Развлечение по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Посиделки – наш старинный русский праздник» с детьми подготовительной группы

Задачи:

  • Приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях – посиделками.
  • Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве (пословицах, поговорках, частушках, играх и хороводах).
  • Развивать речь, память, воспитывать интерес к старине, патриотические чувства, желание показать своё умение и творческие способности.
  • Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.

 

Ход занятия

Хозяин и Хозяюшка: Красны девицы, да добры молодцы! Всех ребят приглашаю на праздник старинный, который посиделками называется.

Мы с Вами будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши бабушки и дедушки, когда были молодые.

В старину

На завалинках, в светёлках

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как!

В «Смешинку»,

«Ручеёк», «Горелки.

Словом эти посиделки

Были праздником души!

А теперь –

Поменялся старый мир.

Нынче все по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить!

Хозяюшка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась.

Хозяин: И мы сегодня все вместе собрались на посиделки. Как наши дедушки и бабушки любили песни петь, так и мы споем русскую народную песню.

Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу».

Посею лебеду на берегу,

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

Пошлю молодца по воду я,

Пошлю молодца по воду я,

Ни воды нет, ни молоденького,

Ни воды нет, ни молоденького.

Посею лебеду на берегу,

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Хозяин: Издавна русский народ славился трудолюбием. Подтверждение тому - пословицы и поговорки.

Хозяюшка: Много сложено поговорок и пословиц о труде. А вы, ребята, знаете ли такие пословицы и поговорки?

Без дела жить - только небо коптить.

С ремеслом - не пропадёшь.

Не игла шьёт, а рука.

Дело - мастера боится.

Землю красит солнце, а человека труд.

Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда.

Скучен день до вечера , коли делать нечего.

Делу время - потехе – час. 

Труд кормит, а лень портит.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Хозяин:«Делу время – потехе час».
Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой.
Мы частушки-хохотушки 
Пропоем со всей душой!

(Дети поют частушки.)

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу много очень,

Можем растеряться.

Мы частушек много знаем,

Знаем целый миллион.

Вот какой у нас веселый

Наш Заволжский район.

Эх сторонушка родная,

Дорогая сторона.

Здесь повсюду нас встречает

Костромская старина.

Ой березонька- березка

Раскудря– кудрявая,

Хороша ты Волга наша

Волга величавая.

Берендеевское царство,

Возле речки терема.

До чего же ты красива

Дорогая Кострома.

Больше нет поверь нигде

Величавей стати.

То златыми куполами

Светится Ипатий.

Вот уж несколько веков

У нас Снегурочка живет.

Снежная красавица

Всем нам очень нравится.

А еще у нас герой

Иван Сусанин с бородой.

Род Романовых он спас

И Россию, да и всех нас.

Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

Хозяюшка: Народные танцы существуют у всех народов. И у русского народа есть свой танец – русский хоровод. «Водить хоровод, – что уж тут сложного, – подумаете вы. Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это ещё и петь, танцевать и исполнять интересные роли. Хороводные движения бывают простыми и сложными. И сегодня мы все вместе будем водить хоровод. 

Все дети водят хоровод «Иголочка».

Хозяин: На море – океане, 
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под ним стол золоченый,
На столе бык печеный.
Садись, кушай,
Мою сказку слушай…

Вслушайтесь в слово «сказка». Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали – и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными. Ребята, а какие вы знаете русские народные сказки?

(«Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», « Гуси-лебеди» и т.д.)

Хозяюшка: Любил русский народ веселые, озорные игры затеять. И, уж какие только игры не придумывали! Сейчас мы поиграем в народную игру «Бояре»!

Проводится русская народная игра "Бояре":

(Запевают девочки.)

Девочки:

"Бояре, да вы зачем пришли,

Молодые, да вы зачем пришли?"

Мальчики:

"Княгини, да мы невесту выбирать,

Молодые, да мы невесту выбирать."

Девочки:

"Бояре, а какая вам мила,

Молодые, а какая вам мила?"

Мальчики:

"Княгини, нам вот эта мила,

Молодые, нам вот эта мила."

Девочки:

"В нашем полку убыло, убыло"

(2 раза.)

Мальчики:

"В нашем полку прибыло, прибыло."

(2 раза.)

Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.

Хозяин: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

Шли три мужчины из-под Костромщины.

Проворонила ворона вороненка.

Летят три пичужки, через три пустых избушки.

Маша кудри распустила, солнце их позолотило.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

Хозяйка: Что-то мы засиделись. Поскорее выходите, хоровод свой заводите!

(Исполняется хоровод «Со вьюном я хожу».)

Хозяин: Играми, да плясками сыт, не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Хозяин: У кого тут хмурый вид, снова музыка звучит.

Хозяйка: Да и правда, что-то мы засиделись. Поскорее выходите, хоровод свой заводите!

(Хоровод «Комарики», Хозяюшка уходит из горницы.)

Хозяин: Играми, да плясками сыт, не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Кумушка-кума, где живешь?
Кумушка-кума, что так долго не идешь?

Хозяюшка:

Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай
Уж ты, кумушку встречай!

Хозяин и Хозяюшка (вместе):

Тары-бары-растабары, 
Посидим у самовара

(Хозяин и Хозяюшка приглашают всех детей к столу.)

Посиделки - наш старинный русский праздник





Новые публикации

Режим дня дошкольника

Режим дня дошкольника О необходимости соблюдать режим дня говорится постоянно. Ложиться и вставать в одно и то же время, принимать пищу...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей средней…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей средней группы «Посылка от Мишутки» Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Цель: Закреплять знания детей...

Сценарий осеннего праздника для старшей группы «Здравствуй, Осень золотая!»

Сценарий осеннего праздника для старшей группы «Здравствуй, Осень золотая!» Дети в танце с листочками заходят в зал, встают полукругом. 1 реб: Осенний лес! Какое...

Читайте также

Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные спасатели пожарной охраны МЧС»

Конспект сюжетно-ролевой игры«Юные спасатели пожарной охраны МЧС» Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, безопасность, музыка, труд, чтение художественной...

Конспект НОД в средней группе «Три поросёнка»

Конспект НОД в средней группе«Три поросёнка» Цель: Учить считать в пределах трёх. Задачи: Развивающие: сравнивать два предмета по величине. Воспитательные: доброжелательное отношение к сказочным...

Экологический проект средней продолжительности «Комнатная азбука»

Экологический проект средней продолжительности«Комнатная азбука» Я представляю опыт реализации одного проекта средней продолжительности «Комнатная азбука». Проект рассчитан на 8 занятий (2 месяца)...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя Абдрахмановой Гулии Ришатовны на 2016-2021 учебные…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстана Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя Абдрахмановой Гулии Ришатовны на 2016-2021 учебные года Методическая тема: «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс «Черное море. Его обитатели. Водный мир»

Актуальность: Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Общение с природой положительно влияет на человека: делает его добрее, мягче, пробуждает в нем лучшие чувства. Вокруг нас много ещё неизведанного и прекрасного. Особый интерес у детей вызывает...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Цветик- семицветик»

Цель: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач. Задачи: 1.Развивающие задачи: развивать речевую активность детей; учить отвечать на вопрос полным предложением. развивать мелкую моторику. развитие двигательной активности, координации движений в сочетании с речью. 2. Обучающие задачи:...

Сценарий на 8 марта.

МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района РТ»             Сценарий праздника 8 Марта для средней группы «Весенний сюрприз от весны».         Выполнила: муз. руководитель Калимуллина Р.Р.   ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство