Викторина «Деревья родного края»

(В форме досуга. Старший дошкольный возраст)

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о деревьях.
  2. Расширить и закрепить знания детей о пользе деревьев в жизни человека.
  3. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать охранять и приумножать.
  4. Продолжать учить детей работать совместно, коллективно.

Добрый день уважаемые гости.

Наша сегодняшняя встреча –это итог совместной работы воспитатель - дети – родители, по теме: «Деревья родного края».

Ребята вместе с родителями готовили индивидуальные проекты по одному представителю сообщества деревья и кусты нашего края. Мы слушали их выступления. Читали, собирали гербарии, рассматривали деревья в природе, сравнивали их меж собой, узнавали по листочкам и семенам. Рисовали, лепили, конструировали, выполняли аппликативные работы и многое др. И сегодня наши ребята посоревнуются в знаниях которые они усвоили за это время. Пока наши ребята готовятся, мы предлагаем вашему вниманию посмотреть презентацию предварительной работы.

(После презентации.)

Вначале нашей работы происходило вот такое -

(Девочка читает) (А. Барто)

- Я у мальчиков спросила:

- Это что за деревце?

Говорят, они: - осина-

Только мне не верится…

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна.

Представляем вам команды, которые примут участие в наших

играх. Команда «Дубравушка» и команда «Ельник».

Под музыку дети входят в зал «Посади дерево» М Боярский.

Команды читают стихи (Характеристика своего дерева.)

Команда «Дубравушка»

Ирина Токмакова

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный

Значит, дуб выносливый,

Значит закалённый.

Ельник

Н. Гончаров

Какой бы лютый холод не был

И как бы вьюги не гудели, -

Стоят и смотрят гордо в небо

Зеленые, как летом, ели.

Дети садятся по командам.

(У каждой команды, будет панно дерева. За правильный ответ команда будет получать картинку с «детками» дерева. В конце мы посмотрим какая команда наберёт больше очков.)

Первый конкурс.

Разминка

(Каждой команде по очереди я буду загадывать загадки. Если команда не даёт правильный ответ, то право ответа переходит сопернику.)

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит под горой (берёза).

Её всегда в лесу найдёшь-

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем (ель).

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки.

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки (лиственница).

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я росту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке (сосна).

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит (осина).

Листик на ладонь похож,

Осенью красив, пригож….

Каждый в дерево влюблён,

Потому что это… (клён).

Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы

Ну а ягоды вкусней (рябина).

Я из крошки- бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, не туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего что плод мой мелок (дуб).

Воспитатель

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек (лес).

Давайте послушаем что чувствует человек, когда входит в лес?

Ребёнок

Когда ты входишь в лес-

Душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных

И строгой тишины

Встречает грудь твоя

Так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав

И аромат сосны.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родной страны неприхотливый лес!

Ты полон свежести,

И всё в тебе живое,

А сколько у тебя загадок и чудес!

Предлагаю всем закрыть глаза и представить, что мы с вами в лесу, послушаем звуки леса, вспомним как выглядят деревья, которые там растут.

Открываем глаза. Надеюсь вы хорошо вспомнили все деревья, которые там растут. Я сейчас опишу дерево, а вы попробуйте его узнать.

Первое дерево для команды «Дубрава»

Слушайте внимательно. (Это стройное, темноствольное дерево с пышной кроной. Оно не боится тени и к холодам привыкло. Растет на улицах и в парках нашего города. Зацветает в июле, а воздухе летает сладкий аромат ее цветов. В цветах много сладкого сока, привлекающего пчел. В старину про это дерево говорили, что оно человека обувает, кормит и поит. Из мягкой белой древесины мастера вырезают миски, ложки и другую домашнюю утварь. Из цветов заваривают отвар, который пьют при простуде и гриппе. Как называется это дерево? (липа).)

А второе для команды «Ельник»

(Это дерево высокое, стройное с зеленовато-серым, гладким стволом и густой кроной. Эти деревья украшают площади, улицы, парки нашего города, потому что прекрасно очищают воздух и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Дерево неприхотливое и очень быстро растет. В начале лета на дереве созревают коробочки с семенами. Когда они лопаются, метель заметает весь наш город. (пухом) Его ещё в шутку называют дерево – пылесос. Что это за дерево? (тополь).)

А следующее задание вы должны узнать по картинке какой там лес изображён.

(Смешанный, лиственный, хвойный.)

А место где растут только ели, дубы, берёзы?

(Ельник, дубрава, березняк.)

А сейчас, каждая команда должна дать название дерева по картинке.

(Дети по очереди подходят и берут картинки с деревьями. Если ребёнок затрудняется ответить, то команда помогает.)

Д. и. «Четвёртый лишний» (Дуб, берёза, яблоня, клён). (Тополь, ива, ель, липа).

Что мы получаем из дерева? Давайте перечислим (бумагу, посуду, дома, лыжи, спички, одежду, краски, дрова и многое другое).

Вот какие удивительные деревья сколько всего они дают человеку.

Почему осенью, листья на деревьях желтеют? (Дубравушка.)

Почему дерево сбрасывает листья осенью? (Ельник.)

Подул ветерок, листья с деревьев упали и перемешались.

Вы ребята выходите, по листочку поднимите.

Физминутка Команда «Дубравушка»

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся, расставив руки в сто­роны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками влево-вправо.)

Будто опять закружиться хотят. (Кружатся на носочках.)

Д. и. «Найди свой дом» (Ребята находят обозначенные в обручах деревья. Становятся в свой домик.)

