Удмуртский праздник «Лопшо Педунь в гостях у детей»

Цель: приобщать детей к национальным ценностям удмуртского народа, к его устному и музыкальному творчеству.

Задачи: содействовать развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре; воспитывать любовь старших дошкольников к устному народному творчеству и музыкальному фольклору удмуртского народа.

Интеграция областей: Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.

Используемый материал и оборудование: Полено для подвижной игры, атрибуты для сказки, посуда для чаепития, перепечи и сладости, самовар.

 

Ход мероприятия:

Звучит песня «Край родниковый» (музыка Новожилова, слова Токарева). Дети, нарядно одетые, входят в зал цепочкой и исполняют хороводные движения за воспитателем.

- Идут «змейкой».

- Идут по кругу.

- Идут из круга.

- Идут по кругу.

- Через центр- направо.

- Через центр – налево.

Встают полукругом у центральной стены.

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы собрались отпраздновать день рождения нашей Удмуртии, нашего родного края. Он прекрасен и своей природой, и замечательными людьми.

Песня «Удмуртия»

1. Где бы ты ни был

в какой стороне-

Всюду прекрасна земля!

Только не встретишь роднее нигде

Реки, леса и поля!

Припев: Удмуртия, Удмуртия, Удмуртия моя!

Мы любим нашу Родину-

Чудесные края!

2. Радужным светом

луга расцвели

Красками радуют нас.

Символом нашей Удмуртской земли

Стал золотой италмас.

Припев:

3. Чтоб стали еще прекраснее

Наши родные края,

Посадим мы каждый по деревцу

И песню споем для тебя!

1 ребенок: Опять, плетет родимый край

Цветной ковер перед глазами,

Да кто сказал, что в небе рай?

Не верю! Вот он, перед нами.

Платком раскинулся в лугах,

Лесной раскинулся вуалью,

Сверкает золотом в полях,

Синеет неоглядной далью!

Ведущий: Удмуртский народ и трудолюбив и талантлив. А когда отдыхает- любит петь и танцевать.

Песня «Ялыке»

Ялыке, Ялыке

Ойдолэ,ойдолэ

Чебергинэтэтчадыке,

Чеберугы сетом

Чим-чим соловей

Ваебыженюберен,

Жингыргинэ

Кунаоослыктиллям.

Ялыке, Ялыке

Ойдолэ, Ойдолэ

Чебергинэтэтчадыке,

Чеберугы сетом.

(Входит Лопшо Педунь с котомкой и вязанкой дров.)

Лопшо Педунь: Ой-ой! Куда же это я пришел? Вроде бы шел домой, а попал в детский сад. Здравствуйте, ребята!

Ведущий: Ребята, а вы узнали, кто это к нам пришел! Правильно, это герой удмуртских сказок Лопшо Педунь. Он очень трудолюбив, любая работа у него в руках спорится. А еще его любят за веселый нрав и умения веселить народ в деревне.

Лопшо Педунь: Вы меня узнали? Очень рад! И я много слышал о вас и вашем детском саде, что у вас тут интересные дела творятся.

Ведущий: Да, Лопшо Педунь, ты прав! В нашем саду много интересных праздников и развлечений проходит, а дети с удовольствуем в них участвуют.

Лопшо Педунь: Если так, то я пришел не зря! Мне очень хочется посмотреть на ребят и проверить их удаль, быстроту и смекалку. Для начала я загадаю вам загадки. Ох уж они трудные, я вам скажу.

Крыльев нет, а летает

Ног нет, а бежит? (туча)

Что можно увидеть на небе только ночью? (звезды)

Сам маленький, рот есть,

Укусит- плакать заставит? (комар)

В доме полно народу,

А окна прорубить, никто не может? (огурец)

Не рубашка, а сшита

Языка нет, а говорит? (книга)

Безногий, безрукий, а вверх поднимается? (тесто)

Лопшо Педунь: Молодцы! Справились с загадками, а теперь проверим вашу ловкость и быстроту.

Игра «Не урони полено»

(Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середину ставят полено. Все бегут по кругу в том направлении, как договорятся, стараясь втянуть за руки одного из соседей в середину круга, чтобы тот задел и уронил полено. Сбивший полено выбывает из игры. Продолжают до тех пор, пока в кругу не останется только один человек. Он считается победителем.)

Ведущий: Ну что, Лопшо Педунь, понравилось тебе играть с нами? А ты не устал?

Лопшо Педунь: Устал, отдохнуть бы маленько.

Ведущий: Посиди, отдохни. А дети покажут тебе удмуртскую сказку «Охотник и змея»

Ведущий: Однажды поздней осенью возвращался охотник из лесу. Устал, проголодался и решил отдохнуть. Сел он у замершего ручья на пенек, скинул с плеч сумку и достал из нее большую лепешку-табань. Только откусил кусок- вдруг что то зашуршало у самого берега. Раздвинул охотник осоку, видит- лежит на льду плетка. Хотел ее поднять. Пригляделся, а это вовсе не плетка, а змея. Подняла змея голову, увидела охотника и говорит жалобно - прежалобно

Змея: Спаси меня, добрый человек. Видишь, у меня хвост примерз ко льду. Выручи, а нето пропаду я тут совсем.

Ведущий: Пожалел охотник змею, достал топор из-за пояса и разрубил лед вокруг змеиного хвоста. Выползла змея на берег еле живая.

Змея: Замерзла я, приятель обогрей меня.

Ведущий: Поднял охотник змею и положил себе за пазуху. Отогрелась змея в тепле.

Змея: Ну, а теперь прощайся с жизнью, овечья твоя голова! Сейчас я тебя укушу.

