Викторина «Наш дом – Земля»

Цель: формировать представления детей о том, что наша планета Земля - большой всеобщий дом.

Задачи:

Образовательные:

- углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.

- познакомить дошкольников с праздником «День Земли».

- формировать представления о планете Земля,

- формировать элементарные представления о месте человека в природном мире,

- привлечь детей к проблеме чистоты окружающей природы,

- формировать интерес к окружающему миру и экологическому сознанию.

Развивающие:

- развивать познавательные способности детей,

- способствовать развитию нравственных качеств характера,

- способствовать развитию мышления, памяти, слуха.

Воспитательные:

- воспитывать чувство восхищения родной планетой,

- воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды,

- воспитывать чувство любви и уважительного отношения к своей Родине,

- воспитывать чувство сопричастности к праздникам своей страны.

Возрастная категория: для детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: иллюстрации на экологическую тему, глобус, жетоны, музыкальный центр, ноутбук.

 

Ход мероприятия:

Вступление:

22 апреля – отмечается Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем.

- Кто знает, какие экологические проблемы существуют?

(Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха и почвы.)

- Именно в «День Земли» принято всеобщими силами бороться с подобными проблемами.

- История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали «Днем дерева».

В течение первого «Дня Дерева» жители штата высадили около 1 млн деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил «День Дерева» официальным праздником. Он отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. В 1970 году свыше 20 млн. человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название «День Земли».

В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн. человек из 141 страны. В России же «День Земли» отмечается с 1992 года.

- Россия - страна не только лесов, полей, рек и морей - одновременно Россия богата разнообразными энергоресурсами и обладает технологиями высокого уровня для их обработки. Поэтому важно России продолжать развиваться, но и нельзя оставлять без внимания нашу природу! Ведь каждый человек, являясь её частью, несёт за неё ответственность.

Сейчас прослушайте стихотворение:

(Тихо звучит музыка «В мире животных», композиция в исполнении оркестра Поля Мориа (Paul Mauriat).)

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля – наш общий дом.

Наш добрый дом,

Просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы должны наш дом сберечь.

Давайте докажем, что не зря

На нас надеется Земля!

- А кто из вас знает, что такое Земля? (Ответы детей.)

Это не только горсть почвы, на которой мы сажаем растения, это большая планета (показывает руками) под названием Земля, а это (показывает глобус) - макет планеты Земля - глобус.

Как вы уже знаете, земля вращается (крутится) (показываю). Повернётся она вокруг себя – вот и прошёл день. За один день, ребята, происходит много событий: люди спешат на работу, на отдых, засеивают поля, собирают урожай, играют в футбол, плавают в бассейне, рисуют картины, играют на инструментах, летят птицы по своим делам, ползут букашки в свои норки. Все заняты своими делами.

Земля - это большой дом, где живём и мы с вами, и многие-многие люди, каждый в своём государстве. Но как вы сами знаете, что не только люди населяют нашу Землю, кто еще обитает на нашей Земле, кто ответит? (Ответы детей.)

Ребята, ответьте на вопрос: что можно увидеть на планете земля?

(Горы, моря, реки, долины.)

Какие цвета преобладают на глобусе? (Синий, зелёный, желтый.)

А сейчас мы разделимся на 2 команды и проведём викторину на тему: «Наш дом – Земля»!

(Дети делятся на две команды и придумывают ей название.)

- Я, за правильный ответ команды буду давать фишку, после окончания викторины подсчитаем и подведем итоги, посмотрим, кто выиграет.

Итак, начинаем!

Задание 1.

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то вы говорите "нет"!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Послушайте стихотворение: (автор Н. Филимоненко)

Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!

- Ребята, воздух, земля, вода и солнце. Это все, без чего нет жизни на нашей планете Земля. Природу нужно беречь и охранять!

Ну, а теперь следующее задание -

Задание 2.

Отгадайте загадки.

1) Всех прилетевших птиц черней,

Чистит землю от червей.

Взад – вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица… « грач».

2) Под крышей я леплю гнездо из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. (Ласточка.)

3) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

4) Что за птица мороза не боится?

Хоть снега лежат везде, у неё птенцы в гнезде? (Клёст.)

5) На полянке у дорожки

Красные горошинки.

Кто мимо пройдёт,

Всяк в рот себе кладёт. (Малина.)

6) Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню-земляникой,

Таню-костяникой,

Машеньку-орешком,

Петю-сыроежкой,

Катеньку-малинкой,

Ваню-хворостинкой! (Лес.)

7) Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек.

Шляпка есть-нет головы. (Гриб.)

8) Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил,

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (Белка.)

Послушайте стихотворение Е. Смирновой.

Давайте вместе землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

Задание 3.

“Правила поведения в природе”

Ребята, мы с вами говорили о том, что человек загрязняет окружающею среду, истребляет животных и растения. Давайте разберемся, только ли вред приносят люди окружающей среде. Какая может быть от человека польза?

Игра: “Хорошо –плохо”.

Рассмотрим условные знаки: Зеленый кружок –положительное влияние на природу, красный –отрицательное. Вы поднимаете и показываете свои ответы – кружочки.

1 Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.

2 Развешивание кормушек для птиц и кормушек для диких животных.

3 Мусор в лесу, оставленный людьми.

4 Розжиг костра в лесу.

5 Очистительные фильтры на трубах заводов.

6 Создание заповедников.