Как называется дерево, с которого твой листок? Какой лист? (С берёзы. Берёзовый …..)

А сейчас ребята изобразите в «домиках осеннее дерево».

Команда «Ельник»

Физкультминутка

Дерево в моем саду

Гнется низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево –

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперед их протянула.

А как стихнет ветерок,

Моё дерево заснет.

Дети садятся на места.

Д и. «Назови и расскажи»

А сейчас друзья давайте назовём части дерева и какую функцию они выполняют?

По очереди задаю вопросы

(Корень-питает и держит дерево. Ствол и ветки разносит питательные вещества Кора защищает древесину ствола и через неё дерево дышит, листья отдают лишнюю влагу и выделяют кислород.) Плоды созревают, падая в землю, прорастают.

Д.и. «Всё ли в порядке?» (Дети определяют на картине чего не может быть и дают объяснение этому.) (Зимой не может яблоня с яблоками и листвой. Осенью не цветут деревья.)

Там, где много деревьев, там много птиц.

Каждый человек должен посадить хотя бы одно дерево.

Может кто-то из вас когда вырастит будет озеленять наш город. Ну а мы с вами пока сейчас соорудим макет будущего лесопарка, чтобы можно там отдохнуть и насладиться пением птиц. (Каждая команда сооружает лесопарк из конструктора лего.)

А зрителям в это время предлагается викторина

Посмотрите ребята какой у нас лесопарк получился.

Ребёнок читает стих

«Лес словно терем расписной»

Следующий конкурс кроссворд.

(Детям предлагаются вопросы, по которым они отгадывают название деревьев, а взрослые их записываю.) Отгадав кроссворд узнаем зашифрованное слово, кто же следит за порядком в лесу.

После того как отгадают ребёнок читает.

Чтобы сосны, липы ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг –лесничий.

Но не только лесник должен следить за порядком, но и все мы.

Вспомним правила которые нужно выполнять. (Дети называют что не следует делать в лесу.)

Богата наша Родина лесами. У нас растёт треть лесов мира. И надо чтобы никогда не уменьшалась семья зелёных друзей.

Ребёнок

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с вами

Навеки родная земля.

На ней мы с вами родились,

Живем мы с вами на ней.

Так будем же люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

А сейчас подведение итога.

За то, что вы старались

лес вам прислал гостинцы.

Ребята встают берутся за руки

Воспитатель

Храните дерево от топора-

Оно высокое и вековое

Даёт нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует всё живое.

Мы ещё в течении года много узнаем про деревья интересного, а сейчас нам пора прощаться.

(Ребёнок читает.)

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий, до свиданья!

Защитил ты нас от зноя,

Напоил живой водою,

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес,

Могучий лес,

Полон сказок и чудес.

Под песню «Посади дерево» (в исполнении М. Боярского) дети покидают зал.

Приложение

Викторина

  • Что можно определить по кольцам в стволе дерева? (Возраст.)
  • Одежда дерева. (Кора.)
  • Национальное дерево нашей страны. (Лиственница)
  • Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. (Осина.)
  • Дерево, из которого делают пианино и скрипки. (Ель.)
  • Дерево, из которого делают спички. (Сосна и осина)
  • Дерево медонос — это ... (Липа.)
  • Дерево, которое первым желтеет. (Береза)
  • Его листья похожи на детские ладошки. (Клен.)
  • Щеточкой растут короткие иголочки. (У елки.)
  • Дерево которое первым цветёт. (Ольха.)
  • Какие деревья дают сладкий сок. (Берёза и клён.)
  • Листья какого дерева не меняют цвет и опадают осенью зелёными. (Ольхи.)
  • Из какого дерева делают лыжи (Берёза.)
  • Почему заяц зимой грызёт кору осины? (В ней содержится 10% жира.)
  • Почему сосну сажают для укрепления песков, а ель нет.
  • Какие деревья занимают первые места в списке деревьев энергодатели. (Дуб, сосна.)

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной

Плакат (Для оформления)

«Эту истину знаю отроду

И её никогда не таю.

Кто не любит родную природу,

Тот не любит отчизну свою». (И Романова.)

Кроссворд

Кроссворд

Горизонталь:

1. Что является домом для ёлки.

2. Я сестра родная ёлки, но мои длинней иголки.

3. Стоит ёлка, но не колка.

4. У какого дерева при малейшем ветерке дрожат листочки.

 

Используемая литература:

  1. Журнал Пед. Совет № 6 1999г.
  2. Л. М. Потапова «Детям о природе Экология в играх», Ярославль Академия Холдинг 2002.
  3. В.А. Дрязгунова «Дидактические игры».
  4. Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова «И учеба, и игра: природоведение».


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в…

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу»

Детско-родительский проект (по финансовой грамотности) «Знаки – напоминалочки по ресурсосбережению»

Детско-родительский проект (по финансовой грамотности) «Знаки – напоминалочки по ресурсосбережению» (Подготовительная группа) Тип проекта: детско-родительский. Вид проекта: творческо-исследовательский. Участники: дети, родители, педагоги. Масштаб: краткосрочный (1...

Конспект образовательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Степ-аэробика…

Конспект образовательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Степ-аэробика как средство развития двигательной активности дошкольников»

Читайте также

Проект «Путешествие в историю русского быта»

Проект «Путешествие в историю русского быта» Основные характеристики проекта: Тип проекта: практико-ориентированный. По количеству участников: групповой. По продолжительности: две недели. Сроки реализации проекта – 2018-2019...

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета Уже в 1,5 года ребенок может различать 4 основных цвета, хотя и...

Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...