Охотник (испуганно): Что ты! Что ты! Ведь я тебе добро сделал, от верной смерти спас.

Змея: Ты меня спас, а я тебя погублю. Я за добро всегда злом плачу.

Охотник: Погоди, змея. Пойдем-ка по дороге и спросим у первого встречного, чем надо за добро платить. Если скажет- злом, ты меня погубишь, а если скажет добром, то отпустишь.

Ведущий: Змея согласилась. Вот пошел охотник по дороге, а змея за ним. Встретилась им корова.

Охотник: Здравствуй, корова!

Корова: Здравствуй!

Змея: Рассуди нас, корова. Этот человек меня от смерти спас, а я его погубить хочу. Скажи, чем надо за добро платить?

Корова: Я за добро добром плачу. Меня хозяйка сеном кормит, а я ей за это молоко даю.

Охотник (змее): Слышишь? Теперь отпусти меня, как условились.

Змея: Нет, Корова скотина глупая. Давай спросим кого-нибудь другого.

Ведущий: Пошли они дальше. Встретилась им на дороге лошадь.

Охотник: Здравствуй, Лошадь!

Лошадь: Здорово!

Змея: Рассуди нас, лошадь. Этот человек меня от смерти спас, а я его погубить хочу. Скажи, чем надо за добро платить?

Лошадь: Я за добро добром плачу. Меня мой хозяин овсом кормит, а я за это на него работаю.

Охотник (змее): Вот видишь! Теперь отпусти меня, как условились.

Змея: Нет, погоди. Корова и лошадь-животные домашние, всю жизнь возле человека живут, вот они за тебя и заступаются. Пойдем-ка лучше в лес, спросим дикого зверя, погубить мне тебя или нет.

Ведущий: Делать нечего- пошел охотник в лес. Видит- растет в лесу береза, а под ней сидит дикая кошка.

Змея (кошке): Рассуди нас, кошка. Этот человек меня от смерти спас, а я его погубить хочу. Скажи, чем надо за добро платить?

Кошка: Подойди-ка поближе. Стара я стала, плохо слышу.

Ведущий: Подошел охотник со змеей к самой березе.

Змея (громко): Этот человек меня от смерти спас, а я его хочу погубить!

Ведущий: Выпустила кошка свои острые коготки, прыгнула на нее и погубила.

Охотник: Спасибо тебе, кошка. Ты меня из беды выручила, и я тебе за это добром отплачу. Пойдем со мной станешь у меня в избе жить, летом спать на мягкой подушке, а зимой- на теплой печке. Буду тебя мясом кормить, да молоком поить.

Ведущий: Взял охотник кошку к себе на плечо и пошел домой. С тех пор человек и кошка в большой дружбе живут.

ЛопшоПедунь: Да, хорошая сказка! Я тоже за доброе дело добром плачу.

(Дети садятся на места, издалека доносится игра баяна.)

ЛопшоПедунь (прислушивается): Ребята! Вы тоже слышите звуки баяна? Как же я люблю плясать под его мелодию, да частушки и песни распевать.

(Входят гости из удмуртского ансамбля «Сударушки» с баянистом и поют удмуртскую песню «Встреча гостей».)

1 гостья: Умоесь! Здравствуйте! Не тут ли принимают гостей. Мы как раз вовремя.

2 гостья: Наверно устали играть да шутить? Пора и песни петь, да плясать под удмуртские напевы баяна.

«Удмуртская пляска»

Ведущий: Мы очень рады, что вы пришли к нам в гости. Давно у нас не было таких задорных и веселых гостей. А не хотите ли с нами поиграть?

Игра «Воротики»

2 ребенок: Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы,

Там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток,

Там соловей поет звучнее…

Песня о природе на удмуртском языке (артисты ансамбля).

3 ребенок: Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот

У реки- березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был ледок,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная

Золотая целина…

Родина бывает разная

Но у всех она одна!

Песня « Родина»

1. Нет прекраснее тебя-Родина!

Сердце милая земля-Родина.

Мы живем в краю родном,

Песни о тебе поем, Родина!

2. Как нам не любить тебя, Родина?

Ты у каждого своя- Родина!

В чистом поле васильки.

И березки у реки- Родина!

3. Словно мамочка нежна- Родина!

Ты как воздух, нам нужна- Родина!

Неба синь, и солнца свет,

И тебя, дороже нет, Родина!

Ведущий: Настоящий праздник получился, как в сказке. Столько гостей сегодня у нас и герой из сказки, и настоящие артисты с веселым баянистом.

Тау! Спасибо, что вы пришли к нам.

Ребята, вам понравилась эта встреча? Давайте все вместе скажем- спасибо!

Но гостей не хочется отпускать просто так. Мы с ребятами приглашаем вас на чаепитие с перепечами, которое приготовили наши мамы и бабушки.

Устраивается чаепитие!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...

Эссе «Я – воспитатель»

Эссе «Я – воспитатель» «Жизнь прожить – не поле перейти» Народная поговорка. Выбор профессии – один из самых важных шагов в нашей жизни...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Путешествие в…

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе«Путешествие в осенний лес»

Читайте также

Конспект НОД «Буратино собирается в школу»

Конспект НОД «Буратино собирается в школу» Цель: формирование мыслительных представлений Задачи: - развивать графомоторные навыки, через зарисовывыния фигур по клеткам; - закреплять умения решать...

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой»

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой» (Для детей младшей группы) Действующие лица: ведущий, Гном – взрослые. Реквизит: ведро со снежками, корзинка, шапка и...

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория»

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория» Данный лэпбук предназначен для пополнения развивающей среды в группе среднего возраста дошкольного учреждения в центр экспериментирования...