«Беседы у рояля»

музыкальные вечера для детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель. Сегодня мы с вами поговорим о марше. Что это за музыка?

(ответы детей)

Правильно, это музыка для ходьбы. Звуки в ней ровные, четкие, они как бы помогают нам идти: раз-два, раз-два – шагаете вы под марш на зарядке. Это марши спортивные, бодрые, такие, например, как хорошо знакомый вам марш композитора Л. Шульгина. Он праздничный, торжественный. Такие марши специально написаны композиторами для того, чтобы создать у людей приподнятое, радостное настроение. Но есть и другие марши.

Каждый из вас слышал не раз музыку марша. Вспомните, когда и где это было. (ответы детей.)

Музыкальный руководитель. Да, совершенное верно, марши звучат не только на музыкальных и физкультурных занятиях в зале. Гуляя летом в парке, вы вдруг услышали игру музыкантов духового оркестра – они исполняли марши. А вот идут войска на параде. И опять звучит музыка марша. По телевидению часто можно услышать четкие звуки марша. А герои мультфильмов? Вспомните, например, как бодро, с песней шагает войско в мультфильме «Бременские музыканты». (Звучит фрагмент марша Г. Гладкова)

Сегодня, мы устроим парад маршей, хотите? А на каких музыкальных инструментах можно исполнять марш? (ответы детей). Правильно, смотрите и слушайте, к нам кто-то идет.

(Музыкальный руководитель читает программу, придуманную композитором В. Гаврилиным перед прослушиванием пьесы «Генерал идет»)

«Идет по улице генерал. Грудь вся в орденах, сапоги со скрипом, в глазах молнии. Чувствуется, что это отважный генерал. И все относятся к нему с большим уважением. Все остановились, чтобы показать ему свое почтение, а многие совсем сошли на мостовую, чтобы уступить ему дорогу и тем самым уважить его еще больше. Тем более что генерал старый и хромает на левую ногу. И все просто бояться его задеть, чтобы как-нибудь нечаянно его не разрушить».

Дети слушают пьесу «Генерал идет» В. Гаврилина

Музыкальный руководитель.

Как вы думаете, генерал был настоящий или из какого-то смешного представления? (Ответы детей)

Как звучит музыка? (ответы детей)

Музыкальный руководитель.

Да, музыка шуточная, слушая ее, мы чувствуем, как внутри как будто звучит барабан. И, наверное, генерал раньше не воевал, а играл в войну. Играл, как играет в нее сейчас «Маленький командир» из пьесы композитора Майкапара. Сейчас нам её исполнит на фортепьяно юный пианист, а мы представим, что наши пальчики – это ножки маленького командира. (дети слушают пьесу)

Музыкальный руководитель.

Ну что, получилось у вас шагать под эту музыку? (ответы детей)

Да, вы правы, этот командир шагает как-то странно. Все марши шагали на два счета –«Раз-два, раз-два», а этот – на три. Слово «марш» означает «шествие». Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижер. Сами звуки могут командовать движением.

Но вы уже заметили, что музыка- марш – это не только аккомпанемент нашим шагам, но и портрет шагающих. По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать.

Давайте вспомним о сказачно - музыкальном произведении норвежского композитора Эдварда Грига. Скажите мне, какие сказочные существа шествуют под музыку Грига?(ответы детей.) Конечно же, гномы, пьеса так и называется «Шествие гномов». Они быстрые, немного неуклюжие, бегающие вприпрыжку. Они могут быть ласковыми, добрыми, но иногда и злыми. Послушайте еще раз эту пьесу.

Звучит пьеса Э. Грига «Шествие гномов» в исполнении музыкального руководителя

Это музыка марша, но как она звучит? Ровными ли, четкими рядами идут гномы? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель.

Да, гномы гурьбой проходят перед нами, музыка начинается тихо и потом звучит все громче и громче. Как будто гномы приближаются издалека.Они прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место. Музыка звучит то быстрее, то медленнее, то совсем замирает и затихает, как будто гномы остановились, увидев необыкновенную красоту природы. Легкий ветерок колышет листочки, тихо журчит ручеек, но вновь врывается стремительная музыка, которая становится все громче и громче и заканчивается очень громким аккордом.

А теперь я предлагаю поиграть в театр. Мы с вами артисты и будем сейчас изображать гномов под музыку Эдварда Грига (дети импровизируют, делая подражательные движения)

А сейчас прозвучит еще один марш, вы внимательно его послушайте и попытайтесь определить, какие персонажи идут под этот марш

Звучит «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (аудиозапись)

Музыкальный руководитель.

Правильно, вы сразу догадались, что музыка этого марша сказочная, волшебная. Под нее важно шествует злой волшебник – Черномор. Обратите внимание: громкие, отрывистые звуки с резкими ударениями в начале марша рисуют нам портрет злого, страшного волшебника. В средней части мелодию исполняют колокольчики. Они звучат высоко, прозрачно, сказочно. Затем опять повторяется первая часть с резким, громким звучанием всего оркестра.

Давайте представим себя музыкантами, для этого в руки возьмем музыкальные инструменты – колокольчики. Как только вы услышите в марше звучание колокольчиков, то тихонечко подыграйте на своих инструментах.

Звучит «Марш Черномора», дети играют на колокольчиках.

Музыкальный руководитель (подводит итоги беседы)

Сегодня мы с вами говорили о марше. Слушая музыку и сравнивая ее, мы узнали, что марши бывают разные. Мы говорили о свойствах музыкальных звуков, используя которые композиторы рисуют нам яркие музыкальные картины.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию. Тема:…

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию Тема: «Поездка в театр» Цели: Способствовать развитию компонентов детской игры (обогащение игровых действий...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник весеннего равноденствия» Цель: 1. Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями русского народа...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных…

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных пешеходов» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...

Проект «Зимняя прогулка для здоровья»

Проект «Зимняя прогулка для здоровья»