гости – господа, вы откуда и куда? Здравствуйте ребята! Я Масленица, люблю шутки, веселье да забавы! Услышала я, что вы весну встречаете и сразу пришла! Есть среди вас те, кто хотят показать удаль молодецкую, да смекалку девичью? Сейчас проверим, какие вы внимательные и способные! Ну-ка девочки похлопайте! Мальчики потопайте! А теперь наоборот: девочки – потопайте, мальчики похлопайте! Кто весну рад встречать, тот пусть топает и хлопает! Вижу, рады Вы весне! У меня есть бубен, не простой, озорной. 

Игра малой подвижности «Ты катись весёлый бубен»

Дети встают в 2 круга, передают бубен из рук в руки и поют:
Ты катись веселый бубен
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый бубен,
Тот в кругу попляшет нам.
Ребенок с бубном танцует в кругу, все хлопают.
Игра повторяется 2-3 раза.
Масленица: 

Я пришла к вам с блинами вкусными да горячими.

Игры – эстафеты:
1. «Горячий блин». Дети встают в шеренгу. По сигналу дети передают «горячий блин» из рук в руки от водящего до замыкающего и обратно.
2. «Колокольчик». Дети встают в колонну. По сигналу первый участник добегает до обруча, берет колокольчик и звенит в него.
Весна: 

Порадовала меня детвора! Что ж пора с зимой прощаться!

Зимушка: 

Спасибо ребята за игры, веселье и смех! Ждите меня в гости через год! До свидания! (Зима уходит.)
Весна:

Пришла моя пора, будем солнышко теплое в гости привечать! Да блинами угощаться!
Дети идут в группы и угощаются блинами с чаем.

Список источников:

  1. Васильева, А. Г. Как у нас на ярмарке : сценарий / А. Г. Васильева // Читаем, учимся, играем. — 2013. — № 11. – С. 103-107.
  2. Дорожкина, Н. И. В гости масленка зовет: сценарий фольклорного праздника / Н. И. Дорожкина // Читаем, учимся, играем. — 2012. — № 12. — С. 94-96.
  3. Энциклопедия детских праздников/Е. О. Пиглицина. – Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – 320 с.
  4. Энциклопедия зимних праздников / сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева; худож. В. В. Журавлёв – Санкт – Петербург: РЕСПЕКС, 1995, — 464 с.
  5. 100 великих праздников / Е. О. Чекулаева – Москва: Вече, 2006. – 432 с. – (Сто великих).
  6. http://pk-semya.ru/novosti/item/5083-utrata-traditsii-neizbezhno-vedet-k-degradatsii-i-vymiraniyu-naroda.html
  7. https://www.resobr.ru/article/61499-qqe-18-m10-celi-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya


Новые публикации

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...

Читайте также

Непосредственно – образовательная деятельность с детьми по привитию безопасного поведения…

Непосредственно – образовательная деятельность с детьми по привитию безопасного поведения «Мишка – шалунишка» (1 младшая группа) Цель: научить с помощью игрового персонажа безопасному...

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей подготовительного…

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей подготовительного к школе возраста с использованием ИКТ «По страницам блокадного Ленинграда…» Образовательная...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе Тема:…

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группеТема: «Сценарий театрализованной деятельности с участием родителей и детей по сказке «Репка»   Задачи: дать...


Комментарии

  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...





В блогах

«Организация методической деятельности по повышению профессионального роста и социальной активности педагогов ДОО»

 Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Работа ДОО в...

Познавательно- исследовательский проект "Мир динозавров" с детьми старшего дошкольного возраста.

Мир динозавров познавательно- исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста Авторы проекта: воспитатели первой квалификационной категории Плотникова И.А Новосибирск 2021 Актуальность проекта Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир древних времён неизведанный и загадочный. Только тот, кто...

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста. № параметры описание 1. Авторы реализуемой практики Гостюхина Л.А., воспитатель подготовительной группы  «Солнечные лучики» 2. Название практики Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности...

Игра «Что? Где? Когда?» Здоровое питание- основа процветания»

Задачи: Закреплять знания детей о продуктах питания и их значении для человека. Укреплять здоровья детей включающее формирование опороно – двигательного аппарата стимулирование функции сердечно-сосудистой дыхательнойсистем и координационных способностей Закреплять понятия «здоровая пища», полезные продукты,вредные продукты. Развивать умение распознавать полезную и...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство