Сценарий проведения шахматного развлечения «Рождественский Звездный час»

(Для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

 

Цели и задачи:

  1. Популяризация шахмат среди воспитанников младших групп Воскресной школы.
  2. Закрепить знания детей о шахматной пешке, упражнять в ориентировке на шахматной доске.
  3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление; быстроту реакции; волевые качества личности.
  4. Развитие интереса и любви к шахматам.

Оборудование и материалы:

1. Гигантская шахматная доска.

2. Костюмы шахматных фигур и пешек.

3. Маски пешек и ферзей, «ордена».

4. Атрибуты для игр: а) карточки с «адресами» фигур 8-16;

б) вырезанные из картона фигурки пешек черного и белого цвета;

в) большие кубы с наклеенными элементами фигуры для игры «Сложи фигуру»;

г) комплект шахматной доски для игры;

д) «Пешкина шкатулка» с вопросами.

5. Музыкальное оформление.

Ход:

Звучит песня «Рождество». Слова и музыка: С. Брюхно

Выходят 2 пешки:

1 пешка:

- А что такое Рождество?

2 пешка:

- Это праздник, елка, исполнение самых заветных желаний…

1 пешка:

- У меня есть одно заветное желание. Я очень хочу стать королевой.

2 пешка:

Я тоже, наверное, все пешки об этом мечтают.

Выходит ведущий:

Наступило Рождество - пора чудес и сказок. И как, обычно, в нашей школе, оживают шахматные фигуры. В сегодняшний день все возможно. Нужно только быть смелыми, умелыми, дружными, трудности преодолевать, не роптать. И награда придет. Звездный час наступит. Зовите всех пешек на наш праздник.

(Выходят под музыку дети в костюмах шахматных пешек.)

1 пешка:

На второй горизонтали

Мы стоим все восемь в ряд,

Наша воля крепче стали,

Нам дороги нет назад.

2 пешка:

Пять ходов совсем не много,

Легок только первый ход.

Дальше – трудная дорога,

К цели мало кто дойдет.

3 пешка:

Но для смелых близки дали,

Будем смелыми – вперед!

И к восьмой горизонтали

Нас желанье приведет.

4 пешка:

Чем окончится сражение,

Что покажет нам конец?…

В каждом сердце от волнения

Раскаляется свинец.

5 пешка:

Пусть на жертву все согласны,

Только все хотят потом.

Нас удерживать напрасно:

Где опасность – там и дом.

6 пешка:

Как зовут и манят дали, —

Чей вперед идти черед?

Нас к восьмой горизонтали

Наша воля приведет!

7 пешка:

Гибнем, гибнем мы без счета,

Всех ли, нет, смела волна?!

Не считать же, полк иль рота,

Если делу жизнь нужна.

8 пешка:

Пусть трудна, сложна задача

Нам назад идти нельзя, —

Только пешка при удаче

Превращается в ферзя.

Все вместе пешки:

Только смелым близки дали,

Медлить нечего – вперед!

Ах, к восьмой горизонтали

Нас безудержно влечет!.. (Н. Подгоричани. Гимн пешек.)

Ведущий:

-Ребята, у вас уже есть знания о шахматах, вы научились передвигать фигуры, и сегодня вам предстоит проверить свои знания и умения. Скажите, кто в шахматном войске самый главный? (Король.) Итак, приглашаем Короля.

Под музыку выходит Король и поет:

Король.

Я - Важный шахматный король,

Беру над своим войском шефство.

Пока я жив, играю роль,

И процветает королевство.

Король:

-Я очень рад встретить моих любимых пешек. Всех поздравляю с Рождеством Христовым. Я так люблю, когда мои пешки поют. Ну-ка пешки, запевай.

(Песенка - «Мы маленькие свечи», музыка Е.Кавериной.)

Ведущая: - Итак, мы услышали, как пешки могут петь. А теперь, если Король позволит, мы начнем наш «Звездный час». Приглашаем пешек на вторую горизонталь. Ребята, вы знаете, какие трудности должна преодолеть пешка, чтобы превратиться в фигуру? (Да).

Пешки должны быть не только храбрыми и умными, но и ловкими, и быстрыми. Выполняя каждое задание, вы будете продвигаться по шахматным полям вперед к полю превращенья. Вы готовы выполнять задания? А трудностей не боитесь?

Итак, первое задание, проверим ловкость, быстроту.

Конкурс – разминка «Передай пешку».

Первое задание: дети становятся по кругу, в руках одного ребенка пешка, звучит музыка, пешку передают из рук в руки за спиной, Король пытается угадать, у кого пешка. Если Король угадает, у кого пешка, тот ребенок садится на стул (или выполняет задание Короля - попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.).

Второе задание: дети становятся в колонну, по сигналу Короля передают пешку над головой в конец колонны, а в обратную сторону передают пешку между ног, пока она не окажется у первой пешки. Главное, чтобы пешка не упала. Все пешки должны быть дружными и внимательными.

