Развлечение по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Посиделки – наш старинный русский праздник» с детьми подготовительной группы

Задачи:

  • Приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях – посиделками.
  • Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве (пословицах, поговорках, частушках, играх и хороводах).
  • Развивать речь, память, воспитывать интерес к старине, патриотические чувства, желание показать своё умение и творческие способности.
  • Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.

 

Ход занятия

Хозяин и Хозяюшка: Красны девицы, да добры молодцы! Всех ребят приглашаю на праздник старинный, который посиделками называется.

Мы с Вами будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши бабушки и дедушки, когда были молодые.

В старину

На завалинках, в светёлках

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как!

В «Смешинку»,

«Ручеёк», «Горелки.

Словом эти посиделки

Были праздником души!

А теперь –

Поменялся старый мир.

Нынче все по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить!

Хозяюшка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась.

Хозяин: И мы сегодня все вместе собрались на посиделки. Как наши дедушки и бабушки любили песни петь, так и мы споем русскую народную песню.

Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу».

Посею лебеду на берегу,

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

Пошлю молодца по воду я,

Пошлю молодца по воду я,

Ни воды нет, ни молоденького,

Ни воды нет, ни молоденького.

Посею лебеду на берегу,

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Хозяин: Издавна русский народ славился трудолюбием. Подтверждение тому - пословицы и поговорки.

Хозяюшка: Много сложено поговорок и пословиц о труде. А вы, ребята, знаете ли такие пословицы и поговорки?

Без дела жить - только небо коптить.

С ремеслом - не пропадёшь.

Не игла шьёт, а рука.

Дело - мастера боится.

Землю красит солнце, а человека труд.

Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда.

Скучен день до вечера , коли делать нечего.

Делу время - потехе – час. 

Труд кормит, а лень портит.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Хозяин:«Делу время – потехе час».
Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой.
Мы частушки-хохотушки 
Пропоем со всей душой!

(Дети поют частушки.)

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу много очень,

Можем растеряться.

Мы частушек много знаем,

Знаем целый миллион.

Вот какой у нас веселый

Наш Заволжский район.

Эх сторонушка родная,

Дорогая сторона.

Здесь повсюду нас встречает

Костромская старина.

Ой березонька- березка

Раскудря– кудрявая,

Хороша ты Волга наша

Волга величавая.

Берендеевское царство,

Возле речки терема.

До чего же ты красива

Дорогая Кострома.

Больше нет поверь нигде

Величавей стати.

То златыми куполами

Светится Ипатий.

Вот уж несколько веков

У нас Снегурочка живет.

Снежная красавица

Всем нам очень нравится.

А еще у нас герой

Иван Сусанин с бородой.

Род Романовых он спас

И Россию, да и всех нас.

Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

Хозяюшка: Народные танцы существуют у всех народов. И у русского народа есть свой танец – русский хоровод. «Водить хоровод, – что уж тут сложного, – подумаете вы. Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это ещё и петь, танцевать и исполнять интересные роли. Хороводные движения бывают простыми и сложными. И сегодня мы все вместе будем водить хоровод. 

Все дети водят хоровод «Иголочка».

Хозяин: На море – океане, 
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под ним стол золоченый,
На столе бык печеный.
Садись, кушай,
Мою сказку слушай…

Вслушайтесь в слово «сказка». Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали – и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными. Ребята, а какие вы знаете русские народные сказки?

(«Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», « Гуси-лебеди» и т.д.)

Хозяюшка: Любил русский народ веселые, озорные игры затеять. И, уж какие только игры не придумывали! Сейчас мы поиграем в народную игру «Бояре»!

Проводится русская народная игра "Бояре":

(Запевают девочки.)

Девочки:

"Бояре, да вы зачем пришли,

Молодые, да вы зачем пришли?"

Мальчики:

"Княгини, да мы невесту выбирать,

Молодые, да мы невесту выбирать."

Девочки:

"Бояре, а какая вам мила,

Молодые, а какая вам мила?"

Мальчики:

"Княгини, нам вот эта мила,

Молодые, нам вот эта мила."

Девочки:

"В нашем полку убыло, убыло"

(2 раза.)

Мальчики:

"В нашем полку прибыло, прибыло."

(2 раза.)

Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.

Хозяин: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

Шли три мужчины из-под Костромщины.

Проворонила ворона вороненка.

Летят три пичужки, через три пустых избушки.

Маша кудри распустила, солнце их позолотило.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

Хозяйка: Что-то мы засиделись. Поскорее выходите, хоровод свой заводите!

(Исполняется хоровод «Со вьюном я хожу».)

Хозяин: Играми, да плясками сыт, не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Хозяин: У кого тут хмурый вид, снова музыка звучит.

Хозяйка: Да и правда, что-то мы засиделись. Поскорее выходите, хоровод свой заводите!

(Хоровод «Комарики», Хозяюшка уходит из горницы.)

Хозяин: Играми, да плясками сыт, не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Кумушка-кума, где живешь?
Кумушка-кума, что так долго не идешь?

Хозяюшка:

Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай
Уж ты, кумушку встречай!

Хозяин и Хозяюшка (вместе):

Тары-бары-растабары, 
Посидим у самовара

(Хозяин и Хозяюшка приглашают всех детей к столу.)

Посиделки - наш старинный русский праздник



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию на тему: «Городской…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию на тему: «Городской транспорт» В рамках тематической недели: «Транспорт». Дата проведения: (первая неделя ноября). Цель: закреплять знания детей о...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе на тему: «Снеговик» Цель: Закреплять умение детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми...

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства»

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства» Тип проекта: долгосрочный, познавательный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Время реализации проекта: ноябрь-апрель...

Читайте также

Картотека проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста

Картотека проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у...

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток –…

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток – город моряков и рыбаков» Цель: Знакомство с Владивостоком - городом моряков и рыбаков. Дать...

Проект «К нам приходит Новый год!»

Проект «К нам приходит Новый год!» (Для детей 6-7 лет) Информационная карта Название проекта К нам приходит Новый год! Актуальность Всем известно, что самый любимый праздник...