«Осеннее эхо»
Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

Цель: расширять представления детей об осени посредством восприятия произведений искусства (музыки, живописи, поэзии).

Задачи:

Образовательные:

- учить сравнивать произведения искусства (музыкальное произведение, картину, стихотворение) близкие по содержанию и настроению;

- повторить основные элементы музыкальной выразительности (характер, темп, громкость и высота звучания, тембр);

- уточнить знания детей о понятии «музыкальное эхо».

Развивающие:

- развивать музыкальные способности: звуковысотный, тембровый слух, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость, координацию движений, исполнительские навыки;

- развивать коммуникативные навыки, умение высказывать свои впечатления и размышления.

Воспитательные:

- формировать эстетическую культуру на основе знакомства с произведениями искусства.

Оборудование и материалы:

  1. аудиозапись лесных звуков, музыкальных произведений;
  2. осенние листочки, грибочки для танца и аппликации по количеству детей;
  3. музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, деревянные ложки, маракас, треугольник, металлофон).

 

Ход мероприятия

(Дети под музыку входят в зал.)

Музыкальный руководитель: Доброе утро, ребята! Давайте поприветствуем друг друга, вспомним нашу игру-приветствие.

(Дети выбирают себе пару, поют приветствие и показывают движения.)

Игра-приветствие

«Веселей ты шагай, не скучай и не зевай.
Веселей ты шагай, себе пару выбирай.
Здоровайся ладошками: раз, два, три.

И красиво ножками: раз, два, три.
Плечиками, локотками: раз, два три.

И, конечно же, словами: «Здравствуйте!»

(Музыкальный руководитель приглашает детей занять свои места.)

Музыкальный руководитель:

Сегодня мы поговорим о времени года – осень. Перед вами картина художника И.Левитана «Золотая осень». Какое настроение у этой картины?

(Дети рассматривают картину и отвечают на вопрос).

Верно. Осень еще называют золотой. Давайте послушаем, как представляли себе осень русские поэты в своих стихах.

1-й ребёнок:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

(А.С. Пушкин.)

2-й ребенок:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь в дали красуется, там, на дне долин,

Кисти ярко - красные вянущих рябин...»

(А.К. Толстой.)

Музыкальный руководитель:

И хотя осенью бывает немного грустно, но зато приятно гулять по лесу, любоваться осенней природой, вслушиваться в лесные звуки. Ребята, давайте представим, что мы в лесу. Какие звуки можно здесь услышать?

Слушание лесных звуков

(Дети слушают аудиозапись лесных звуков и отвечают на вопрос.)

Музыкальный руководитель:

Я в лесу услышал эхо,
Вот была тогда потеха!
Эху крикнул я: «Давай
Познакомимся с тобой!»
А в ответ услышал: «Ай!
Ай-ай-ай и ой-ой-ой!»
Покатился я от смеха.
«Что с тобой? – спросил я эхо, -
Загрустило почему?»
А оно пропело: «Му-у-у!»
Вот весёлая потеха!
И тогда сказал я: «Эхо,
Для чего мычать тебе?»
Отозвалось эхо: «Бе-е!»
Рассердился я тогда:
«Ты так дразнишься всегда?»
Отвечало эхо: «Да!»

(Е. Раннева.)

Музыкальный руководитель:

Что такое эхо? (Ответы детей.)

Эхо – это повторение звуков. Эхо живет не только в лесу, но и в музыке. Давайте вспомним распевку «Музыкальное эхо». Но сначала разбудим наш язычок.

(Музыкальный руководитель читает текст, дети выполняют действия.)

Артикуляционное упражнение «Язычок»

Наш забавный язычок… дети хором произносят слова

Щелк, щелк, щелк, щелк! щелкают языком

Зубки чистим мы умело, показывают, как чистят зубки

Вправо-влево, вправо-влево.

Мы нисколько не устали. высовывают язычок и «дразнят»

Вверх и вниз им двигать стали.

Словно пчелки пожужжали - звукоподражания: «Ж-ж-ж-ж…»

Как машина, поурчали звукоподражания: «Р-р-р-р…»

Как лошадки, вскачь пустились звукоподражания: «Цок-цок-цок-цок»

Вовремя остановились! Стоп! Останавливаются: «Тпру-у-у-у…»

Музыкальный руководитель:

Давайте вспомним распевку «Музыкальное эхо».

Распевка «Музыкальное эхо» (музыка и слова М.Андреевой)

(Дети поют распевку, затем берут в руки листочки, грибочки и поют песню).

Музыкальный руководитель:

А сейчас наши голоса готовы к пению, и я предлагаю исполнить красивую песню «Осень золотая в гости к нам пришла».

Песня «Осень золотая в гости к нам пришла»

(«мелодическое эхо»)

  1. Желтый лист кружится, медленно летит.

Дождь неугомонный капает, стучит.

Осень золотая в гости к нам пришла.

Кончилась внезапно летняя пора.

2. Осень наступила, высохли цветы.

Раньше мы смотрели как они цвели.

Небо теперь хмурится, ярких красок нет

Осень золотая шлет вам свой привет.

Музыкальный руководитель:

Ребята, а как вы думаете, может ли быть песня без слов? (Ответы детей.)

Да, может, если её исполняет музыкальный инструмент. Сейчас мы в этом убедимся и послушаем «Осеннюю песню» композитора П.Чайковского.

(Дети слушают музыку.)

«Осенняя песня» из альбома «Времена года» В.И.Чайковского

(в оркестровом исполнении)

Музыкальный руководитель:

Какое настроение было у композитора, когда он сочинял эту музыку? (Высказывания детей: грустное, печальное, задумчивое, лиричное…).

Верно. А какие инструменты исполняли это произведение? (Ответы детей).

В нашей песне «Осень золотая в гости к нам пришла» мы повторяли слова за солистом. А что еще можно повторять друг за другом? (Ответы детей).

На меня ты посмотри, все движенья повтори.

(Один из детей показывает движения, другие повторяют).

Игра «Танцевальное эхо»

(Украинская народная мелодия «Гопак», обработка Н.Метлова)

Музыкальный руководитель:

У меня для вас сюрприз - осенние листочки. Предлагаю поиграть в игру «Ритмическое эхо». На мольберте я выложу строчки ритмического рисунка из листочков. Большие листочки – медленные хлопки (та-та), маленькие листочки – быстрые (короткие) хлопки (ти-ти). Я буду хлопать под музыку ритмические строчки в разном порядке, а вы – повторять за мной как «эхо».

Игра «Ритмическое эхо»

(Под музыку Д.Кабалевского «Маленькая полечка».)

Музыкальный руководитель:

Ритм вы сумели точно повторить, молодцы. А еще осень принесла с собой загадки, но непростые, а музыкальные. Сможете их разгадать? (Ответы детей).

Музыкально-дидактическая игра «Угадай голоса»

(«тембровое эхо»)

(Один из детей играет за ширмой на разных детских музыкальных инструментах, другие дети угадывают название инструмента.)

Музыкальный руководитель:

Сегодня мы побывали в гостях у Осени. Мы играли, пели, музыку слушали, картину смотрели, стихи читали. И не заметили как налетел осенний ветер и сдул все листочки с платья Осени золотой. Давайте возьмем листочки и поможем украсить ее волшебный наряд.

Аппликация «Осенний наряд»

Музыкальный руководитель:

Спасибо вам, ребята! Теперь Осень будет радовать нас своим красивым нарядом. А я желаю вам хорошего настроения и прощаюсь с вами. До свидания.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы Цель: повторение и закрепление изученного материала. Задачи: - развивать грамматический строй речи, слуховое...

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями»

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями» Введение. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, то есть совместное определение...

Игра-викторина «Эти удивительные животные»

Игра-викторина «Эти удивительные животные» Игра-викторина «Эти удивительные животные» (познавательное развитие) подготовительная к школе группа № 7 «Говорушки» компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Читайте также

Проект в средней группе «Семья и семейные ценности»

Проект в средней группе «Семья и семейные ценности» Цель проекта: сформировать у детей понятие «Семья», показать её ценность и значимость, способствовать закреплению...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В…

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В гости к солнышку» Цель: Закрепление понятия «Один и много». Задачи:Образовательные: Закреплять у детей понятия «один», «много». Закреплять знание цветов (красный, желтый...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по временам года» Задачи: 1. Систематизировать знания детей о смене времён года. 2. Закрепить названия месяцев...