Король:

- Молодцы, пешки. Разрешаю вам двинуться через одно поле.

(На демонстрационной доске передвигают пешки на 4 горизонталь.)

Ведущая: - Первое задание выполнено и оно не самое сложное, а вот следующее задание вам даст Конь.

Выходит Конь под музыку и поет:

Цвета меняю, как перчатки,

На каждом на своём ходу,

То с королём играю в прятки,

То с королевой в чехарду. (Р.Винокур.)

Ведущая: - Какое же задание нам приготовил Конь?

Конь: - Всех с праздником поздравляю! А для пешек есть задание: ответить на вопросы «Пешкиной шкатулки».

(Помощники детям раздают вырезанные и бумаги пешки белого и черного цвета.) Напоминаю, как вы должны отвечать. Если вы согласны с тем, что я скажу, поднимаете вверх белую пешку, если такого в шахматах не бывает, вы поднимаете черную пешку.

(Вытаскивает из шкатулки вопросы.)

- На доске в начале боя 32 фигуры (белая).

- Конь может пойти куда захочет (черная).

- Слон ходит по горизонтали (черная).

- Пешка может превратиться в любую фигуру, кроме короля и пешки (белая).

- Ферзь может ходить как ладья и как слон (белая).

- Короля можно бить (черная).

- Пат - это ничья (белая).

- Пешка бьет наискосок (белая).

- Зимой пешка может превратиться в снеговика (черная).

Ведущая. Ну, что же на вопросы ответили правильно. А теперь для Коня новогоднее поздравление. (Выступление детей «Рождественский танец».)

Конь: Огромное спасибо, порадовали меня. Вы такие умные и смелые, можете пройти на следующее шахматное поле – на 5 горизонталь, но помните, что впереди еще сложные испытания.

Король: Разрешаю перейти на 5 горизонталь.

(На демонстрационной доске передвигают пешки на 5 горизонталь.)

Ведущая: А теперь послушайте стихи, которые для нас приготовили юные пешки-артисты.

Божья елка

Г. Гейне.

Ярко звездными лучами

Блещет неба синева…

— Отчего, скажи мне, мама,

Ярче в небе звезд сиянье

В ночь святую Рождества?

Словно елка в горном мире

В эту полночь зажжена

И алмазными огнями,

И сияньем звезд лучистых

Вся украшена она?

— Правда, сын мой, в Божьем небе

Ночью нынешней святой

Зажжена для мира елка

И полна даров чудесных

Для семьи она людской.

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там, вдали:

Светят в них дары святые —

Для людей — благоволенье,

Мир и правда — для земли.

Рождество

Г. Лонгфелло.

Кругом рождественская мгла.

Во мгле гудят колокола,

И с ними в лад Слова звучат:

«Мир на земле и счастья всем!».

Я чувствовал, как в этот день,

Жизнь городов и деревень

Объединив, звучит призыв:

«Мир на земле и счастья всем!»

Ведущая: - Большое спасибо. Продолжаем «Звездный час». Следующий конкурс для вас приготовил Слон.

Входит Слон и поет: 5

Лишь одноцветные поля 

Слона в походе привлекали. 

Он на чужого короля 

Нацелен по диагонали. (Автор: Винокур Роман.)

Слон: - А вы умеете на шахматной доске ориентироваться? поля шахматные находить? Внести шахматный ковер! (Помощники вносят гигантскую шахматную доску.)

Игра «Найди шахматное поле»:

Детям дают карточки с «шахматным адресом», например «а4», «в8» … По команде:

«Раз, два, три, поле найди!» - дети занимают поле на гигантской шахматной доске.

(Игра проводится 2-4 раза, участники меняются карточками.)

Слон - Сложное задание, но вы справились.

Ведущая: - Уважаемый Король, оцените, пожалуйста, как дети выполнили задание.

Король: - Задание пешки прошли успешно, разрешаю всем перейти на 6 горизонталь.

(На демонстрационной доске продвигают пешки на 6 горизонталь.)

А для Слона исполните Рождественскую песню.

(В исполнении детей звучит немецкая Рождественская песня, обработка В.Аверина «Вы, ангелы, к нам летите скорей».)

Ведущая: - А теперь приглашаем еще одну важную фигуру – Ладью.

Ладья поет:

Мой манёвр - сплошной кроссворд. 

Горизонтали, вертикали... 

Ладье по нраву - "тихий" ход, 

Но вот - удар, и враг в печали! (Автор Роман Винокур.)

Ладья: - Как пешки поют, я уже слышала, а вот умеют ли они играть на музыкальных инструментах? (В исполнении ансамбля гитаристов звучит песня «Как прекрасен этот мир». (Слова А.Харитонова, музыка Д.Тухманова.)

- Ладья: - Молодцы, очень красиво. А теперь мое задание и игра

«Шахматный магазин»

- Ребята, вы знаете, что в шахматной стране самая маленькая единица - это пешка. Ценность каждой фигуры вы тоже знаете. Сейчас мы проверим ваши математические способности, как вы умеете считать. Нужно решить математические задачи:

1. Чему по силе равны конь и слон? - Дети отвечают: (6 пешкам, Ладье и пешке…)

2. На какие фигуры можно поменять ферзя. (3 легкие; ладью, легкую фигуру и пешку.)

3. Сколько пешек в ладье и ферзе вместе. (14.)

4. У вас 9 пешек, какие фигуры вы можете купить. (Ферзя, 3 легкие фигуры, ладью, легкую фигуру и пешку.)

5. В начале боя у вас было 16 фигур к концу игры осталось ладья, слон, конь, пешка и король. Сколько фигур осталось к концу игры? (5.)

6. Какова сила короля, если измерять его пешками? (Король бесценный.)

7. Сколько возможно ферзей на доске? (9.)

8. Сколько полей на шахматной доске? (64.)

9. Сколько полей на шахматной доске занято фигурами в начале игры? (32.)

Ладья: - С заданием справились!

Ведущая: Король, можно пешек отправлять на предпоследнюю горизонталь?

Король: Разрешаю стать на седьмую горизонталь.

(На демонстрационной доске передвигают пешки на 7 линию.)

Ведущая: - А теперь, перед последним заданием, предлагаю игру со зрителями и родителями.

Загадки для зрителей:

Загадка №1

Стою на самом краю,

Путь открою – подойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу

Ответ: Ладья.

Загадка №2

Я силой и мощью своей

Лишь по прямым полям

И линиям прокладываю путь.

И горе тем, кто на пути моем

Пытается «вздремнуть».

Ответ: Ладья.

Загадка №3

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит.

Ответ: Слон.

Загадка №4

Когда мы встанем в строй,

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой,

У каждого путь – свой.

Ответ: Белопольные и Чернопольные Слоны

Загадка №5

Два братца в одной армии служат,

А встретится друг с другом не могут.

Ответ: Белопольные и Чернопольные Слоны.

Загадка №6

Я смел, и строен, и высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок.

Ответ: Слон

Загадка №7

Передвигаются не косо и не прямо,

А буквой «Г» — так шахматисты говорят.

Ответ: Конь

Загадка №8

Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу шагнуть!

Ответ: Король.

Загадка №9

Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут.

Ответ: Король.

песня «Все родители грустят» на мотив «Песня Первоклассника»

Ведущая: Веселая песенка для родителей!

- Последнее задание - одно из сложных. Из кубиков вы должны выложить шахматную фигуру, в которую можете превратиться, если доберетесь до восьмой горизонтали.

(Детям предлагаются кубики, на которых изображены фрагменты шахматной фигуры, под музыку дети выкладывают эту фигуру, Король помогает.)

Ведущая задание выполнено, мы проверим, Ребята, какая фигура у вас получилась? - Ферзь.

Выходит Ферзь и поет:

- Я - Королева Шахмат,

И в Шахматной стране,

Я правлю королевством,

Здесь всё подвластно мне!

На поле черно-белом

Стоят фигуры в ряд.

Красиво и умело

Веду их на парад!

Шагают пешки, кони

То поперёк, то вдоль.

Одна сижу на троне,

Мне служит сам Король! (Автор Макарова Ольга.)

Ведущая: Король, могут ли пешки стать на 8 горизонталь? (Да.)

Ведущая: Вы все трудности преодолели, друг другу помогали, были смелыми и мудрыми. Наступая на 8 горизонталь, закройте глаза и помечтайте. В это Рождественское время все люди, звери, птицы и даже сказочные персонажи и шахматные фигуры приносят дары младенцу Христу. Наши пешки приносят дары в виде послушания и стремления многому научиться. Внимание, наступает «Звездный час».

Дети становятся на 8 горизонталь, звучит музыка «Вальс цветов». Ведущая, Король надевает детям маски ферзей.

Ведущая. Каждая пешка получает награду: Орден Ферзя.

(Король выдает Ордена.)

На этом наш праздник заканчивается: (Звучит песня «Ангел летит». Слова: Игорь Шевчук, Музыка: Евгения Зарицкая.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ Цель: - активизировать интерес детей к классической музыке и музыкальной культуре; обогащать музыкальные впечатления...

Электронные образовательные ресурсы в деятельности воспитателя ДОУ

Электронные образовательные ресурсы в деятельности воспитателя ДОУ Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые...

Читайте также

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма Месяц Тема Цели и задачи Методы и приемы сентябрь «наш город Ворсма» Сформировать у детей представление о родном...

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней…

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней группе Аннотация Возраст: от четырёх лет. Средства выразительности: пятно. Материал: краски гуашевые, кисти, альбомные...

Информационный проект «Улицы моего города»

Информационный проект «Улицы моего города»