7 Посадка деревьев.

8 Создание красной книги.

9 Собирание цветов, занесенных в красную книгу.

10 Браконьерство.

11 Вырубка лесов.

12 Очищение рек, озер.

Задание 4.

Игра: “Выбери правильный ответ”

(Отвечают капитаны команды.)

1. Почему нельзя загрязнять воду?

- Потому, что в ней погибают живые организмы

- Потому, что будет некрасивый цвет воды.

2. Есть ли в природе бесполезные и ненужные существа?

- Да, например комар, он больно кусается

- Нет, в природе нет ничего ненужного, бесполезного.

3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных и растениях?

- Потому, что их осталось мало, и они совсем могут исчезнуть.

- Потому, что их потом можно будет взять с собой.

4. Какие растения и животные занесены в красную книгу?

- Красивые.

- Которым грозит полное исчезновение с лица земли.

Задание 5.

«Самые эрудированные»

1. Назови, какие ты знаешь лекарственные растения? (Клевер, репейник, мать – и – мачеха, алоэ, шиповник, крапива.)

2. Какие грибы называются так же как деревья, под которыми они растут? (Подберезовик, подосиновик.)

3. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (У хвойных деревьев вместо листьев иголки- хвоинки.)

4. Какое дерево остается зеленым и летом и зимой? (Ель, сосна.)

5. Какую пользу приносят деревья? (Обогащают воздух кислородом.)

6 Какую пользу приносит червяк? (Рыхлит почву, чтобы корни растений получали больше влаги и воздуха.)

7. С какого дерева люди собирают сок? (Береза.)

8. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)

9. Какой гриб носит название животного? (Лисичка.)

10 Как называют человека, который лечит животных? (Ветеринар.)

Стихотворение:

Окружающая среда. Л. Фадеева.

Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!

Задание 6.

Игра “Изобрази животное”. Дети противоположных команд показывают движения животного, а соперники отгадывают его название. (Цель: развитие воображения и умения показать образ животного средствами пантомимы.)

Задание 7.

Ответьте на вопросы:

1. Название жука, у которого на носу – рог? (Носорог.)

2. Какое животное теряет хвост? (Ящерица.)

3. Сок, какого дерева сладок? (Берёзы.)

4. Самое неуклюжее и ленивое животное? (Ленивец.)

5. Назовите птицу, которая умеет плавать под водой? (Пингвин.)

6. Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна.)

7. Кто такой гиппопотам? (Бегемот.)

8. Царь зверей. (Лев.)

9. Король пустыни. (Верблюд.)

10. «Разлинованная лошадка». (Зебра.)

11. Самое высокое животное на земле. (Жираф.)

12. Колючее животное. (Ёж, Дикобраз.)

Задание 8.

Ведущий: Много трав растет полезных на земле страны родной! Помогают от болезней: липа, мята, зверобой! Мы растенья эти знаем, бережем и охраняем! Соберем не на потеху, отнесем мы их в аптеку!

“Лекарственные растения”

- Если ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Лопух.)

- Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)

- Название этого растения говорит само за себя –оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)

- Какие растения помогут укрепить волосы? (Лопух, крапива.)

- Какое растение помогает от кашля? (Ромашка.)

- Какое растение прикладывают на коленку, когда вы ее поранили? (подорожник).

- Какого жгучего растения боятся дети? (Крапива.)

Закончить нашу викторину я хотела бы таким стихотворением:

«Мы в лесу всего лишь гости»
(Звучит тихо аудиозапись «Птичьи голоса в лесу».)

Мой друг, когда приходишь в лес,
Ты - гость, не забывай.
В лесу свои законы есть,
Ты их не нарушай.
И первым правилом, считай,
Должна быть тишина,
Ещё - порядок, чистота,
Она во всём нужна.
Шум страшно напугать порой
Зверей и птичек может.
И хлам, оставленный тобой
Зверьё в пакет не сложит.
Свой мусор уноси с собой,
И затуши костёр,
Запомни, что пожар лесной -
Смертельный приговор
Даже для выживших зверят -
Без дома, без еды…
Пусть совесть не позволит стать
Виновником беды!
Растенье с корнем незачем,
Срывать – погубишь сорт,
А редкое не тронь совсем,
Пускай себе растёт.
Ведь лес - большой зелёный дом,
Его не разрушай,
Свои законы в доме том,
И ты их уважай!

Ведущий подсчитывает фишки за правильные ответы, называет победителя. Благодарит всех детей, подводит итоги, что все молодцы, много знают про окружающую среду и что делать, чтобы не навредить, а приносить только пользу, беречь ее и учить этому своих братьев и сестер собственным примером.

Раздает детям призы (конфеты).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного…

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного возраста

«Цветы. Подбери по цвету»

«Цветы. Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Цветы. Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Конспект НОД по ФЭМП в старше - подготовительной группе «Путешествие…

Конспект НОД по ФЭМП в старше - подготовительной группе «Путешествие в математику» Цель: Формирование элементарных математических представлений. Задачи: 1. Образовательные: Закреплять умение детей считать в...

Читайте также

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях…

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях через проектную деятельность» Месяц Тема Задачи Формы и методы работы с детьми Взаимодействие с родителями Сентябрь-Октябрь Изучение...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Дикие животные»…

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Дикие животные» с применением метода сравнительного анализа Цель: Систематизировать знания детей о диких животных. Программные...