Сайт для воспитателей детских садов



Сценарий народного бурятского праздника «Сагаалган» в старшей и средней группе

Презентация о родной Бурятии (зимняя природа Бурятии) звучит народная мелодия, зал красочно оформлен, выставка поделок, рисунков детей, а также поделок от семьи детей, выставка бурятской кухни (от родителей).

Ведущий 1: Аялга hайхан

Дуута аглаг сайхан

Буурал hаншаг, буряад угсаатан

Сэнхир Сагаан hарамнай

Шэдитэ туяа сасаhаар

Хүдѳѳдайдаар

Гахай жэл оробо.

Ведущий 2: Праздник Белого месяца,

Праздник Белого месяца,

Только доброе ценится,

Только светлое верится!

Гостеприимна традиция наша,

Чтоб друзьями хорошими стать,

Гостю подноситься полная чаша

С лучшим напитком, аршану под стать!

(Преподношение молока гостям.)

Ведущий 1: Хүндэтэ турэлхид, айлшад, багшанар, манай сэсэрлигэй багашуул Сагаан hарын hайндэрѳѳр амаршалаад, таанадтаа хэлэнэбди «Амар мэндээ!!!» (дети встают и говорят – «Мэндээ!!!»).

Ведущий 2: Вот и пришел на древнюю бурятскую землю праздник Белогомесяца - нового года по лунному календарю. А нам жителямБурятии повезло, так как мы можем встречать Новый год дважды: по традиционному и по лунномукалендарю.

Ведущий 1: Дети, как называется новый год, который сегодня отмечаем?

Дети:Сагаалган!!!

Ведущий 1: Дети, давайте скажем по слогам СА-ГААЛ-ГАН. Молодцы!

Ведущий 2: А вы знаете, что название праздника произошло от слова «Сагаан - белый», «сагаан hара – белый месяц». Действительно, сейчас на улице белым бело от снега, вокруг так чисто и светло. Люди встречают праздник белой молочной пищей. По восточному календарю каждый наступивший год имеет название животного.

(Слышится стук.)

Ведущий 2: Кто стучит?

Дети: 12 годов!

Ведущий 2: Встречаем гостей аплодисментами.

(Дети заходят, кланяются и говорят: Мэндээ!!!)

Ведущий 1: Дети вы должны сами отгадать название каждого года.

1. В подполье, в коморке живет серая маленькая….. (мышь - хулгана).

2. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. (заяц - туулай).

3. Дышит пламенем тот зверь, это сказочный зверь. (дракон - луу).

4. Вьется веревка, на конце головка. (змея - могой).

5. Он ретивый, длинногривый скачет полем, скачет нивой. (лошадь - морин).

6. Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (баран - хонин).

7. Лучшие качели, гибкие лианы, это с колыбели знают…(обезьяны - бишэн).

8. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (петух - тахяа).

9. Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (собака - нохой).

10. Спереди пятачок, сзади крючок. (свинья - гахай).

11. Посреди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла. (корова - ухэр).

12. У огромной кошки, шуба вся в полосках. (тигр - бар).

Ведущий 1: Молодцы ребята, здорово отгадываете!!!!

А теперь скажите дети, какой год от нас уходит?

Дети:Змея.

Ведущий 1: А какой год наступает?

Дети: Лошадь.

Ведущий 1: Правильно! А теперь послушаем, о чем они говорят.

Лошадь: Ну что брат¸ уступишь свое место?

Змея: Просто так не уступлю… давай поборемся на руках.

Лошадь: Давай!!!

Ведущий 1: Этот вид рукоборья знают по всему миру(армрестлинг), а в Бурятии этот поединок называется – «Гар буляалдалга».

(Лошадь и змея борются на руках.)

В конкурсе побеждает лошадь, змея уступает свое место.

Змея: А теперь мне пора уходить… БАЯРТАЙ!!!

Ведущий 1: Баян буряад орондом, баатар хубууд байхалэ!!

Конкурс продолжается 6 участниковиз старшей и подготовительной групп.

Итог конкурса 1 место – Гыргешкинов Цыретор (Старш.гр.)

2место – Зурбаев Доржо (подг.гр.)

3 место – Ошоров Бэлигто (подг.гр.)

Ведущий 2: У бурятского народа много традиций и обычаев. В первый день Сагаалгана родственники ходят в гости друг другу и дарят подарки. (Сценка родителей) обряд «Золголго».

Хозяйка:

- Дед, встречай гостей, дети пришли поздравить с Сагаалганом. А я возьму пиалу с молоком для приветствия детей. (Родители встречают детей).

Сын:

- Амар мэндээ, турэлхид!

Отец:

- Мэндээ!

Хозяйка:

- Сагаалагты….!!! (подносит пиалу с молоком)

Гости:

- Сагаан hараар, Сагаалганаар..!!!

(совершается обряд приветствия: младшие протягивают руки ладонями вверх, старшие ладонями вниз, кладут на руки младшим). Сын преподносит хадак отцу, а невестка матери.

Благопожелания – юрѳѳлы:

Сын: Хүндэтэ үндэр наhатан

Аба эжы хоерни

Ута наhатай, удаан жаргалтай

Зуу хүрэжэ зула мэтэ

Бадаржа байхыетнай болтогой!

Невестка: Живите долго на радость детям и внукам, будьте всегда здоровыми и бодрыми.

(Все вместе: Сагаалганаар!!!).

Ведущий 2: Во время праздника Сагаалган, считается, что в каждый дом заходит Белый старец, хранитель очага. Если в доме много еды, все сыты, много гостей и все радостны, то Белый старец дарит этому дому удачу, убирает препятствия в настоящем году. Поэтому, в день сагаалгана не только угощают вкусной едой, но и играли в разные игры, танцевали ехор, отгадывали загадки, рассказывали стихи, считалки, скороговорки, пословицы, поговорки, пели песни.

Ведущий 1:Уужам буряад нютагнай

Уян хонгео дуута

Багашуул байхалэ.

Ведущий 2:Старшая группа исполняет бурятскую песню «Чебурашка тэрэнэй нүхэдүүд» (дети выходят и исполняют песню и танцуют).

Ведущий 1: А знаете дети, что в сагаалган всем прибавляется один год, потому что раньше буряты не запоминали и не записывали дни рождения. Считалось, что в сагаалган всем прибавлялся один год. Кому было три года, стало четыре, кому было четыре, стало пять.

А теперь поиграем в игру (Считалка).

Этот пальчик дедка,

Этот пальчик бабка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик наш малыш и зовут его……(Арюна, Сойжина….)

А теперь на бурятском языке: Барбаадай, Батан туулай, Тоохон тобшо, Толи байса, бишиихан шэгшуудай…

Ведущий 2:Үргэн буряад нютагнай

Уян нугархай багашуул байхлэ!

Ведущий 1: Бурятский танец «Тоб, тоб, тобороб!». Танцует средняя группа.

Еохор наадан гое даа

Еохор хатар hайхандаа!!!

Ведущий 2: В круг скорее гости, детвора!

Танцевать пришла пора!

Тот, кто хочет танцевать

Должен с нами в ехор встать!

(Родители с детьми танцуют ехор в сопровождении народной музыки).

Ведущий 1:

Хүндэтэ манай айлшад, багашуул

Арюун, сарюун, амгалан тайбан

Аза талаантай, алдар солотой

Ажаhуухыетнай болтогой!

Шэнэ жэлээр

Шэнэ hараар

Сагаан сэдьхэлээр

Сагаалганаар!!

Ведущий 2:

Пусть сбудется то, что вами задумано,

Пусть преумножаться ваши богатства,

Пусть небо высокое вас благословит,

Пусть мать земля вас счастьем одарит,

Пусть будут у вас дети и внуки,

Пусть в доме не смолкнет детский смех,

Пусть сбудутся все пожелания в новом году,

Пусть ваших домах царит мир и спокойствие,

Пусть всегда горит огонь благополучия и достатка

Счастья вам и здоровья!

Ведущий 1: Прекрасна наша родная Бурятия земля наших предков. Не забывайте свои традиции и обычаи, свой язык. Берегите и охраняйте родную природу, как берегли наши предки. Помните: Благосостояние и процветание нашей Бурятии зависит от нас, жителей этой прекрасной земли. Так пусть процветает на нашей многонациональной бурятской земле мир и дружба. А вы дружные ребята?

Хором: ДААААААААААА!!!!

Давайте, ребята споем песню о нашей дружбе (дети встают со стульчиков берутся за руки и исполняют песню «Дружба»).

Ведущий 2: Поздравительное слово передается завучу по воспитательной работе. (И от школы дарим вам подарки).

Ведущий 1: Наш праздник подошел к концу! Благодарим родителей за помощь в проведениии утренника. А в группах вас ждет сюрприз. (родители детей приготовили подарки для детей)

ВМЕСТЕ- САГААН hАРААР!!!САГААЛГАНААР!!!!





Новые публикации

НОД «Ключ от снежного королевства»

НОД «Ключ от снежного королевства» Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель применения ИКТ в НОД: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка...

Специфика работы педагога хореографа в детском хореографическом коллективе

Специфика работы педагога хореографа в детском хореографическом коллективе Детское хореографическое искусство, важный компонент современной культуры, составляет сферу личного творческого опыта ребенка...

Конспект игры - беседы с детьми подготовительной группы «Помоги себе сам»

Конспект игры - беседы с детьми подготовительной группы «Помоги себе сам» Программное содержание: - совершенствовать навыки нетрадиционного оздоровления организма и приемы профилактики простудных заболеваний: массаж...

Читайте также

Развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы ребёнка в процессе игры с кук…

Развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы ребёнка в процессе игры с куклой   Часто можно слышать сетования занятых мам и бабушек, стоящих у...

Интегрированное занятие для детей раннего возраста «В стране Воздушных шаров»

Интегрированное занятие для детей раннего возраста «В стране Воздушных шаров» Программные задачи: Развивающие задачи - Дать общее представление о воздушных шарах. Развить у детей навыки активной...

Комплексное занятие «Путешествие в Тиллимилидрямдию» для подготовительной группы

Комплексное занятие «Путешествие в Тиллимилидрямдию» для подготовительной группы Образовательные задачи: Закрепить названия геометрических фигур; учить читать по слогам; продолжать учить решать примеры на «+»...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Наталья
    Очень интересное и легкое занятие, ничего лишнего!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Большое спасибо за идею проведения развлечения

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо!!Очень хороший сценарий! ...!!

    Подробнее...

     
  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

     
  • Ольга Толкачёва
    Спасибо за информацию , за помощь.

    Подробнее...

В блогах

Конкурс "Мой город"

Мои родители супер!!!  

Конспект коррекционно-развивающего занят…

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья  и обладают лечебными свойствами. Задачи: -познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями; -дать детям знания о простейших способах использования лекарственных растений для укрепления организма; -учить приемам...

Итоговое занятие в средней группе "…

Цель: - закрепление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года по различным образовательным областям программы Программное содержание: - закреплять умение классифицировать транспорт - закреплять умение находить четвертый лишний предмет и...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство